Спектакли, которые невозможно пропустить
«Лучший сыр в мире — швейцарский, а лучший балет — труппа Григоровича», — такая шутка бытует в артистической среде», — так начинает газета «Наш Техас» материал, посвященный проходящим в городах США гастролям Театра балета Юрия Григоровича. Гастрольный тур посвящен самому маэстро, который 2 января этого года отметил свое 85-летие
Спектакли, которые невозможно пропустить
«Лучший сыр в мире — швейцарский, а лучший балет — труппа Григоровича», — такая шутка бытует в артистической среде», — так начинает газета «Наш Техас» материал, посвященный проходящим в городах США гастролям Театра балета Юрия Григоровича. Гастрольный тур посвящен самому маэстро, который 2 января этого года отметил свое 85-летие
Великий русский хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович является фигурой уникального формата. На протяжении более полувека он считается одним из наиболее уважаемых публикой и критиками хореографов. Балеты, поставленные Григоровичем, сегодня доминируют в классическом балетном репертуаре. Он обладатель десятков престижных международных наград, пишет издание.
Юрий Григорович родился в Ленинграде в 1927 году, учился хореографии в Ленинградском училище (ныне Петербургская академия русского балета имени Вагановой). Григорович начинал как танцовщик в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр), где оставался солистом до 1961 года. В 1964 году стал главным балетмейстером, а затем художественным руководителем балетной труппы Большого театра и оставался им до 1995 года, напоминает газета.
«Большой балет Григоровича» свыше тридцати лет держит в неослабевающем напряжении общество. За это время, по подсчетам самого мастера, во главе замечательного коллектива он совершил 96 гастрольных турне. Все эти гастрольные поездки пропагандировали по всему свету искусство Большого балета, закрепившего лидерство русской классической школы и выдвинувшего на мировую сцену ярчайшую артистическую плеяду.
В числе авторских спектаклей, поставленных в свое время Григоровичем в Большом, «Спартак», в котором танцевали Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Екатерина Максимова и Наталья Бессмертнова, «Щелкунчик», «Иван Грозный», «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Золотой век», «Ангара». За рубежом судьба сводила его со многими коллегами, артистами, знаменитыми русскими эмигрантами — Игорем Стравинским, Брониславой Нижинской, Сержем Лифарем. И все они неизменно становились друзьями и единомышленниками Григоровича, пишет издание.
Покинув Большой театр, уехав в Краснодар, знаменитый балетмейстр создал свою собственную балетную группу под названием «Театр балета Юрия Григоровича». С ней он осуществил множество своих балетных постановок и классических спектаклей, показанных в городах России и во многих зарубежных странах. Причем каждый раз постановки не переносились механически на другие сцены, а совершенствовались, создавались новые редакции.
Несмотря на свой возраст, и сегодня Юрий Григорович продолжает традиции классического русского балета, ставит новые спектакли, передает свои знания и опыт молодежи. Например, первой балетной премьерой на исторической сцене Большого театра, открытого в ноябре 2011 года после продолжительной реконструкции, стала «Спящая красавица» в постановке мастера.
Итак, в Большом продолжают идти уже без него его же постановки, а газета «Таймс» напишет: «В России есть три великих балетных коллектива — в Большом, Мариинке и Краснодарском театре».
В его труппе — жесткая дисциплина, пунктуальность, отмечает издание. Больше всего в артистах балетмейстер не любит расхлябанности, требуя и от себя по максимуму. Маэстро признался в одном из интервью, что очень серьезно готовится к репетициям: «Я, если прихожу на репетицию, сам перетанцую все партии. Ну как могу, конечно. Но я перетанцовываю все сам. Перед зеркалом с пианистом».
Театр балета, руководимый Юрием Григоровичем, привозит в Техас (Даллас и Сан-Антонио) три балетных спектакля: «Корсар», «Спартак» и «Легенды русского балета», сообщает газета.
Особого внимания заслуживает балет «Спартак» в редакции Юрия Григоровича — третья версия балета на сцене Большого театра. Первая, созданная Леонидом Якобсоном в 1956 году, быстро исчезла из репертуара. У второй, поставленной Игорем Моисеевым в 1958 году, сценическая жизнь также была недолгой.
Версия, предложенная Юрием Григоровичем (ее премьера состоялась 9 апреля 1968 года), потрясла основы основ балетного театра того времени, пишет издание. «Спартак» ставился неоднократно, менялись танцоры и постановщики. Революционная хореография Григоровича, а также исполнители главных мужских партий Владимир Васильев и Марис Лиепа сделали этот балет бессмертным.
Балет в точности передает атмосферу того времени — жестокую и романтичную, трагическую и чувственную, эпоху блистательного упадка Рима. «Спартак» — это зрелище, которое невозможно пропустить, подчеркивает газета «Наш Техас».
