В Москве выходят два новых документальных спектакля, рассказывающих о взаимоотношениях человека и власти
В Музее и общественном центре им. Андрея Сахарова прозвучат монологи людей, чьи родственники были частью советской репрессивной системы. В Театре.doc выйдет продолжение спектакля про юриста Сергея Магнитского — «Час восемнадцать-2012», в нем отражены новые факты, ставшие известными за те два года, что прошли с момента премьеры первой части.
«Хорошие новости»
В Москве выходят два новых документальных спектакля, рассказывающих о взаимоотношениях человека и власти
В Музее и общественном центре им. Андрея Сахарова прозвучат монологи людей, чьи родственники были частью советской репрессивной системы. В Театре.doc выйдет продолжение спектакля про юриста Сергея Магнитского — «Час восемнадцать-2012», в нем отражены новые факты, ставшие известными за те два года, что прошли с момента премьеры первой части.
«Хорошие новости»
История трагической гибели Сергея Магнитского три года назад в «Матросской тишине» была поставлена Театром.doc в 2010 году на основе материалов расследования дела, а также дневников и писем юриста. Он состоял из монологов людей, причастных к его смерти, причем имена их реальных прототипов — следователя, судьи, врача — были сохранены. В этом году спектакль обновился, но тема осталась прежней.
«Решение сделать второй спектакль было принято в связи с развитием дела Магнитского. Когда мы делали первую часть, были сомнения в том, что виновные в смерти Магнитского будут наказаны — но все же были и надежды на справедливость. И конечно, мы не могли ожидать, что кто-то из следователей и судей по этому делу будет награжден или получит повышение, — рассказал “Пятнице” режиссер второй части спектакля Талгат Баталов. — Но сегодня надежд на справедливость не осталось, и об этом новая версия спектакля “Час восемнадцать”.
“Час восемнадцать-2012” начинается с “Хороших новостей” — так называется первая сцена, где судья получает повышение. Поскольку не всем зрителям понятны финансовые махинации, о которых сообщал Магнитский, появилась сцена, наглядно, в стиле комиксов рассказывающая о схемах отмывания денег. Есть в спектакле и история человека, который выжил благодаря Магнитскому — точнее, в результате начавшихся после его гибели массовых проверок в СИЗО. Завершается спектакль монологом матери юриста, которая проводит параллель между судьбами сына и Оливера Кромвеля.
По традиции после завершения “Часа восемнадцати-2012” зрители смогут принять участие в обсуждении спектакля.
Монологи по кругу
“Второй акт. Внуки” — это спектакль по воспоминаниям тех, чьи дедушки и бабушки были причастны к репрессиям. “Второй акт” — потому что это продолжение аналогичного проекта Театра имени Йозефа Бойса “Груз молчания”, в котором о переживаниях по поводу прошлого своих дедов-нацистов рассказывают немцы, родившиеся после войны. “Мы сознательно не обращались к сталинистам, наши респонденты — это, условно говоря, участники последних массовых оппозиционных митингов. Поначалу они не хотели разговаривать, потому что это не было принято обсуждать в их семьях. Но потом многие из них посмотрели „Груз молчания“ и согласились говорить”, — рассказал “Пятнице” Михаил Калужский, придумавший и поставивший этот спектакль вместе с Александрой Поливановой из “Мемориала”. “Это проект, у которого три функции: театральная, просветительская и, возможно, терапевтическая”, — добавляет Калужский.
Сцены и зала в привычном смысле здесь нет: зрители и актеры вперемешку сидят на стульях, расставленных по кругу. Еще есть два экрана, на которых во время действия периодически будут демонстрировать монологи тех же самых актеров, читающих тот же самый текст, — спектакль полностью снят на видео. “Как я к этому отношусь? Как к эпизоду истории. Просто моя семья оказалась в это вовлечена. Я не знаю, при каких обстоятельствах дедушка был позван в СМЕРШ. Я не знаю, что было поставлено на карту, какой у него был выбор. Я прекрасно понимаю, почему его туда позвали. Образование. Школа предопределила, чтобы его туда позвали, он говорил по-немецки абсолютно свободно. С другой стороны, он был абсолютно предан Коммунистической партии Советского Союза”, — рассказывает одна из героинь спектакля. Другая вспоминает о том, каким блестящим лектором, по мнению ее бабушки, был государственный обвинитель Вышинский. И хоть бабушка прекрасно про него все понимала, но все равно с удовольствием говорила о том, как он знал латынь и как аккуратно был пострижен.
Пока один произносит монолог, остальные актеры сами превращаются в зрителей — смеются или понимающе кивают. Материалом для спектакля послужили воспоминания десяти человек, но сбор свидетельств продолжается.
Источник: vedomosti.ru