Фотография, которая в городе есть

Объективные художники

СПб. Выставка «Фотографы\’06», проходящая в Манеже и, увы, не показывающая расклада сил, дала повод поразмышлять над состоянием фотографии в городе.

Что есть петербургская арт-фотография и кто ее герои, как соотносится она с мировыми тенденциями?

Объективные художники

СПб. Выставка «Фотографы\’06», проходящая в Манеже и, увы, не показывающая расклада сил, дала повод поразмышлять над состоянием фотографии в городе.

Что есть петербургская арт-фотография и кто ее герои, как соотносится она с мировыми тенденциями?

Условно можно выделить два параллельных течения. Первое, ставшее уже почти классическим направлением, — петербургская школа фотографии. Начиная с 70-х гг. прошлого века за Петербургом закрепилась слава столицы «серебряной» фотографии — черно-белые кадры и ручная авторская печать с использованием сложных техник, оттого отпечатки априори становятся уникальны, неповторимы и дороги.

Адепты петербургской школы фотографии довольно часто выставляются в Москве и мире — на фестивали в Хьюстон (США) ездили Андрей Чежин и Алексей Титаренко, у них есть агенты в США и Франции. Александр Китаев, Станислав Чабуткин и Евгений Мохорев также имеют в своем активе и зарубежные выставки, и продажи работ известным коллекционерам, и сотрудничество с галереями.

С другой стороны, в городе появился пул молодых авторов, за которых взялись галереи. Среди них Аля Есипович, Дмитрий Шубин, Дмитрий Провоторов, Ксения Никольская. Они молоды, и сейчас в них активно вкладываются. Дмитрия Провоторова на международных ярмарках второй год представляет московская галерея RuArts, Ксению Никольскую петербургский галерист Дмитрий Семенов выставляет в Стокгольме.

Показательный прецедент: в 2006 г. на апрельских торгах русского искусства аукционного дома Sotheby\’s в рамках больших торгов был устроен благотворительный аукцион, на котором русские организаторы попытались включить в мировой контекст наших фотографов, что удалось. Теперь у Али Есипович (работа продана за $4200), Дмитрия Шубина ($5400), Евгения Юфита ($6600) есть возможность козырнуть в резюме продажей на ведущем аукционе.

В списках не значился

При всей радужности перспектив вхождения российских авторов в международный арт-рынок нас там никто не ждет с распростертыми объятиями. Продажи фотографий единичны, а цены на них по международным меркам еще очень низки. Одна из проблем не только фотографии, но и всего современного искусства России — это потеря ее индивидуальности. Российские авторы слишком похожи на своих западных коллег, а значит, неинтересны. Вторая проблема — это отсутствие информации о российской фотографии в мире, то есть включенности в рыночный процесс.

Арт-фотография не создается на заказ, в этом ее рыночное отличие от коммерческих съемок или фотожурналистики. Более того, фотожурналистика неумолимо перерождается — и не столько под давлением художественной фотографии, сколько благодаря зрителю, который все чаще ищет эмоции и впечатления. Пять ведущих имен в петербургской арт-фотографии субъективно можно определить так — Аля Есипович, Александр Китаев, Сергей Максимишин, Евгений Мохорев, Андрей Чежин.

Александр Китаев:

«Снимок «Флейта» сделан в 1995 г. Это если не первая, то одна из первых удачных постановочных композиций, которые я сделал в новом для меня пространстве — только что обретенной творческой мастерской. В последовавшие годы на том же самом «пятачке» мне удалось сделать множество вполне достойных портретов деятелей петербургской культуры».

За Александром Китаевым в последнее время больше закрепилась слава историка фотографии, чем фотографа. Более весомого эксперта в современной, а особенно старой фотографии в Петербурге сложно найти.

Евгений Мохорев:

«Фотография называется «Алена. Средний проспект Васильевского острова», 2004 г. Про картинку говорить не буду — я свои работы не комментирую никогда».

Большинство героев его фотографий — это подростки, их мир, желания и их хрупкая неподкупность. Сейчас его персональная выставка проходит в Нью-Йорке в Nailya Alexander Gallery, где цены на отпечатки начинаются от $1 тыс.

Аля Есипович:

«Эта работа из серии Nо сomments, 2003 г. В 2004 г. выставлялась в Русском музее. А в 2006 г. она была продана с нью-йоркского аукциона Sotheby\’s и сейчас находится в известной американской коллекции».

Порой фотографы сами осознают свою отстраненность от понятия «петербургская фотография», как Аля Есипович: «Мне трудно причислять себя к питерским фотографам, хотя я очень люблю этот город, родилась в нем, снимаю его, в нем живу и его люблю». Ее первая музейная выставка No comments прошла в 2004 г. в Русском музее, где она и работает, и сразу после этого — персональные выставки в рамках «Фотобиеннале-2006» в Москве, в Галерее Марины Гисич, в Париже в Галерее Илоны Орел, в Maya Polsky Gallery в Чикаго.

Андрей Чежин:

«Снимок из серии «Пространства Эшера. Хьюстон», 2000 г. В 1982 г. я увидел каталог Маурица Эшера и загорелся идеей воплотить его нереальные графические решения архитектуры. В 1996 г. я пришел к тому, как технически реализовать подобные идеи в фотографии с помощью масок и многократной экспозиции на один кадр. В итоге получается негатив, с которого идет прямая печать. Серия началась в Петербурге и продолжилась в других городах мира».

Андрей Чежин простую прогулку по Петербургу или Венеции может превратить в фотоконцепт. Каждую субботу с Андреем Чежиным можно встретиться в галерее «Фотоimage» на «Пушкинской, 10», где у него и мастерская, и Музей кнопки — предмета, которому он посвятил несколько фотографических серий.

Сергей Максимишин:

«Водителя Мишу отрядил мне в помощь Комитет по культуре мэрии Тобольска — об этом городе я делал репортаж для журнала Geo. Миша запомнился добрым нравом, сияющей улыбкой и присказкой: «Мясо без водки только собаки едят».

Фоторепортер Сергей Максимишин — неоднократный победитель самого престижного конкурса фотожурналистики World Press Photo — на своем примере показывает тенденцию соединения документалистики и художественной фотографии. Его съемочный день для зарубежных изданий стоит от $800. Последнее время Максимишин переключился на тревел-фотографию, снимает для GEO и National Geographic и проводит обучающие фототуры в Непале, Гоа и других экзотических странах.

Источник:

Добавить комментарий