Павел АксеновБи-би-си, Москва
Российские военно-воздушные силы получат на вооружение стратегический беспилотный летательный аппарат, заявил Интерфаксу главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин.
По словам генерала, новый беспилотник (БПЛА) должен вести стратегическую разведку и наносить бомбовые удары. Российский дрон может быть построен до 2020 года.
Зелин также сказал, что новый стратегический бомбардировщик для ВВС России появится к 2030 году.
Павел АксеновБи-би-си, Москва
Российские военно-воздушные силы получат на вооружение стратегический беспилотный летательный аппарат, заявил Интерфаксу главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин.
По словам генерала, новый беспилотник (БПЛА) должен вести стратегическую разведку и наносить бомбовые удары. Российский дрон может быть построен до 2020 года.
Зелин также сказал, что новый стратегический бомбардировщик для ВВС России появится к 2030 году.
Этот самолет, по словам главкома, создается для участия в силах ядерного сдерживания.
Эксперты считают, что такой бомбардировщик не соответствует задачам, которые могут быть поставлены перед российской дальней авиацией.
В случае с беспилотником сомнения возникают в возможности и целесообразности воплощения идеи совмещения разведывательной и ударной функций в одном аппарате.
Разведка или уничтожение
«Одно из главных направлений нашей работы — это создание собственного стратегического беспилотного летательного аппарата, который бы решал вопросы стратегической разведки и стратегического применения. То есть мы должны создать новую машину, которая способна решать и задачи разведки, и непосредственно ударные задачи», — цитирует Интерфакс слова главкома ВВС.
«Эта машина будет применяться в тех условиях, когда можно применять беспилотную авиацию, — сказал Зелин. — Если мы будем говорить, что ее можно применять в войне, где не завоевано господство в воздухе, — тогда это проблематичная задача».
На вооружении ВВС России сейчас нет беспилотных аппаратов для решения стратегических задач, хотя проекты таких самолетов разрабатывались с 1960 годов. Самый известный — проект СКАТ корпорации МиГ, который был представлен в виде полноразмерного макета на МАКСе в 2007 году.
Является ли этот проект тем самым ударным беспилотником, о котором говорил Зелин, не известно.
По словам специалистов, в настоящее время ни один из существующих проектов тяжелого беспилотника не доведен даже до стадии испытательного образца.
Эксперты сомневаются, что концепцию ударно-разведывательного самолета можно воплотить в ближайшие годы.
«Для стратегического аппарата типа Global Hawk [американский БПЛА] это, конечно, исключительно разведывательные задачи. На такие аппараты нельзя возлагать ударные задачи — они действуют на дальнем расстоянии, на котором невозможно принимать решение об уничтожении предполагаемой цели», — считает военный эксперт Виктор Мураховский.
В американских ВВС тяжелый высотный беспилотник Global Hawk не несет никаких вооружений — для точечных ударов американцы используют оперативно-тактический Predator.
В США существует, как минимум, один проект ударно-разведывательного беспилотника, который разрабатывает корпорация Boeing — X-45. В отличие от перспективного российского аппарата, о котором рассказал главком. американский самолет, согласно техническому заданию, должен уметь действовать в условиях противовоздушной обороны.
Между тем, как считает другой эксперт — военный обозреватель радиостанции Голос России Илья Крамник, российские военные, стремясь заполучить стратегический беспилотный самолет, ориентируются именно на американский разведывательный БПЛА.
«Не секрет, что нашим ВВС очень нравится Global Hawk, и сделать что-то похожее очень хочется. При этом надо иметь ввиду, что американцы отказываются от применения этого беспилотника и намерены продолжать использовать давным-давно известные разведчики U-2. У нас, к сожалению, таких самолетов, как U-2, нет, а стратегический разведывательный летательный аппарат нужен, и поэтому нет альтернативы в его постройке», — сказал он.
Между тем, как считает глава Общественного совета при Министерстве обороны Игорь Коротченко, на самом деле российская промышленность способна справиться с подобной задачей при достаточном финансировании. «Будет финансирование — будет создан соответствующий класс беспилотника», — сказал он.
Замена авиапарка
О новом стратегическом бомбардировщике в российской прессе начали говорить еще в 2000-е годы.
В государственной программе вооружений России до 2020 года говорится, что первый прототип самолета должен быть представлен после 2025 года. Зелин сказал, что он появится к 2030 году.
«Создаем перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Думаю, в феврале текущего года будем докладывать начальнику генерального штаба, министру обороны о том перспективном авиационном комплексе, который должен быть разработан, и где-то в 2030-х годах он должен появиться в составе новых, качественно обновленных ВВС», — сказал он.
Главком также заявил, что «одна из главных государственных задач, которую решает командование дальней авиации ВВС России — это участие в силах стратегического ядерного сдерживания». Правда, многие эксперты отмечают, что новые самолеты такого класса будут предназначены в первую очередь для несения высокоточного неядерного оружия.
В России, как и в США, на вооружении наряду с современными сверхзвуковыми бомбардировщиками стоят и довольно старые самолеты. Американский B-52 выпускается с 1955 года, его российский «одноклассник» Ту-95 — с 1956-го.
Для замены стареющего парка этих самолетов в обеих странах разрабатываются программы новых бомбардировщиков.
Проекция силы
Как полагает Илья Крамник, такой самолет России придется разрабатывать в одиночку, поскольку найти партнера, заинтересованного в этом классе военных самолетов, сложно.
«Он мало кому нужен. России и США нужен, конечно, но он им нужен друг против друга. Той же Индии хватит и истребителей Сухого», — сказал он.
Эксперты считают, что для США дальние бомбардировщики более актуальны, поскольку американская армия в перспективе может и дальше участвовать в конфликтах на удаленных от собственной территории театрах.
Для выполнения задач, которые в перспективе могут ставиться перед ВВС России, по оценкам военных экспертов, хватит и самолетов фронтовой авиации, таких, как вполне современный бомбардировщик Су-34.
«Какой-то у нас перекос в сторону проекции силы… Ну нет у нас таких задач, чтобы наносить удары за несколько десятков тысяч километров», — сказал Виктор Мураховский.
Эксперт напомнил, что недавно главком ВМФ Владимир Высоцкий рассказал о планах по созданию авианосца нового поколения. Кроме того, закупка вертолетоносцев класса «Мистраль» также укладывается в русло политики «проекции силы».
«Есть такая тенденция: при совершенно несопоставимых уровнях валового внутреннего продукта, экономик России и Соединенных Штатов, при совершенно разных задачах, разной географии, геополитическом направлении копировать все направления, по которым развиваются Вооруженные силы США», — сказал Мураховский.
Источник: bbc.co.uk