Недосказанный Жюль Верн. Вся правда о писателе («Честное слово», Новосибирск)

Недосказанный Жюль Верн. Вся правда о писателе (
Автор географических романов Жюль Верн в сознании читателей на всю жизнь остался писателем сугубо приключенческого жанра. Наш земляк Геннадий Прашкевич ознакомился с личной перепиской писателя и открыл, что Верн значительно глубже как личность, нежели просто романтик, с образом которого связывало писателя советское литературоведение, равно как и намного богаче как писатель.

Автор географических романов Жюль Верн в сознании читателей на всю жизнь остался писателем сугубо приключенческого жанра. Наш земляк Геннадий Прашкевич ознакомился с личной перепиской писателя и открыл, что Верн значительно глубже как личность, нежели просто романтик, с образом которого связывало писателя советское литературоведение, равно как и намного богаче как писатель.

Недосказанный Жюль Верн. Вся правда о писателе (

Признаться, личность Жюля Верна до начала работы над его биографией для серии «Жизнь замечательных людей» особенно меня не интересовала, — начал свое повествование газете «Честное слово» писатель Геннадий Прашкевич. — И вот это противоречие: с одной стороны, непреходящая популярность его произведений, а с другой — вполне индифферентное отношение к нему как к личности — мне казалось странным. Ну не мог писатель, которого называли даже провидцем, быть просто кабинетным человеком, пусть при этом и романтиком, и идеальным семьянином. Однако именно эту устоявшуюся схему оставило нам советское литературоведение.

Знакомство с литературоведом Энорой Ле Блейз (Париж) и математиком и писателем Сергеем Соловьевым (Тулуза) помогло мне уточнить биографические данные Жюля Верна, а главное — они вывели меня на бюллетени французского Жюль-Верновского общества, в которых уже на протяжении многих десятков лет печатаются редкие документы, посвященные той или иной стороне жизни или творчества Жюля Верна.

Энора указала, что существует трехтомное французское издание переписки Жюля Верна со своим издателем Этцелем, а также с сыном Мишелем, — мало кому известное кроме специалистов и выпущенное очень небольшим тиражом.

Французские тексты бюллетеней мне прислал уже Соловьев из Тулузы — где-то в своем переводе, где-то пришлось нанимать переводчиков мне, кое-что перевел и я лично, в частности, стихи Жюля Верна. Верн был превосходным поэтом и пианистом, писал музыку, даже написал оперу. В прошлом году в Париже вышел диск песен на музыку Аристида Иньяра и слова Жюля Верна.

Но главное — я узнал, почему после смерти Жюля Верна в 1905 году его родственники полностью закрыли архив писателя. Почти ничего не выходило до середины прошлого века. А роман Верна «Париж в XX веке» вышел аж в 1972 году!

Миф первый — о выложенном цветами пути для Жюля Верна на вершины литературы

Факт, известный еще с советских времен — о том, что Жюлю Верну помог стать большим писателем Александр Дюма-старший — остается неоспоримым. Однако подтолкнуло Дюма помочь Верну отнюдь не только вера в талант молодого литератора, а весьма прозаическое обстоятельство: он как раз поссорился со своим соавтором Маке, и ему нужны были новые люди, молодые таланты, которые могли бы писать черновики, а он затем рукой мастера обрабатывал бы их. Виктор Гюго же и вовсе проигнорировал Жюля.

— Общеизвестно, что Жюлю Верну родители прочили будущее юриста и он действительно закончил юридический факультет Сорбонны, отказавшись, впрочем, работать по специальности, — продолжает Геннадий Прашкевич. — Он предпочитал писать музыку и стихи. А потому и бедствовал: сохранились письма Верна к матери, где он просит сшить ему рубашки, так как последняя его рубашка полностью износилась.

Верн хотел стать музыкантом и писателем, и у него было два идеала — Виктор Гюго и Александр Дюма, которых он считал своими заочными учителями. И однажды студенту Верну друзья все-таки помогли войти в дом Гюго.

Он вошел в прихожую, очень долго там ждал, сильно волновался, представляя, как сейчас прочтет свои стихи мэтру, и тот, наконец, признает молодого (а ему было уже чуть ли не тридцать) поэта.

Что же случилось на самом деле? Когда же его, наконец, пригласили в кабинет, Жюль Верн минут десять ждал, пока Виктор Гюго что-то рассматривал за окном. Наконец, мэтр повернулся, посмотрел на Жюля и сказал: «Ну что, молодой человек, поговорим о Париже?»

И когда Верну через несколько месяцев устроили встречу с Александром Дюма, то поначалу он даже не хотел идти, боясь повторения неудачи. Однако Александру Дюма он чрезвычайно понравился. Верн, наконец, поставил свою пьесу — в Историческом театре Дюма. Издал первую книжку. И в некотором смысле, в дальнейшем он пошел именно по стопам Александра Дюма, а не Виктора Гюго.

Миф второй — о Жюле Верне как идеальном семьянине

Известно, что Жюль Верн женился на вдове с двумя детьми Онорине де Виан (в девичестве Морель), которая родила ему сына Мишеля. Однако официальная версия о полном согласии и большой любви Жюля и Онорины — к сожалению, миф.

— Несмотря на то, что Онорина приняла предложение Жюля Верна, судя по переписке, никакой любви там не было: это был типичный для французов брачный договор; к тому же Онорина безумно походила на первую любовь Верна — Каролину, которая отвергла его в юности.

И все было бы, наверное, «как у всех», но за два месяца до свадьбы Жюль Верн познакомился с Эстель Энен, которая тоже выходила замуж и очень скоро стала мадам Дюшень. И у них завязался роман, причем роман чрезвычайно страстный. Роману этому не помешали ни замужество Эстель, ни женитьба Жюля. Дюшень даже родила дочь от Жюля Верна. Узнавший о «шалостях» своей жены и знаменитого писателя нотариус Дюшень, видимо, создал своей жене такие условия существования, что она бросилась в Сену, покончив жизнь самоубийством.

Это был колоссальный удар для Жюля Верна, ведь он потерял действительно близкого ему человека. Однако остался роман «Париж в XX веке», в котором Верн описал героя (себя, конечно), встречающегося с женщиной, прообразом которой послужила мадам Дюшень.

Конечно, отношения Верна с мадам Дюшень скрывали не только советские литературоведы (ведь признанный обществом Писатель должен быть нравственно чист), но и французы — прежде всего, сын Верна Мишель и племянница писателя де Ла Фуи, которые закрыли рукописные архивы, потому что не хотели, чтобы их отец и дядя выглядел в плохом свете.

Миф третий — о Жюле Верне как о счастливом отце

О сыне Жюля Верна Мишеле мы знаем из разных статей как о прототипе возвышенного пятнадцатилетнего капитана и продолжателе дела отца. Однако образ Мишеля идеализирован: — Мишель на самом деле вырос очень капризным мальчиком и вообще неприятным типом. В 16 лет он изнасиловал девочку, затем влюбился в актрису, ездил за ней по стране, занимал огромные деньги, а долги приходилось выплачивать отцу. Но самым ужасным для Жюля Верна были унизительные и оскорбительные письма, которые посылал ему сын во время своего путешествия в Индию и которые Жюль Верн воспринимал страшно тяжело.

В конце концов, Мишель женился на этой актрисе, с которой, впрочем, вскоре развелся, влюбившись в 16-летнюю пианистку. Именно она нашла способ его изменить и как-то примирить с отцом.

И он действительно изменился — увлекся музыкой, даже написал оперу (которая шла на сцене), однако вся предыдущая жизнь сына нанесла непоправимую душевную травму Жюлю Верну. К этому еще присоединилось покушение на писателя: племянник Гастон дважды выстрелил в него из револьвера. С замечательным парнем, который, как и его дядя, учился на юриста, случилось неожиданное помешательство; ранение мучило писателя всю оставшуюся жизнь (сам же Гастон провел остаток своих дней в психлечебнице). Как объяснял сам племянник, таким образом он хотел привлечь внимание к фигуре Верна, который был, по его мнению, недостаточно оценен.

Миф четвертый — о Жюле Верне как об авторе сугубо приключенческих романов

Вот биография совершенно другого Жюля Верна. И если раньше образ романтика объяснял всю серию его географических романов, то возникает вопрос: а неужели этому человеку, который так много любил, страдал, искал — хотелось писать только про путешествия вокруг света?

Нет, конечно. И были в биографии Жюля Верна две точки, от которых он мог пойти дальше и выше. Он действительно мог стать классиком такого плана, как, скажем, Герберт Уэллс или пан Станислав Лем, сделал вывод Геннадий Прашкевич. И хотя Верн и остался классиком, он перешел в разряд детских писателей.

— Первая точка преломления — это гениальный роман «Таинственный остров», до написания которого Жюль Верн целиком двигался по дорожке, проторенной Александром Дюма-старшим, т.е. везде у него в романах были в основном мстители: капитан Немо — индийский принц, мстящий за унижение своего народа, Робур-завоеватель и изобретатель Тома Рок — тоже мстители.

И вот появляется роман «Таинственный остров», и издатель Верна Этцель видит, что это абсолютно новый жанр — литературно-географический научный роман с новым героем — новым робинзоном.

Ведь кто такой Робинзон (если взять Дефо)? Это человек, который бросил отца и мать, ушел бродить по свету, никогда не писал им писем и вернулся только за наследством. Это человек, который с легкостью продал мальчика-мавра, который его спас из плена, а потом жил с плантаторами и сам поехал в Гвинею за дешевой рабочей силой. И мечты Робинзона на острове просты: чтобы выбросило на берег корабль с рабами, тогда бы у него было много рабочих рук, с помощью которых он бы превратил остров в цветущий сад и т.д. Для тех времен вполне обычный расклад.

Что же за герой появился в «Таинственном острове»? Строитель! Если Робинзону Крузо океан выбрасывает то сундучок с инструментами, то полуразбитый корабль, то дикарей, которых можно эксплуатировать, то Сайрес Смит и его друзья на острове Линкольна не имели ничего. Но благодаря своему уму инженер Смит сумел сделать и плавильные мастерские, и создать инструменты, и взрывчатку — то есть Жюль Верн показал, что человек может поистине все. Это был человек из XX века, герой, каких до Жюля Верна просто не было! И если бы он продолжил этот путь, то стал бы действительно великим писателем. К сожалению, в дальнейшем он снова сбился на мстителей. Зато многие находки Верна подхватил Герберт Уэллс, развив мысли писателя.

Во второй раз Жюль Верн мог встать выше всего написанного, когда издал роман «Замок в Карпатах». Это было еще одно обращение к погибшей Эстель, но важно в нем другое: в этом романе Верн меняет героев полюсами, как это начали делать в будущем сюрреалисты. Темный герой здесь оказывается способным на настоящую любовь и верность, а светлый воспринимает любовь только как потребление. Такой подход многое определил в литературе XX века.

Но, к сожалению, Жюль Верн опять не увидел этого. То есть Жюль Верн гораздо богаче, глубже и в своих переживаниях, и в своих романах. И это еще раз подтверждает, что как бы писатель ни пытался скрыть то, что у него в душе, он все равно не сможет этого сделать: рано или поздно все тайное станет явным.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий