«Золотой Витязь»: праздник восемнадцатилетия

«Золотой Витязь»: праздник восемнадцатилетия
Липецк встречал гостей и участников XVIII Международного кинофорума «Золотой Витязь» слепящим солнцем и духовым оркестром. Приподнятое настроение укрепил и традиционный для «…Витязя» торжественный молебен в Христорождественском храме на центральной площади очень симпатичного города (липы и пирамидальные тополя в наличии, юг всё-таки, и знаменитый «тихий Дон» почти рядом).

Липецк встречал гостей и участников XVIII Международного кинофорума «Золотой Витязь» слепящим солнцем и духовым оркестром. Приподнятое настроение укрепил и традиционный для «…Витязя» торжественный молебен в Христорождественском храме на центральной площади очень симпатичного города (липы и пирамидальные тополя в наличии, юг всё-таки, и знаменитый «тихий Дон» почти рядом).

«Золотой Витязь»: праздник восемнадцатилетия

Пасхальные торжества ещё не закончились, Пятидесятница продлится до второй декады июня, и молебен, который отслужил сам архиепископ Липецкий и Елецкий, владыка Никон, дал очень лёгкую, бодрящую ноту фестивалю, призванному укреплять душу человека, вести его к христианским идеалам. Под звуки знаменитого стиха: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», думалось: «Как хорошо! Вот бы и дальше так – легко, ненавязчиво, возвышенно! C таким настроением можно и все 260 фильмов посмотреть!» (программа «…Витязя», как всегда масштабна и включает в себя несколько полновесных конкурсов -анимационного, неигрового, игрового кино). Владыка Никон напомнил собравшимся о важности проведения форума на липецкой земле, известной своими прекрасными храмами и почитаемыми в христианском мире подвижниками и святыми. А президент форума Николай Бурляев оптимистично заверил, что время междоусобных дрязг в отечественном кинематографе заканчивается.

Есть силы для созидательной работы, воплощением которой и является «Золотой Витязь». Тема «нового времени» была с жаром поддержана на пресс-конференции в здании администрации Липецкой области: губернатор области Олег Королёв взывал к лучшим чувствам и нравственной чистоте «cоздателей образа», а Валерия Гущина, директор Гильдии актёров кино России, обратила внимание на актрису Анну Снаткину – она сидела по левую руку от ведущих пресс-конференции, блистая неподдельной красотой и излучая обаяние молодости (напомним, Аня сыграла роль Натали Гончаровой в фильме Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль», показанном на одном из «…Витязей»). Фестиваль своим присутствием украсила не только Аня; там была пара, от которой глаз нельзя было отвести, так эффектно она смотрелась. Это молодые польские актёры Юлия Петруха и Матеуш Даменцкий – он сыграл, кстати, десять лет назад главную роль в фильме Александра Прошкина «Русский бунт». На церемонии открытия Юля трогательно спела несколько куплетов романса «Гори, гори, моя звезда» (не зная языка, но тонко чувствуя музыку и настроение).

Матеуш на пресс-конференции бойко говорил по-русски, рассказывал о впечатлении от фильмов Тарковского, а на открытии трогательно признался в любви к России. Под финал церемонии молодые «поляци» удостоились «Золотого витязя» за фильм «Завтра идём в кино» (режиссёр Михал Квенцинский), где сыграли главные роли.

Кроме наших лиричных поляков, награды получили фильмы «Моя Пречистенка» (режиссёры Борис Токарев, Людмила Гладунко, Россия; диплом конкурса полнометражных телевизионных фильмов), «Горькие плоды» (режиссёр Синиша Ковачевич, Сербия; «Серебряный Витязь») и «Время счастья» (режиссёр Дмитрий Сорокин, Россия; «Серебряный Витязь»). Напомним, что все полнометражные телефильмы и сериалы жюри отсмотрело заранее. Медаль им. С. Ф. Бондарчука за выдающийся вклад в кинематограф получила директор студии «Леннаучфильм» Валентина Гуркаленко.

На этом, собственно, приятные моменты первого фестивального дня исчерпались. Попытка парного конферанса (Николай Бурляев с дочкой Дашей) соседствовала на церемонии открытия с хореографическими и «симфоническими» cюитами в духе 70-х годов прошлого века, неугомонные спичи чиновников во славу «духовности и возрождения» c пафосным выступлением актрисы Раисы Недашковской, читавшей лирическое, в общем-то, стихотворение Фёдора Тютчева о весне (тема весны, молодости, обновления, как видим, царствует на липецком «Золотом Витязе»). От прежней лёгкости и радости не осталось бы и следа, если бы не блестящий выход актрисы Инны Макаровой, прочитавшей также лирическое стихотворение Елизаветы Стюарт (маминой подруги, прекрасной поэтессы, к сожалению, мало известной широкому читателю).

Вечер в областном дворце культуры завершился показом фильма Бориса Лизнёва «Царское дело». Cуровое, даже мрачное историческое исследование личности Ивана Грозного вызывает уважение попыткой понять Россию XVI века с точки зрения именно XVI века, без современных, зачастую спекулятивных наслоений. Однако, соединение игрового и неигрового кино, коим так сейчас увлекаются именно документалисты, не прошло гладко: обилие «аутентичного» текста утомляет, а игровая «картинка» не балует проработанной драматургией: тревожные крупные планы, медленные проходы слева направо и справа налево погоды не делают. Четыре образа грозного царя (политического деятеля, религиозного мыслителя, воина и смиренника, наложившего на себя схиму) соединяются более умозрительным путём, в основном за счёт сине-серо-чёрного колорита и минималистской музыки.

Приём в честь открытия фестиваля решено было устроить за городом, на открытом воздухе, у гостиницы «Полёт», расположенной недалеко от аэродрома. Тонко придумано, поскольку поздно вечером в Липецк прилетел Никита Михалков. Под фейерверк и аплодисменты он появился на приёме с речью судьбах России и психологии русского человека, которому «надо всё и сразу», но без всякого усилия с его стороны. К столу подавали речную рыбу и варёный картофель, и всё под казачьи песни и пляски. Так «Золотой Витязь» отпраздновал своё восемнадцатилетие.

Источник: proficinema.ru

Добавить комментарий