Комментируя итоги уходящего года, армянские эксперты говорят о существенных изменениях, происшедших за это время на общественно-политическом поле страны. В первую очередь, отмечается факт «цивилизованного диалога» между властью и Армянским национальным конгрессом (АНК) во главе с экс-президентом Левоном Тер-Петросяном, а также ставшие очевидными противоречия внутри властной коалиции.
Комментируя итоги уходящего года, армянские эксперты говорят о существенных изменениях, происшедших за это время на общественно-политическом поле страны. В первую очередь, отмечается факт «цивилизованного диалога» между властью и Армянским национальным конгрессом (АНК) во главе с экс-президентом Левоном Тер-Петросяном, а также ставшие очевидными противоречия внутри властной коалиции.
Диалог, действительно, стал значимым фактором общественной жизни и позволил, с одной стороны, снизить накал радикальных протестных настроений, а с другой — освободить из заключения ряд активистов АНК, обвиненных в организации массовых беспорядков после президентских выборов в начале марта 2008 года. После этого он был прерван без внятного объяснения причин. Создалось впечатление, что стороны в целом достигли желаемого. Власть несколько улучшила свой имидж на международной арене (докладчики ПАСЕ по Армении констатировали прогресс в сфере демократии и сочли, что т.н. «страница 1 марта 2008 года», когда в Ереване произошли столкновения, унесшие жизни 10 человек, перевернута), а АНК, хотя и растерял часть сторонников, тем не менее, заведомо обеспечил себе прохождение в парламент будущего созыва.
Однако после этого возникли серьезные коллизии в отношениях правящей Республиканской партии Армении (РПА) и ее младшим партнером по коалиции, партией «Процветающая Армения» (ПА) во главе с известным олигархом и благотворителем Гагиком Царукяном. Это стало для власти куда большей неприятностью, чем противостояние с оппозицией. Ведь политико-организационный ресурс ПА не исчерпывается финансовыми возможностями ее лидера, умело использующего популистские технологии. С момента создания партии в 2005 году за ней явственно просматривается фигура экс-президента Роберта Кочаряна. После нескольких лет дистанциирования от политики он «неожиданно» заявил о своем возможном возвращении, в связи с чем сохранение контроля над ПА стало для власти первостепенной задачей.
Очередное воцарение Кочаряна означало бы полное переформатирование политического, экономического и кадрового поля. Поэтому РПА пытается убедить Царукяна идти на предстоящие в мае парламентские выборы единым списком. Но олигарх не раз заявлял, что его партия будет участвовать в выборах самостоятельно, и эта задача выглядит трудноразрешимой. Муссируются слухи, будто он мог бы согласиться на единый список в случае получения в нем половины мест, а следовательно — претендовать на пост премьер-министра. А это уже никак не устраивает РПА.
Словно демонстрируя свои возможности и уровень самостоятельности, ПА победила на муниципальных выборах в городе Иджеван, где её представитель легко обошел действующего мэра-республиканца. Особенностью этой «репетиции» стало то, что ставленника Царукяна поддержали все оппозиционные силы. После этого лидер АНК Тер-Петросян выступил с предположением, что ПА может выйти из коалиции и стать реальной оппозицией, отказавшись от «позорного сотрудничества с бандократическим режимом», частью которого все эти годы она была. В таком случае не исключен даже альянс между АНК и ПА.
Но при лидерстве Царукяна подобная трансформация невозможна. Олигарху сразу дали понять, что может ожидать его бизнес, начав преследование лиц из его дальнего окружения. К тому же уход в оппозицию означал бы потерю партией всех рычагов в исполнительных структурах, полученных ею в рамках коалиционного соглашения: министерских портфелей, губернаторских постов и т.п. Поэтому никакой реакции со стороны Царукяна не последовало. Это понятно, ибо молчит и «крестный отец» его партии — Роберт Кочарян. Но молчание не означает бездействия.
«Гагик Царукян должен уйти» — пишет ереванское интернет-издание «Первый Информационный», напоминая, что олигарх ранее говорил, что «уйдет, если не сможет выполнять обязанности председателя». Пора уступить место новому лидеру, который сумеет пресечь попытки власти «подмять» партию. Им должен стать Роберт Кочарян. Смысл мессиджа очевиден. Оставив пост председателя партии, олигарх продолжит мирно заниматься своим бизнесом, продолжая финансировать ПА. С новым руководителем партия обретет реальную самостоятельность, сможет достойно выступить на выборах, так как серьезных рычагов воздействия на политического тяжеловеса Кочаряна у власти нет.
Однако эта неожиданная и, нельзя не признать, даже изящная комбинация имеет существенный изъян: личная популярность Роберта Кочаряна невысока и сильно уступает рейтингу и Гагика Царукяна, и Левона Тер-Петросяна. Поэтому уход Царукяна должен быть компенсирован привлечением фигуры, имеющей сопоставимый масштаб популярности. Такая фигура обнаружилась очень быстро.
Речь идет о генеральном директоре принадлежащего МТС телекоммуникационного оператора в Армении — компании «К-Телеком» Ральфе Йирикяне. 44-летний Йирикян родился в Ливане, где окончил Американский университет Бейрута со степенью бакалавра экономики и делового администрирования. Успешно руководил подразделениями ряда ведущих местных бизнес-структур. С 2001 года — гендиректор «Карабах-Телеком», с 2004 года по сей день — гендиректор ведущего армянского телекоммуникационного оператора.
Успешный бизнесмен и умелый менеджер. Он и возглавляемая им структура считаются образцом «социальной ответственности бизнеса». Организовал и реализует целый ряд масштабных благотворительных и иных социально значимых проектов. Одно лишь перечисление всех его академических званий, включая международные, высоких государственных (в том числе — российских) наград и поощрений занимает около страницы. Достаточно сказать, что Йирикян остался единственным незаменённым топ-менеджером МТС после того, как российская компания выкупила 80% «К-Телеком» у принадлежащей ливанской семье Фатушей компании International Cell Holding. Вполне вероятно, что произошло это благодаря тому, что МТС — актив АФК «Система», одним из независимых директоров которой является Роберт Кочарян.
О том, что «в какой-то момент Кочарян может ввести Йирикяна в игру в качестве кандидата на пост президента или премьер-министра» еще в середине 2010 года написала ереванская газета «Грапарак». Тогда это прошло незамеченным. Однако недавно тема была вновь поднята российским интерент-изданием Cnews, причем в публикации, как уже сообщало ИА REGNUM, прямо говорилось о том, что «МТС прокредитовала потенциального президента Армении на $90 млн».
Разумеется, пресс-служба «К-Телеком» это сообщение опровергла, указав, что подобных амбиций у Йирикяна нет и быть не может хотя бы потому, что у него нет необходимого для выдвижения 10-летнего стажа армянского гражданства. Что, однако же, не помешало некой Анне Аветисян из российской сетевой торговой компании «Лента» организовать в социальной сети Facebook группу «Ральф Йирикян — президент Армении». Насколько можно судить, пользователи активно присоединяются к этой группе.
Для выхода на политическую арену у Ральфа Йирикяна есть хорошие стартовые позиции. Он молод, интеллигентен, симпатичен и популярен и в этом смысле полностью соответствует очевидному общественному запросу на смену политических и бизнес-элит республики. За ним (в отличие от того же Царукяна) нет длинного шлейфа сомнительных историй и полукриминального окружения. Нейтрализовать человека, имеющего блестящий послужной список и ничем не замаранного, образцового семьянина будет очень сложно. Он заведомо может рассчитывать на поддержку зарубежной армянской диаспоры в лице ее политических партий и предпринимательских кругов. К тому же политик, как бы объединяющий все армянство, является давней «голубой мечтой» многих избирателей республики, своего рода «национальной идеей». Уже ясно также, что он будет поддержан авторитетной российской структурой, несомненно, имеющей действенные связи в высоких эшелонах российской власти.
В Москве понимают, что в таком случае Кочарян займет премьерское кресло, став «поводырем» при молодом президенте, а это значит, что российским политическим и экономическим интересам в Армении ничего угрожать не будет, напротив, российское присутствие и влияние еще более возрастут. Поэтому мешать планам Кочаряна будущий российский лидер Владимир Путин, хорошо сработавшийся в предыдущие годы с экс-президентом Армении, скорее всего, не станет. Да и вообще российский фактор в этой истории выглядит существенным, если учесть, насколько проект «Ральф Йирикян — президент» напоминает аналогичный российский проект, связанный с молодым миллиардером Михаилом Прохоровым. Забавно, но даже внешне эти люди слегка похожи. Правда, есть и разница. У Прохорова нет времени на серьезную раскрутку, до выборов в России остается менее трех месяцев. У Йирикяна условия более комфортные — президентские выборы в Армении пройдут лишь в марте 2013 года.
В свете всего этого указание на «недостаточность» стажа гражданина выглядит лишь досадной формальностью. С момента приезда Йирикяна в Армению (и в Карабах, что, по существу, одно и то же) прошло уже более 10 лет, а до президентских выборов остается еще более года. Не исключено, что гражданство он получил уже давно. Нельзя также не вспомнить, что тот же Роберт Кочарян официально получил армянское гражданство незадолго до своего выдвижения на пост президента в 1998 году, и это не стало для него препятствием.
Если Кочарян возглавит «Процветающую Армению», добьется ощутимого успеха на парламентских выборах, а затем партия выдвинет своим кандидатом на пост президента беспартийного Ральфа Йирикяна, ссылки на фактор гражданства не будут поняты ни в армянском обществе, ни в диаспоре, ни в Москве и могут лишь обострить гражданское противостояние. Впрочем, не исключено, что даже это способно сыграть на руку Кочаряну. Считается, что второй президент наиболее активно, напористо и продуктивно действует именно в экстремальных ситуациях.
Ануш Левонян, политический комментатор, Ереван
Источник: regnum.ru