Наследие Сержа Лифаря
Аукционный дом Hôtel des Ventes подготовил еще одну сенсацию для всех, кто интересуется русской историей и культурой. Ее можно будет увидеть собственными глазами с 9 по 11 марта 2012 года, сообщает швейцарская «Наша газета.ch».
Это более 300 рисунков, гравюр и картин ведущих художников двадцатого столетия: Марка Шагала, Макса Эрнста, Хуана Гриса, Франсиса Пикабиа, Пабло Пикассо; 3 000 фотографий известных студий, запечатлевших отрывки русских балетов и персоналий начала 20 века; неизвестные ранее рисунки и рукописи Жана Кокто.
«Наша газета.ch» уже рассказывала читателям о женевском аукционном доме Hôtel des Ventes, в деятельности которого в последнее время явно наблюдается ориентация на Россию. В декабре 2011 года 300 оригинальных и неопубликованных ранее фотографий семей Александра III и Николая II, представителей последней царской семьи России, были проданы за 1,6 миллионов швейцарских франков.
И вот новое событие, которое, уверено издание, не оставит равнодушными как профессиональных коллекционеров, так и просто всех тех, кто любит балет, ведь речь идет о наследии великого танцовщика 20-го века Сержа (Сергея) Лифаря.
В середине марта глава аукционного дома Бернар Пиге выставит на продажу коллекцию графини Лилиан Алефельд-Лорвиг, наследницы и близкой подруги Сержа Лифаря. Вот его комментарий: «Эта коллекция, с ориентировочной стоимостью свыше одного миллиона франков (€1 миллион, $1,5 миллиона), включает не только свидетельства главных событий артистической и художественной жизни 20-го столетия, но и личные предметы, которые танцор хранил в течение своей жизни».
На этом аукционе коллекционеры и поклонники смогут увидеть не только рисунки Пикассо, оцененные на сумму более CHF 100 000, но и программы с автографами (CHF 200), чемодан Лифаря (CHF 300) и его любимого игрушечного мишку (CHF 200).
Серж, а вернее Сергей Михайлович Лифарь, был по происхождению русским, напоминает издание. Он родился в 1905 году в Киеве, на Тарасовской улице, в семье скромнoго служащего Департамента водного и лесного хозяйства Михаила Лифаря и его жены Софьи Марченко.
Уже в детстве ему повезло: Серж Лифарь был приобщен к танцу сестрой великого Вацлава Нижинского — Брониславой. В 1922 году Нижинская эмигрировала в Париж, где сотрудничала со знаменитым «Русским балетом» Сергея Дягилева. Через год она пригласила в трупу своих лучших учеников, среди которых был и Лифарь. В Париже его учителями стали виртуозный итальянец Энрико Чекетти и бывший наставник Вацлава Нижинского Николай Легат.
Очень скоро Лифарь был принят в труппу «Русского балета» и до 1929 года участвовал практически во всех ее постановках. Но в августе 1929-го Дягилев умер, и труппа прекратила свое существование. Серж Лифарь чувствовал, что был еще слишком молод, чтобы взять на себя управление труппой и продолжать танцевать. По просьбе Жака Руше, директора Парижской Оперы, Лифарь присоединился к этому престижному французскому учреждению, чтобы создать хореографию к балету «Творение Прометея» на музыку Баха.
Это было триумф. Лифаря превознесли и как балетмейстера, и как танцора. Тем же вечером Руше назначил его главным балетмейстером и премьером в «Гранд-Опера», что стало началом ошеломительной карьеры для молодого тогда еще танцора — ему было всего 25 лет! По мнению специалистов, он сыграл такую же роль в становлении французского балета, как француз Мариус Петипа в становлении балета русского.
Неприятная страница жизни Лифаря, как и многих деятелей французской культуры его поколения, связана с периодом оккупации Франции гитлеровской Германией. Дело в том, что в 1939 году, несмотря на начало войны, Лифарь остается в Париже и продолжает возглавлять театр, создавая свои лучшие спектакли, и, объективно, спасает французский балет от гибели. В 1943 году состоялась премьера одной из жемчужин Лифаря — «Сюиты в белом», рассказывает газета.
Французское Движение Сопротивления в Лондонe обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Лифарь покидает город и в 1944 — 1947 годах возглавляет труппу «Новый балет Монте-Карло». После войны Национальный французский комитет по вопросам «чистки» отменил обвинение, и балетмейстер триумфально вернулся в родной театр, бессменным руководителем которого он оставался до 1958 года, когда был окончательно уволен.
Необыкновенный набор из трех тысяч фотографий за подписями известнейших мастеров того периода, таких, как Энтони, Дуано, Ман Рэй, Анна Мария Генрих, Серж Лидо, студии Harcourt, Лепницкий, Пьяз, Саша, Vogue, запечатлели Лифаря в расцвете его карьеры или рядом с выдающимися лицами его эпохи: Ингрид Бергман, Марк Шагал, Коко Шанель, Чарли Чаплин, Жан Кокто, Джорджио де Кирико, Аристид Меллоль, Фрэнсис Пуленк, маркиз Джордж де Куэвас, Жак Превер, Пикассо, Поль Валери, Комт де Бомон, Марк, Мари-Лор де Ноель, пишет издание.
На всех «балетных» фотографиях предстает танцор невероятной красоты, и понятно становится, почему он приводил в такой восторг публику. Энергия и жизненная сила, очевидные на этих фотографиях, дают возможность проникнуть в суть экстраординарного таланта танцора.
Газета отмечает, что для создания декораций к своим балетам Сергей Дягилев пользовался услугами художников-авангардистов, дав многим из них известность. Так, для постановки балета «Ромео и Джульетта» в 1926 году он попросил Макса Эрнста и Джоан Миро создать костюмы, декорации и реквизит. Hôtel des Ventes выставит на продажу картину «Солнце, 1926» Макса Эрнста, которая стала одним из таких реквизитов (оценочная стоимость: CHF 100 000-150 000).
Практически все работы из коллекции Лифаря, представленной в Hôtel des Ventes, так или иначе связаны с балетом и украшены подписями, не нуждающимися в комментариях: Бакст, Александр Бенуа, Берард, Бушен, Браер, Баффет, Шагал, Кокто, Эрнст, Гончарова, Грис, Лежер, Майолль, Пикабия, Пикассо, Стравинский…
Мэтр часто работал с Натальей Гончаровой и сохранил несколько ее работ, написанных акварелью (CHF 6 000-8 000), а также великолепную деревянную модель (CHF 30 000-50 000). Работы датированы 1943 годом и были созданы для декораций и реквизита к балету «Шота Руставели», рассказывает издание.
Пабло Пикассо также даровал Сержу Лифарю несколько посвященных ему работ. Например, 29 августа 1962 года мастер кубизма посвятил Сержу Лифарю «Падение Икара» (CHF 60 000-80 000) и «Лифарь как Икар» (CHF 80,000-120,000). Оба произведения были частью декораций и реквизита для одноименного балета в Парижской Опере, в котором Лифарь исполнил заглавную роль, сообщает газета. Художник также изобразил чернилами и гуашью «кубистский состав с гитарой и разделением» для «моего друга Лифаря» (оценен в CHF 70 000-90 000).
Работы друга и великого поклонника Лифаря Жана Кокто достойны особого внимания. Танцовщик получил их из рук Кокто и Коко Шанель, с которыми дружил до конца жизни. Эти работы включают эскизы, иллюстрирующие его книгу «Опиум» (оценочная стоимость CHF 40 000-60 000), рукописи главных работ, таких как «Орфей» (CHF 10 000-15 000), «Адская Машина» (CHF 10 000-15 000), «Ангел Эртюбиз» (CHF 6 000-9 000) и блокнот, содержащий более 40 эскизов к его кругосветному путешествию с Марселем Хиллом (CHF 20 000-30 000).
Жан Кокто также вручил Лифарю несколько стихов, написанных Реймондом Редигуетом (CHF 8 000-12 000), талантливым французским поэтом, умершим в возрасте 20 лет от брюшного тифа, рассказывает газета.
Неутомимый коллекционер, Серж Лифарь был вынужден пустить с молотка значительную часть своей коллекции на аукционах в Монако, Париже и Лондоне. О причинах такого решения он писал в письме к наследникам в 1975 году: «Сегодня я имею лишь скромную пенсию от Парижской оперы, поэтому не в состоянии сохранить коллекцию. Меценаты обошли меня вниманием, я вынужден попрощаться с этой сокровищницей русской культуры, „отпустить на волю“ все книги и альбомы, чтобы они стали достоянием историков, библиотек».
Сейчас часть библиотеки Лифаря (817 томов) хранится в Киеве, в отделе искусств Публичной библиотеки им. Леси Украинки. В дар Украине ее передала подруга хореографа графиня Лиллан Алефельд.
Эта дама, пишет издание, для многих читателей остается «прекрасной незнакомкой», хотя именно ей мы обязаны предстоящими невероятными торгами. Вернее, ее наследникам, разбросанным по всему миру, но имеющим в Швейцарии адвокатов, представляющих их интересы.
Как пояснил «Нашей газете.ch» директор аукционного дома Бернар Пиге, «они обратились именно к нам потому, что у нас уже есть опыт работа с подобными коллекциями, от Чарли Чаплина до дома Романовых. Кроме того, в профессиональных кругах мы пользуемся репутацией команды, работающей эффективно и оперативно…»
«Лиллан» — это прозвище, а звали ее Инга Лиза, она была шведкой, урожденной Нюмберг, дочерью богатого промышленника, родилась 9 августа 1914 года, официально замужем была четыре раза… Будучи замужем за датским графом Карлом Алефельд-Лорвигом, графиня приблизилась к кругам будущего Короля Непала, а Сержа Лифаря, любовь всей ее жизни, встретила в 1958 году, в момент его окончательного разрыва с Парижской оперой.
Они были глубоко и искренне привязаны друг к другу и прожили вместе более 30 лет. Лифарь посвятил ей свою последнюю книгу, «Мемуары Икара», надписав: «Графине Лиллан Алефельд-Лорвиг, золотому сердцу и чистой душе, моей духовной музе и преданному другу во всех обстоятельствах».
После смерти Лифаря в 1986 году в Лозанне графиня унаследовала его коллекции и написала ему прощальное письмо, заканчивающееся словами: «Мой дорогой Серж, в тени и в свете, Вы всегда были великим властителем, Лиллан».
Их союз не распался и после смерти: Серж и Лиллан (скончавшаяся в Лозанне 27 августа 2008 года) похоронены в одной могиле на русском кладбище Парижа, носящем имя Святой Женевьевы, сообщает швейцарская «Наша газета.ch».
Масленичная неделя в Стратфилде
В Прощеное воскресенье по традиции в зале при соборе Св. Петра и Павла в Стратфилде отмечают завершение Масленицы большим и веселым праздником. Сестричество и все их помощницы с раннего утра на ногах, готовят блины, закуски, пишет австралийская газета «Единение».
Сразу после праздничной службы прихожане и священники собрались в зале. Рассчитывали на 160 человек, но пришло больше.
Около 2000 блинов испекли в этот день. Невозможно было удержаться, все диеты были отложены до следующего дня. К блинам была подана и селедка, и красная рыба, и икра, рассказывает газета.
Испекли к столу также разнообразные торты. Конечно, каждый может дома испечь блины, но насколько радостней испытать их вкус в кругу своих друзей, в веселой и радостной обстановке. Тем более зная, что впереди начинается Великий пост, отмечает издание.
О том, как провели священники и прихожане неделю Масленицы, «Единению» рассказал отец Георгий Лапардин.
«На церковном языке эта неделя называется сыропустная. Воскресенье — последний день, когда мы можем есть такую пищу. Завтра начинается Великий пост, это строгий пост. Но сегодня все успевают и блинов поесть, и рыбу, и сметану», — сказал священник.
Настроение у прихожан хорошее. Эта неделя особенная. Раньше в России все жители целую неделю праздновали Масленицу. В Стратфилде трудно было собрать всех, но все же пришло немало людей. По церковным правилам эта неделя уже является подготовкой к посту. Время сосредоточиться, чтобы начать Великий пост серьезно и достойно, отметил собеседник издания.
Рассказал отец Георгий и о новых событиях в жизни собора.
«В прошлом году Владыка Иларион назначил второго священника, отца Семена. Он как раз сегодня именинник. Отец Семен из Сиднея, а матушка закончила православный Свято-Тихоновский университет в Москве, а затем жила в Вашингтоне. Сейчас у них маленькие дети. Когда они подрастут, мы надеемся, она сможет в школе заниматься с детьми, петь на клиросе», — рассказал священнослужитель.
Прихожане, по его словам, не оставляют собор, приходят на службы. «Если прихожане есть, значит, в храме делается все правильно, растет у нас и прицерковная школа», — подчеркнул отец Георгий.
В ближайших планах прихода — роспись собора. «В настоящее время мы разрабатываем эскизы, проекты. Необходимо подобрать тональность, разработать тему росписи, сделать рисунки заранее, чтобы люди видели, как будет расписан собор. Мы обсуждали это с разными иконописцами, советовались. То есть работа продолжается», — сообщил собеседник издания.
Теперь всех, подходящих к собору, встречает новая красивая мозаика, установленная над входом. Отец Георгий рассказал, кто ее делал и что на ней изображено.
«Наше сестричество заказало панно при входе в храм. Над этой мозаикой работали целый год в Свято-Преображенском монастыре в Бомбала. Это работа отца Алексея, хотя он привлекал и помощников. Это место на фронтоне прекрасно подходит для нее.
Когда мы думали, как украсить вход, мы рассматривали возможность написать икону в этом месте. Но решили, что мозаика будет более долговечная. На мозаике в центре изображен Христос, который вручает покровителями нашего храма апостолу Петру венец и апостолу Павлу — меч и пояс. Венец — это символ того, что Петр пострадает за Христа, а меч — символ духовного меча христиан — молитвы и поста», — рассказал газете «Единение» наш соотечественник священник собора св. Петра и Павла в Стратфилде отец Георгий Лапардин.
Источник: rus.ruvr.ru