Оратория «Минин и Пожарский»: историческая реконструкция

Оратория «Минин и Пожарский»: историческая реконструкция
4 ноября, в День народного единства России, Московский международный Дом музыки приглашает слушателей на концерт, в котором прозвучит первая русская оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».

Произведение создал крепостной композитор графа Шереметева Степан Дегтярев и посвятил его 200-летию исторического события 1612 года, когда народное ополчение, собранное гражданином Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, освободило Москву от польско-литовских захватчиков.

4 ноября, в День народного единства России, Московский международный Дом музыки приглашает слушателей на концерт, в котором прозвучит первая русская оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».

Произведение создал крепостной композитор графа Шереметева Степан Дегтярев и посвятил его 200-летию исторического события 1612 года, когда народное ополчение, собранное гражданином Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, освободило Москву от польско-литовских захватчиков.

Оратория «Минин и Пожарский»: историческая реконструкция

С несчастьями Смутного времени было покончено, началось «собирание воедино русских земель вокруг Москвы». В 1818 году, когда на Красной площади столицы открывали памятник Минину и Пожарскому, произведение Степана Дегтярева включили в программу торжеств. Слушателей тогда собралось около трех тысяч человек. Правда, самого автора уже не было в живых.

Те, кому посчастливилось услышать сочинение Дегтярева, были уверены, что величественные хоры с роговой музыкой, прекраснейшие арии и мастерские фуги, из которых составлена оратория, «утвердят навсегда славу Дегтярева среди соотечественников и в других государствах». Но вышло совсем не так. Музыку Дегтярева практически забыли.

К сожалению, таков был удел многих произведений того периода, заметил руководитель Московского камерного оркестра «Musica Viva» Александр Рудин. Именно он со своим коллективом взялся за исполнение шедевра.

«В конце XVIII — начале XIX веков композиторское искусство достигло больших высот, — сказал Александр Рудин. -И если посчитать, сколько было создано, то количество произведений будет исчисляться тысячами. И критика, и музыкальная публика часто отдавали предпочтение именно тем произведениям, которые сейчас начисто забыты».

Руководитель хорового ансамбля «Интрада», который тоже участвует в проекте, Екатерина Антоненко уточнила, что оратория «Минин и Пожарский», в отличие от других произведений Дегтярева, в XX веке все-таки исполнялась, но приспосабливалась к требованиям советской эпохи:

«В этой музыке постоянно есть молитвы, они органично включены в эту ораторию. И в советское время это была проблема. Заменялись слова, нельзя было исполнять целиком, а только фрагментами».

Нынче же осуществлена полная историческая «реконструкция» оратории, включая звучание рогового оркестра, который двести лет назад использовался в основном для исполнения военной музыки. Сейчас в стране лишь один такой коллектив — Российский роговой оркестр под управлением Сергея Поляничко. Музыканты работают в Петербурге, и в Москву приехали специально для участия в проекте.

«Роговой оркестр 200 лет назад имел ровно столько человек, сколько было нот в конкретном произведении, так как у одного человека был только один инструмент с одним звуком, — сказал руководитель оркестра. — Наш же оркестр устроен не совсем так. Нас 16 человек, каждый играет на нескольких инструментах».

Исполнение оратории Степана Дегтярева «Минин и Пожарский» в Московском Доме музыки впервые будет сопровождаться видеорядом: исторические виды столицы и портреты государственных деятелей начала XVII века.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий