Четыре года назад дела с русской музыкой обстояли совсем иначе. Начало проклевываться что-то новое, но этого было так мало и в это настолько не верилось, что обязательно хотелось хвататься за все, что только можно, и объявлять новой волной и большим феноменом. С группой Лемондэй произошло что-то подобное; время расставляет все по местам: мы были правы, что обратили на них внимание, мы были неправы, когда считали, что все начнется и закончится анти-Грушей.
Четыре года назад дела с русской музыкой обстояли совсем иначе. Начало проклевываться что-то новое, но этого было так мало и в это настолько не верилось, что обязательно хотелось хвататься за все, что только можно, и объявлять новой волной и большим феноменом. С группой Лемондэй произошло что-то подобное; время расставляет все по местам: мы были правы, что обратили на них внимание, мы были неправы, когда считали, что все начнется и закончится анти-Грушей.
Краткое предыдущих серий: в 2009 году две красноярские девушки Юля и Женя, переехавшие в Петербург, начали записывать песни с помощью акустической гитары и дешевого синтезатора и выкладывать видео, снятые в комнате съемной квартиры, на YouTube. Пели они про мишку, физрука, повелителя обезьян и прочие простые вещи. Несколько московских журналистов обратили на Лемондэй внимание и объявили их авангардом волны нового русского антифолка и аутсайдерской (тег, который любят навесить на все) музыки. Случилось много горячих полемик, на которые группа не обратила особого внимания и пошла своим путем. В 2010-м к Лемондэю присоединился барабанщик Данила Холодков (известный в первую очередь по Padla Bear Outfit, с которыми Женю и Юлю на первых порах много сравнивали), и они заиграли злой минималистичный рок; потом его сменил Антон Покровский с электронными барабанами и Лемондэй ушли в холодный минимал-вейв. Загвоздка в том, что все свои метаморфозы группа претерпевала на сцене, никак их не фиксируя (дико, но у Лемондэя до сей поры вообще почти не было записей кроме одного опыта с Елочными игрушками). Поэтому даже в 2013 году многие люди, думая про Лемондэй, вспоминают двух девочек с акустической гитарой и пластмассовым синтезатором. Они, конечно, ошибаются. Пришло время это исправить.
Фаворит, первый альбом Лемондэй, обезоруживает своей простотой. Он аскетичен и эффектен, как баухаус: лаконичные тексты, где каждое слово стоит на своим месте; лаконичный звук, собранный из синтезаторов, синтетических барабанов и спорадической гитары. Местами отдает Гэри Ньюманом, но русский язык делает эту музыку совершенно иной, и именно так на русском, кажется, никто еще не играл. Не сказать при этом, что в этой аскезе нет места чувствам напротив, голоса порой срываются на крик, и в каждой песне запрятано много чего, от отчаяния до нежности. Лемондэй переросли всю свою былую инфантильность, теперь тут совсем другой смысл; старые песни (вроде Змеи или Музыки для мужика, которой уже четыре года) мутировали и приобрели совсем новые смыслы. Местами тут вообще возникает нешуточный экзистенциальный ужас взять хотя бы пронзительную песню Практически все. Сложно сказать, как на все это могут отреагировать люди, смеявшиеся над клипом про голову животного. Но если говорить непосредственно о музыке, то Фаворит это лучший вариант развития событий.
Премьера: Лемондэй Фаворитml {
overflow-x:hidden;
}
#afh {
z-index:1000;
}
. b-picnic-tro,
. b-picnic-tlu,
. b-picnic-bl,
. b-picnic-br {
background:none
}
//. b-picnic-tru {
// background:url (http://s.afisha.ru/dsn/nrktk/nrktk-mans_bg.gif) 50% 350px no-repeat fixed;
//}
. b-picnic-content {
background: #fff;
min-height:410px;
margin-bottom:32px;
}
. g-visible {
display:block!important;
}
. m-align-center {
text-align:center;
}
. m-default-font,
p. m-default-font {
font-family: Arial, Helvetica, sans-serif;
}
. b-ya-adv-place,
. b-beg-adv-place {
background: #fff;
}
//. b-nrktk-title {
// height:190px;
// text-indent: -999em;
// background: #fff url (http://s.afisha.ru/dsn/nrktk/nrktk-title.jpg) 0 0 no-repeat;
//}
. b-nrktk-player-col {
float:left;
width:384px;
}
. b-nrktk-player {
display:block;
width:384px; height:400px;
margin:0; padding:0;
overflow:hidden;
}
. b-nrktk-download {
padding:25px 0 25px 78px;
background: #333 url (http://s.afisha.ru/dsn/nrktk/nrktk-dl.gif) 13px 15px no-repeat;
border-top: #4a4a4a 1px solid;
font:11px/15px Arial, Helvetica, sans-serif; color: #888;
}
. b-nrktk-download h3 {
margin-bottom:4px;
font-size:13px; font-weight:normal;color: #ababab;
}
. b-nrktk-download a:link,
. b-nrktk-download a:active,
. b-nrktk-download a:visited {
color: #fff;
text-decoration:underline;
}
. b-nrktk-download a:hover {
color: #fff;
text-decoration:none;
}
Лемондэй Фаворит
Скачать альбом (архив, 67 мб)
Чтобы разобраться с историей группы, Афиша поговорила со всеми тремя музыкантами Лемондэя
Почему именно сейчас созрел альбом? Что должно было произойти, чтобы он наконец вышел?
Юля Накарякова (вокал, синтезатор, гитара): Я думаю, мы просто наконец готовы. Во всяком случае, мне сейчас по-настоящему хочется. А до этого все разы по-настоящему не хотелось.
Женя Иль (вокал, синтезатор): Мне всегда хотелось. (Общий смех.)
Антон Покровский (барабаны): На самом деле, по-моему, этим когда ни занимайся, все равно всегда не вовремя. Поэтому, в общем-то, все равно. Ну сейчас хорошо, что сейчас. Было бы хуже, если бы не сейчас, а позже. Фактически это было волевое решение.
Почему вы именно эти песни для альбома выбрали?
Юля: Так получилось, что это самое-самое, что хотелось. Фаворит что означает? Это значит: любимый.
Вы долго существовали как исключительно концертная группа. Каково это? Ведь все ваши метаморфозы в первую очередь происходили на глазах людей, которые видели вас живьем.
Женя: Нас это устраивало до определенного момента. Перестало устраивать мы записали альбом.
Юля: Все зависит от того, на какой результат ты нацелен. На первом этапе цель была писать песни и выкладывать их в интернет; максимум результата видеоролик. Потом ты понимаешь, что результат, на который ты работаешь, клевые живые концерты. Ну а дальше постепенно начинаешь думать, как это хочется слышать в записи.
Антон: Народ же постоянно требует записи. Все ее хотят. Это вопрос, который перед всеми музыкантами стоит. Даже те группы, которые хотели отказаться от альбомной практики и придумать какую-то новую форму, в итоге пришли к тому, что надо диски и пластинки печатать. Слушатель требует физического обладания объектом и в данном случае неважно, диск это или.mp3 скачанные.
Юля: Но ты не подумай, что тут зависит от народа. Ни в коем случае. На самом деле нас изводили просьбами записать альбом, и это даже оттянуло его выход. Потому что давление необходимого, которое тебе навязывают, никак не способствует. Скорее наоборот.
Концертное исполнение песни Радио Ретро, чем-то отдаленно напоминающей Are Friends Electric? Гэри Ньюмана
Из Москвы все время кажется, что в Питере какая-то очень плотная музыкальная жизнь, вы все друг с другом дружите, общаетесь, записываетесь, даете совместные концерты. Это так?
Юля: Да. Следующий вопрос. (Смеется.)
Антон: А мне кажется, в Москве то же самое, просто город больше, соответственно, больше разброс. Держать под контролем всю эту историю, смотреть на нее целиком не получается. А в Питере получается, потому что она не настолько большая. Но смысл один.
Женя: У меня такое ощущение, что в Москве небольших клубов почти нет.
Юля: Я сомневаюсь, что у вас дружат группы. NRKTK и Pompeya?
Антон: NRKTK нет, кстати, больше.
Юля: Правда?
Да, недавно последний концерт был. Расскажите, а что такое объединение Собор?
Юля: Ты же знаешь, какие группы туда входят? (Лемондэй, Электрофорез, Slow Suicide, Shortparis. Прим. ред.) Ну вот. Мы собираемся, делаем разные вещи вместе, обсуждаем их, дружим, встречаемся.
Женя: Это дискуссионный клуб.
Юля: Собор. Все нормально там. Все хорошо. Там половина Красноярска, половина Новокузнецка. Просто формулировать я не вижу смысла, потому что внутри Собора каждый формулирует для себя сам, что это за штука. А лаконичнее всего будет сказать, что ключевое слово собираться. А то, что это на всех нас работает, это факт.
Я к чему все это говорил: в Москве действительно совсем иначе происходит. Вы когда только приехали в Петербург и начали музыкой заниматься, для вас важно было, что вокруг сразу какие-то музыканты были Галя Чикис, Елочные игрушки и так далее?
Юля: Мы не сразу с ними познакомились.
Женя: И когда мы приехали в Петербург, мы еще не были группой. Знакомство с ними нам, конечно, очень помогло. Огромное спасибо Елочным игрушкам.
Юля: Я подрабатываю няней у Гали Чикис. Это очень помогает. Всем. (Смеется.) Было, что мы ходили на концерты и пили с другими музыкантами. Сейчас Мы здороваемся и общаемся, если встречаемся, но я не могу сказать, что это сейчас как-то конкретно на нас влияет. Я даже почти не слушаю, что выходит сейчас. Кроме Гали Чикис, Shortparis и Электрофорез.
Так Лемондэй выглядели четыре года назад. Эта песня есть и на альбоме Фаворит, но с тех пор многое изменилось
А какой у вас был самый первый импульс? Из-за чего вы собрали группу?
Юля: Мы увидели ВКонтакте чувака по имени Мишка Ветер и стали угорать и петь. Это и был самый первый импульс. Выложили музыку так, даже не для друзей, а просто. Я могу сказать, почему мы подумали про YouTube и прочее это даже не к русской волне роликов относится, это скорее Литтл Бутс, помнишь ее? Мы тогда очень ценили ее. Девочка пухленькая с коняшкой, играет сама дома.
Хорошо, тогда почему вы продолжили заниматься музыкой?
Женя: Сложно было остановиться. (Смеется.) Пытались, не получилось.
Юля: Не знаю, мне кажется, тут все ответы будут надуманные, потому что любые импульсы объяснять сложно. Почему продолжили? Потому что мы с Жекой всегда себя считали гениями. (Смеется.) Эго никуда не девается. Когда тебе пишут очень много комментариев, это приятно. Но это уже на выходе, а то, что мы гении и показываем это миру это было просто нормально. Нам нравилось, как мы выглядим, какие песни мы пишем и даже как их аранжируем. Но вся эта веселуха с эго и демонстрацией себя была до того, как про нас начали все писать. Потому что потом мне стало так себе.
Тебе дали зеркало и ты начал в него смотреть. А тебе это не надо было абсолютно
Женя: До этого это реально был для друзяшек проект. Это было мило до определенного уровня. А потом мило быть перестало.
Юля: Было стремно, потому что тебе дали зеркало и ты начал в него смотреть. А тебе это не надо было абсолютно. Как, знаешь, дети мимо зеркала проходят, и их туда хоть тычь лицом, они смотреть не будут, потому что им пофигу. А тут ты взял и как бы себя увидел, потому что про тебя рассказывают. И тебе становится от этого хуже, ты уже начинаешь думать про группу как про группу. Это был перелом.
Еще, кажется, очень важный момент был, когда у вас появился Данила, потому что у вас мощно поменялся звук.
Юля: Данила с нами познакомился, он тогда играл в группе Padla Bear Outfit. Мы с ним подружились и просто стали очень-очень много находиться вместе и пить вместе очень много. Он нам рассказал про Ягуар. Было такое трэшовое лето, и мы при нем стали искать барабанщика. Тот барабанщик, который должен был у нас быть, запил, и Данила вызвался сам. Я с сомнением отнеслась к этому, но его как раз выгнали из PBO и он на первой репетиции показал, что нормально может стучать в нашей группе. А Антон появился, когда мы выгнали Данилу из Лемондэя. (Смеется.)
Женя: Да нет! Антон был нашим звукачом еще довольно долгий период.
Антон: Я подумал, что такая концепция может прокатить и даже группа может от этого выиграть: поменять живые барабаны на неживые.
Песня Животные, записанная в 2010 году вместе с дуэтом Елочные игрушки
Вы первоначально как-то от поэзии ведь шли, да? Был кружок Болт, программы какие-то, вот это все.
Юля: Мы когда с Жекой только переехали, у нас еще не было друзей. Мне где-то через год захотелось как-то социализироваться. А в Красноярске я еще писала стихи, у меня даже вышла книжка. Я нашла в каком-то клубе что-то, тоже стала там читать стихи, приходить на собрания. Но после Лемондэя мы перестали этим заниматься. Все тексты, которые у нас сейчас есть, совместные. Мне нравится то, что получается вдвоем.
У вас такое ощущение от песен, что каждое слово очень строго на своем месте стоит. Вы этого специально добиваетесь?
Женя: Мы их вытачиваем.
Юля: Неправда.
Женя: (Смеется.) Кровь, пот и слезы!
Антон: Мне кажется, что проблема текстообразования в современной российской музыке это вообще очень широкое поле для дискуссий. Если проанализировать, кто и о чем поет, то можно очень далеко зайти в предположениях, а когда услышишь правду так вообще, наверное, удивишься. Но тексты это очень важно. Никогда не забуду рок-фестиваль, на котором взрослый и интеллигентный человек подошел к звукорежиссеру и сказал: Простите, а можно сделать слова погромче, а музыку потише? С русским роком всегда все было понятно в этом отношении, что на первом месте, что на втором. Но в целом сейчас огромное количество музыкантов, значительно более опытных и признанных, чем мы, играют в коллективах, которые собираются именно вокруг автора текста.
Женя: Песня это не что-то там, это песня. Там должны быть равновесие и гармония, слова не должны выпирать из музыки по значимости.
Юля: О-о-ох, ребята. Меня смущают слова вроде должны. Музыка должна, текст по отношению к музыке должен. Женя уже два раза употребила это слово, для меня это уже крах.
Для вас первое время в песнях очень важна была подростковая, школьная тематика, да и сейчас это осталось. Почему?
Женя: Как-то она будоражит сознание.
Юля: Почему меня, Юлю, будоражила школьная тематика? (Пауза.) Потому что, блин, это мило и смешно очень! Не знаю, жалкий образ опущенного школьника очень многим из нас сопутствует. Это первые социальные страдания. Хотя нет, я не хочу, чтобы этот ответ был. Потому что я опять начинаю высасывать из пальцев, как про импульс то, чего нет.
О-о-ох, ребята. Меня смущают слова вроде должны
Мне просто кажется, что у вас в этом смысле происходила какая-то эволюция; слова оставались те же, но смысл менялся. Вы какие-то совсем другие штуки начали транслировать, гораздо более глубокие, чем просто песня про школьника.
Женя: Они тоже были непростые, знаешь ли.
Юля: Тогда мы были нацелены на какую-то иронию, форму, не высказывались прямо, потому что не думали прямо. Изменения есть, с этим я согласна. Но мне кажется, что это очень естественно. Чтобы ты ни делал в данную минуту, даже если это старый текст, ты будешь делать то, что в данный момент равно тебе. А люди-то сильно меняются.
Вас за четыре года всякие издания с чем только не сравнивали: с антифолком, новой странной Америкой, минимал-вейвом и так далее. Но у меня почему-то сложилось впечатление, что вы всего этого не слушали.
Женя: Да. Очень часто у нас получается так, что мы, например, хотим сделать аранжировку, как у Мадонны. Мы делаем, как у Мадонны, но получается совсем непохоже.
Юля: Мы это уже знаем, что даже если мы очень захотим что-то своровать, у нас не получится в силу, не знаю, тупости. Зато получится очень клево и необычно.
Антон: Каждый раз, когда мы делаем песню, я пытаюсь сделать так, чтобы она была похожа либо сразу на все, либо ни на что. Это не стопроцентное цитирование, это просто чужое настроение, которое складывается с твоим настроением и получается некий результат.
Юля: Абсолютно точно. Эксперименты это самое клевое и интересное, поскольку ты не знаешь, как надо. Ты просто складываешь одно с другим и даже не мыслишь, что это на самом деле нелогично. Мне все время кажется, что я все как в первый раз пробую.
Как вы относитесь к тому, что некоторые люди до сих пор, когда слышат слово Лемондэй, вспоминают вас образца 2009 года?
Юля: Ну и пусть. Это восприятие, мы им не занимаемся. Хотя мне вчера позвонила мама и говорит: Вот я своему другу отправила ваш ролик. Я говорю: Мам, какой? , а она говорит: Ну Мишка, ветер, мой любимый, я говорю: Нет! Почему ты это делаешь? Мы же теперь другие.
Лемондэй представят свой первый альбом Фаворит концертом в московском клубе Gogol\’ в пятницу, 10 мая, и в петербургском пространстве Spaces в субботу, 11 мая
Источник: afisha.ru