В Петербурге завершается возникший по воле бывшего руководителя культуры Северной столицы Дмитрия Месхиева эксперимент, в ходе которого одновременно проводится четыре кинофестиваля. Это Кинофорум, «Послание к человеку» (с упором на документалистику и короткометражные фильмы), «Виват кино России» и фестиваль фильмов студентов киношкол «Начало».
В Петербурге завершается возникший по воле бывшего руководителя культуры Северной столицы Дмитрия Месхиева эксперимент, в ходе которого одновременно проводится четыре кинофестиваля. Это Кинофорум, «Послание к человеку» (с упором на документалистику и короткометражные фильмы), «Виват кино России» и фестиваль фильмов студентов киношкол «Начало».
В отличие от Канна и венецианского Лидо, Петербург — не город-курорт. И хватит ли сил у среднестатистического любителя кино успеть за неделю обежать все площадки — вопрос риторический. Впрочем, азарт такой у публики явно присутствует. Самым большим дефицитом здесь сейчас является сводная, расписанная по дням программа всех смотров. Вечерами и на Кинофоруме, и на «Послании» залы полны — впрочем, все-таки скорее вопреки, а не благодаря идее одновременности.
По формату питерский международный Форум — это примерно то, к чему наиболее радикальные кинокритики призывают перейти ММКФ: принципа премьерности нет, а просто показывают хорошее кино, уже побывавшее на других крупных фестивалях. Но если в Москве в наиболее популярных внеконкурсных программах участвуют в основном фильмы-«звезды», то есть те, слух о которых уже идет и к тому же купленные для российского проката, — то в Петербурге в этом году ситуация несколько иная. Как рассказал «Известиям» председатель отборочной комиссии Кинофорума Алексей Дунаевский, с одной стороны, были организационные сложности и позднее начало финансирования, с другой — старались брать не столь раскрученные картины, чья прокатная судьба в России пока не решена.
Зрителям такая ситуация сулит неожиданные открытия. Одним из них стал немецкий фильм «Вторжение», снятый живущим сейчас в Германии грузинским режиссером Дито Цинцадзе. Его герой, добропорядочный бюргер Йозеф (замечательная роль Бургхарта Клаусснера), овдовев с свои пятьдесят с чем-то лет, коротает дни в огромном, опустевшем доме. Неожиданно с ним, представившись то ли дальней родственницей, то ли подругой усопшей, знакомится средних лет рыжеволосая дама, актриса по профессии. У нее взрослый, «временно безработный» сын — мастер восточных единоборств. У сына красивая, темноволосая жена, явно не арийского происхождения. Жить молодоженам негде, и они набиваются в гости к Йозефу, до тех пор пока «что-нибудь себе не подыщут». Вскоре там же, в роскошном и уже не столь пустом особняке, появляется и мамаша-актриса. Еще через пару дней — ее любовник, адвокат грузинского происхождения, специализирующийся на помощи криминалитету из Восточной Европы (в этой роли знакомый нам по «Бумажному солдату» Мераб Нинидзе). Потом и клиенты адвоката, в том числе русские мафиози, начинают оставаться на ночлег. Последним в дом прибывает слегка даунического вида подросток Марко, сын темноволосой «молодоженки», рожденный от другого мужчины…
В определенный момент это начинает чем-то напоминать «Елену» Звягинцева, но с той разницей, что внутренний конфликт возникает здесь не между условным «Бирюлево» и условной «Остоженкой», то есть разными стратами одной страны, а между толерантной, пропитанной духом политкорректности и мультикультурности Западной Европой и вторгающимися в нее с восточных окраин «варварами». Впрочем, как оказалось, политкорректность все-таки не уничтожила способность Старого Света за себя постоять. Долго терпевший самоуправство гостей Йозеф в конечном итоге демонстрирует: не стоит доводить даже толерантного человека до крайности, в нем может проснуться такое, что не снилось и в страшных снах.
«Вторжение» балансирует на грани хоррора, социальной драмы и черной комедии, и эта ига в жанры при всей серьезности идеологического «послания» делает картину не по-артхаусному увлекательной.
Забавно, но внутренняя драматургия Форума сложилась так, что едва ли не главными его героями стали именно режиссеры с «окраин» — причем даже не из Восточной Европы, а из более экзотических стран. В том числе турки. В конкурсе — фильм Демиркбуза «Внутри» — по мотивам «Записок из подполья» Достоевского, вне конкурса — состоящая из четырех турецких фильмов программа «Кино со вкусом меда», а почетным гостем Форума стал самый известный современный турецкий кинематографист и один из главных в мире режиссеров авторского кино Нури Бильге Джейлан («Отчуждение», «Три обезьяны», «Однажды в Анатолии»). Он привез в Петербург свой старый, 1999 года, фильм «Майские облака» и встретился с аккредитованной на Форуме прессой.
Поскольку Джейлан не раз признавался в любви к российской литературе и кино, именно об этом его в Петербурге и расспрашивали в первую очередь. Он рассказал, что первыми в русской литературе открыл для себя Достоевского и Чехова, и они до сих пор остаются его любимыми писателями. А вот отношения с Тарковским складывались сложнее. Первым фильмом Тарковского, который Джейлан еще в юности посмотрел, было «Зеркало» — ничего не понял и ушел с середины. То же самое повторилось с «Солярисом». А годы спустя, уже в Лондоне, где инженер-электронщик из Турции Джейлан учился (но не доучился) на режиссера и где, по его словам, он был совершенно одинок, — посмотрел «Солярис» еще раз. И фильм удивительно точно лег на ощущение одиночества. То же самое случилось с «Зеркалом», и сейчас это самый любимый его фильм. Про современное российское кино Джейлан признался, что знаком с ним очень поверхностно: видит только на фестивалях, потому что иной возможности нет. А самой сильной европейской кинематографией сейчас считает румынскую, которая существует вопреки всем обстоятельствам.
— Я был в Румынии, там мало кинотеатров, и во всех крутят голливудское кино, то есть сама аудитория страны этих режиссеров не поддерживает, — говорит Джейлан. — Тем не менее они снимают свои замечательные фильмы. Кино ведь на самом деле не нуждается в роскоши, скорее наоборот, — иначе Швейцария была бы главной кинематографической державой».
О том, что происходит с восприятием его собственных фильмов на родине, Джейлан говорит, что, хотя турецкие зрители в целом тоже предпочитают Голливуд, аудитория арт-кино растет. Первый фильм Джейлана вышел в прокат на одной копии. Второй — на двух, третий — на пяти, у «Трех обезьян» было уже 55 копий, а у «Однажды в Анатолии» — 70. Кстати, именно тиражом в 70 копий выходит в России наиболее успешный отечественный артхаус. При том что в нашей стране проживает 143 млн человек, а в Турции — в два раза меньше.
Источник: izvestia.ru