Москва, 19 января. Во всем мире отмечают 150 лет со дня рождения Константина Станиславского (он родился 5 (17) января 1863 года — Прим. ред). Актер, режиссер, создатель легендарного МХТ, в начале 20 века он совершил настоящую театральную революцию, превратив театр из балагана в элитарное искусство. На книгах Константина Сергеевича об актерском мастерстве выросло не одно поколение знаменитых актеров. Его жизнь в искусстве вспомнил корреспондент телеканала «МИР 24» Борис Чесноков.
Москва, 19 января. Во всем мире отмечают 150 лет со дня рождения Константина Станиславского (он родился 5 (17) января 1863 года — Прим. ред). Актер, режиссер, создатель легендарного МХТ, в начале 20 века он совершил настоящую театральную революцию, превратив театр из балагана в элитарное искусство. На книгах Константина Сергеевича об актерском мастерстве выросло не одно поколение знаменитых актеров. Его жизнь в искусстве вспомнил корреспондент телеканала «МИР 24» Борис Чесноков.
В канун юбилея Константина Станиславского в обновленном театре имени Ермоловой продолжают традиции мастера. Ищут новые формы, идут на эксперименты. Например, «Снегурочку» Островского играют в ритме регги, аккомпанируют музыканты Гарика Сукачева из «Неприкасаемых».
В зале театра Ермоловой собрались те, кто по заветам Константина Сергеевича работает всю жизнь. Актер Сергей Юрский, получивший премию Станиславского, вспоминает, что мечтать о театре начал после того, как прочел его книгу «Моя жизнь в искусстве».
Премию Станиславского получил и немецкий актер Мартин Вуттке за роль Гитлера. Он сыграл фюрера в театре и в картине Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Чтобы вжиться в образ, Вуттке несколько месяцев изучал в архивах подлинные документы и биографию Гитлера — совсем, как завещал Станиславский. Главное напутствие мастера артистам — всегда быть собой, но в предлагаемых обстоятельствах.
У члена жюри премии Станиславского Константина Райкина даже есть вопросы к мэтру.
По методу Станиславского до сих пор работают самые известные голливудские актеры: Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Дастин Хоффман, Эдриан Броуди. Последний готовился к съемкам в «Пианисте» Романа Поланского по любимой методике: и без того субтильный артист похудел на 13 килограммов и всего за полтора месяца научился играть на фортепьяно. Чтобы прочувствовать в полной мере ужас одиночества, которое переживает на экране его герой, Броуди даже расстался с девушкой. Такую жертвенность Константин Сергеевич наверняка бы оценил. Ведь во время репетиций спектаклей он не жалел ни себя, ни актеров.
Средневековая кольчуга из коллекции музея МХТ не облегченная бутафория, а настоящий антиквариат. Станиславский выходил в ней на сцену в образе Шуйского в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович». Режиссер сам ездил в экспедицию на поиски старинной одежды. Костюмы нашлись, и потом уже легенды МХАТа Ольга Книпер и Мария Андреева вручную пришивали недостающую фурнитуру на кокошники и сарафаны.
Знаменитый спектакль «Тартюф» артисты репетировали в квартире Станиславского в Леонтьевском переулке.
На выставке к юбилею Станиславского показали первое издание «Моей жизни в искусстве» 1926 года. В дарственной подписи автор указывает, что при подготовке спектакля важнее не декорации, а звуки.
На архивных фотографиях Константин Сергеевич в образе Сатина из Горьковского «На дне» и Аргана из «Мнимого больного» Мольера. Для эффекта опухшего лица актер подкладывал вату в щеки и ноздри. Большинство этих снимков внучка Станиславского Ольга Игоревна видит впервые — семейный архив давно утерян. Но рассказы о знаменитом родственнике до сих передаются в семье из уст в уста.
Историю со знаменитой танцовщицей вспомнил и режиссер Кирилл Серебренников. Специально к 150-летию Станиславского он создал документальный спектакль «Вне системы». «Не верю!» во время постановки не мог воскликнуть ни один зритель, ведь в ее основе — только подлинные архивные документы. Режиссер хотел, чтобы зрители узнали, каким Станиславский был человеком.
«Надо понимать, что Станиславский фигура трагическая. Его трагедия в том, что он создал театр, который на его глазах превратился в партноменклатурное, кгбистское место, страна стремительно варваризировалась, и пришли люди, которых он совершенно не понимал. Человек очень высокой культуры и моральных принципов, человек, служащий искусству, так и не смог встроиться в страну большевиков», — поясняет режиссер-постановщик, художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников.
В постановке «Вне системы» нашлось место и для почти анекдотических историй. Например, о том, как Константин Сергеевич ездил в Америку, а знакомый миллионер преподнес ему роскошный подарок — автомобиль. Но Станиславский машины не любил и поэтому сильно переживал. Этот случай описал в своих воспоминаниях друг Станиславского актер Михаил Чехов.
Этот спектакль критики уже назвали одним из главных событий сезона. Жаль, что увидели его лишь избранные театралы — постановку показали всего раз, в основном репертуаре ее не будет. Но это не последний подарок на день рождения Станиславскому. Возле школы-студии МХАТ в Камергерском переулке в этом году установят ему и Немировичу-Данченко памятник. Кроме того, пройдет конференция о том, как должен развиваться современный театр, ведь постоянное движение вперед, развитие искусства было для Станиславского смыслом жизни.
Источник: mir24.tv