В столице на сцене клуба «Союз композиторов» состоялся единственный в России концерт квартета выдающегося джазового барабанщика Эла Фостера.
Москва. 29 марта. INTERFAX.RU — Московские любители джаза, переполнившие вчера вечером зал одного из самых престижных джаз-клубов столицы, уже знакомы с Элом Фостером. Летом 2007 г. его трио с огромным успехом отыграло на этой же сцене в рамках II Международного джазового фестиваля «Союз композиторов».
В столице на сцене клуба «Союз композиторов» состоялся единственный в России концерт квартета выдающегося джазового барабанщика Эла Фостера.
Москва. 29 марта. INTERFAX.RU — Московские любители джаза, переполнившие вчера вечером зал одного из самых престижных джаз-клубов столицы, уже знакомы с Элом Фостером. Летом 2007 г. его трио с огромным успехом отыграло на этой же сцене в рамках II Международного джазового фестиваля «Союз композиторов».
«Легендарный, выдающийся “ — не эмоциональное авторское преувеличение, ставшее традиционным в оценках практически каждого заезжего в нашу страну заокеанского исполнителя. Эти эпитеты постоянно присутствует во всех публикациях, в любой энциклопедической статье об Эле (Элоизиусе) Фостере с тех пор, как в 1969 г. его, тогда еще безвестного барабанщика, в одном из клубов Манхэттена услышал Майлс Дэвис, величайший революционер и реформатор джаза. Он был поражен талантом, техникой игры молодого музыканта, и тут же пригласил его в свой оркестр. Фостер заменил в оркестре Майлса Дэвиса одного из самых именитых барабанщиков того времени Джека ДеДжоннета, игравшего у Майлса много лет.
Вот что говорит об этом эпизоде сам Дэвис в своей „Автобиографии“ — одной из ярчайших книг о джазе, переведенных и на русский язык: „Эл Фостер меня ошеломил — у него был великолепный грув, и он очень правильно его применял. Это было то, что я искал, и я пригласил его к себе в оркестр, и он согласился“.
Эл проработал с великим трубачем больше десяти лет — с середины 70-х до середины 80-х годов. Они стали друзьями, по-настоящему близкими людьми, вместе воплощали в жизнь многие новаторские идеи Дэвиса. Фостер был единственным, кто оставался с Майлсом в самый кризисный период его жизни, когда из-за болезни, вызванной пристрастием к наркотикам, он на шесть лет — с 1975 по 1981 гг. оставил музыку. Из „Автобиографии“ Дэвиса: „Ближе всех мне был Эл Фостер. По-настоящему одухотворенный парень, с ним было хорошо. Именно Эл держал меня в курсе музыкальной жизни в те годы, когда я не играл. Я разговаривал с ним тогда почти каждый день. И доверял ему абсолютно“.
Но, тем не менее, эта дружба, духовная, человеческая близость не помешали Элу покинуть оркестр Дэвиса, когда их музыкальные пристрастия разошлись. Майлс в угоду моде и коммерческой выгоде перешел на исполнение джаз-рока, многие традиционные джазовые инструменты в своем оркестре заменил на электрические, а Фостер так и оставался приверженцем высоких классических стандартов „чистого“ акустического джаза. До сих пор он исповедует, воплощает в своем творчестве эти принципы, что и сделало его выдающимся музыкантом.
Элу Фостеру повезло в жизни. Он родился в достаточно обеспеченной семье в Ричмонде (штат Вирджиния). Его детство и юность прошли в Нью-Йорке. Отец и дядя тоже были барабанщиками, так что ударные инструменты Эл освоил сравнительно быстро и легко. Как и все молодые музыканты того времени, он учился играть по грамзаписям своих великих предшественников — первопроходцев джаза. Уже в 16 лет начал выступать в различных джазовых клубах Нью-Йорка. Очень быстро Эл выработал свой неповторимый стиль, для которого характерны, прежде всего, высочайшее чувство свинга, воплощающееся в безупречном ритме, с уникальной способностью слышать других музыкантов группы, предощутить их импровизационные замыслы, поддержать изощренными полиритмическими пассажами.
Эл Фостер „отшлифовал“, умножил свой талант, играя в составах величайших музыкантов — Телониуса Монка, Сонни Роллинза, Джо Хендерсона, Маккоя Тайнера, Фредди Хаббарда, Кэннанбола Эддерли, Мишеля Петруччиани, Хэрби Хэнкока, Рона Картера. Его яркие, выразительные соло, харизматичные ритмические рисунки, палитра которых мало кому доступна, увековечены в сотнях грамзаписей этих корифеев джаза. Знаменитый трубач и флюгельгорнист Арт Фармер сказал о нем: » При таком барабанщике чувствуешь себя в надежных руках”.
Поразительно, что с годами — а Элу уже 65 лет — его ритмическое мышление и инструментальная техника становятся все богаче. Безусловно, Эл Фостер — не новатор в игре на ударных, какими были, к примеру, Арт Блейки или Элвин Джонс. Но то, что он подлинный художник, исключительно талантливый, всесторонний музыкант, бесспорно.
Это в полной мере продемонстрировал и его вчерашний концерт в “Союзе композиторов”. На этой сцене выступали многие звезды американского и мирового джаза, и публика здесь вполне искушенная. Но столько восторженных аплодисментов от ликующего зала, сколько выпало на долю Эла и его партнеров, мало кому доставалось. А когда прозвучали первые аккорды So What из бессмертного концерта Майлса Дэвиса Kind of Blue, зал буквально взорвался аплодисментами и восторженными выкриками. Квартет показал высокое исполнительское мастерство, редкую сыгранность, способность с одинаковым драйвом играть и бибоп, и мейнстрим и фьюжен. В этом заслуга и самого лидера, и его партнеров — саксофониста Эли Даджибри, контрабасиста Дага Уэйсса, пианиста Адама Бирнбаума. Все это — талантливые, известные музыканты. Даг Уэйсс, например, преподает в престижной нью-йоркской Школе джаза New School for Jazz and Contemporary Music, а также является постоянным музыкантом трио пианиста Кевина Хэйса. Их совместный альбом “Heaven‘s Sake” был признан New Yorker Magazine “Лучшим джазовым альбомом 2006 года”.
“Эл Фостер — это прошлое и настоящее современного джаза, — сказал корреспонденту „Интерфакса“, делясь впечатлениями о концерте, известный московский саксофонист, арт-директор клуба „Союз композиторов“ Олег Киреев. — В составе квартета — самые яркие, интересные музыканты американской джазовой сцены. Повторный приезд к нам исполнителей такого уровня, безусловно, событие большого масштаба для музыкальной Москвы”.
Обозреватель Владимир Косарев
Источник: interfax.ru