«О, вроде русская музыка!» («Окно в Россию»)

«О, вроде русская музыка!» (
Как верно подметил герой одного из предыдущих материалов проекта «Окно в Россию», наши соотечественники, уезжая за границу, привносят в зарубежную культуру «русский дух и русскую веру».

Между тем, российская культура и сама способна «дотянуться» до зарубежной аудитории. Причем это касается не только Чайковского и других классиков, но и, казалось бы, такой специфической музыки как «русский рок».

Как верно подметил герой одного из предыдущих материалов проекта «Окно в Россию», наши соотечественники, уезжая за границу, привносят в зарубежную культуру «русский дух и русскую веру».

Между тем, российская культура и сама способна «дотянуться» до зарубежной аудитории. Причем это касается не только Чайковского и других классиков, но и, казалось бы, такой специфической музыки как «русский рок».

«О, вроде русская музыка!» (

Именно кавер-версии на песни этого жанра играет сербская группа «Радио Москва» (да, да, вы не ошиблись, группа называется так же, как в свое время назывался «Голос России»).

ДДТ, Машина Времени… Впрочем, как говорил Фрэнк Заппа, «писать о музыке — все равно что танцевать об архитектуре», а посему предлагаем вам для начала оценить, как «Радио Москва» зажгла «Костер» группы Андрея Макаревича. Есть те, кто утверждает, что получилось даже лучше, чем у автора…

Идея создать «Радио Москва» родилась у лидера группы Николы Танасича и его друзей, когда они были еще учениками Белградской Первой городской гимназии. Николе в свое время запомнились слова из культового российского фильма «Брат-2», где главный герой говорит своей подруге, поп-певице, что, мол, это все ерунда, а вот ДДТ, Кино, Вячеслав Бутусов — настоящая музыка. В результате будущий музыкант попросил отца привезти из командировки из России несколько дисков с русским роком:

«В гимназии мы учили русский, и когда услышали эти песни, когда познакомились с текстами, мы поняли, что это как раз та музыка, которой нам в Сербии очень не хватает. С одной стороны, она связана со свободным рок-н-рольным духом, который появился на Западе, а с другой — она основана на народной поэтике, на родном языке, на долгой поэтической традиции, начало которой положил еще Пушкин.

Один мыслитель сказал, что философия поборола свою смерть благодаря тому, что о ней философствовала. Про русский рок можно сказать: он победил смерть, потому что о ней упорно пел. В песне одного из наших любимых музыкантов Бориса Гребенщикова говорится «рок-н-ролл мертв, а я еще нет». Эта песня, мне кажется, отражает специфику русского рока — он постоянно задумывается над своей сущностью, над своими задачами, над тем, какой вклад он может внести в культуру. Этот интерес к собственной судьбе русский рок не потерял до сих пор, да и сам Борис Гребенщиков, кстати, более чем «живой» в творческом смысле», уверен Танасич.

В репертуаре «Радио Москва» и серьезное «Письмо» Владимира Высоцкого, и алкогимн группы «Аквариум» «А ну-ка мечи стаканы на стол». Да и вообще, это, наверное, единственная группа в мире, у которой гавайская гитара укулеле выполняет функцию балалайки. А еще музыканты надеются, что с помощью русского рока удастся спровоцировать новую волну рок-музыки в Сербии, рассказывает Никола Танасич:

«Мы знакомим сербского слушателя с русским звучанием — над этим мы сейчас работаем больше всего, на данный момент у нас готово около 20 песен, которые мы слегка адаптируем для нашего, балканского уха. Параллельно с этим мы понемногу переводим русские рок-песни на сербский язык, чтобы людям была доступна и поэтическая составляющая».

Кстати, нельзя сказать, что в Сербии вообще не звучит музыка на русском, помимо «Радио Москва». По словам Танасича, здесь довольно известны, например, адепты фолка, группа «Мельница, а также группа „Ленинград“.

Еще одна участница «Радио Москва» — скрипачка и вокалистка Звездана Кузманович — не согласна с распространенным мнением, что русский рок — «заложник» своих текстов:

«Мы пытаемся просто продемонстрировать позитивную атмосферу русской музыки. Чтобы люди не задумывались над тем, понимают они слова или нет, а просто слушали русский рок, потому что у него есть душа».

Один из любимых номеров «Радио Москва», рассказывает Звездана Кузманович — песня «Метель» ДДТ,:

«Люди, когда слышат эту песню, сразу такие „О, русская музыка!“, вроде знают что-то. А потом когда начинается припев, и мы поем „Ты будешь вечно со мной!“ — реакция зала просто непередаваемая».

Впрочем, это вы можете увидеть сами.

В рамках проекта «Окно в Россию» на сайте «Голоса России» публикуются истории из жизни за пределами Родины бывших и нынешних граждан СССР и РФ, а также иностранцев, проживавших в России и изучающих русский язык.

Уехавшие за рубеж россияне часто подробно описывают свои будни в блогах и на страничках соцсетей. Здесь можно узнать то, что не прочтешь ни в каких официальных СМИ, ведь то, что очевидно, что называется, «из окна», с места событий, редко совпадает с картинкой, представленной в «больших» масс-медиа.

«Голос России» решил узнать у своих многочисленных «френдов» в соцсетях, живущих в самых разных уголках мира, об отношении к русскоязычной диаспоре, феномене русских за границей, о «русской ностальгии», и о многом-многом другом.

Если вам тоже есть чем поделиться с нами, рассказать, каково это — быть «нашим человеком» за рубежом, пишите нам по адресу home@ruvr.ru или на наш аккаунт в Facebook.

Тимур Блохин и Аркадий Бейненсон,

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий