МОСКВА, 20 мая — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Спектакль о беспощадности жизни и изломах души — «Однажды мы все будем счастливы» покажут в воскресенье на сцене столичного Центра им. Мейерхольда.
МОСКВА, 20 мая — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Спектакль о беспощадности жизни и изломах души — «Однажды мы все будем счастливы» покажут в воскресенье на сцене столичного Центра им. Мейерхольда.
Режиссер Вячеслав Чеботарь — студент выпускного курса Магистратуры, совместного проекта Школы-студии МХАТ и Центра им. Мейерхольда. Этот спектакль — уже вторая работа магистрантов, вынесенная на суд публики. Совсем недавно показали премьеру еще одной студентки, Лоретты Васьковой из Литвы, которая поставила пьесу финского драматурга Пааво Ринтала «Ээва-Мария».
Вячеслав Чеботарь для своего дебюта на столичной сцене выбрал современную российскую пьесу — текст «Однажды мы все будем счастливы» написала Екатерина Васильева, молодой автор из Нижнего Тагила. Талантливая ученица Коляды уже замечена профессиональной средой — в прошлом году она стала лауреатом литературной премии «Дебют» за ряд своих работ, в том числе и за эту.
Пьесу читали на последнем фестивале «Любимовка» в прошлом году — там Вячеслав Чеботарь и нашел пьесу. Читка оказалась удачным опытом — родилась идея сделать спектакль.
«Я хотел участвовать в “Любимовке”, прочитал все тексты и сначала ничего не выбрал. Я изначально знал направление, в котором мне хотелось бы работать. К этому времени я уже полгода был в Москве, учился в магистратуре, и мой мастер Виктор Рыжаков говорил нам о том, что, по его мнению, театр будущего — это театр без мизансцен. Об этом говорил и Иван Вырыпаев на своих мастер-классах — о возвращении к древнегреческому театру, когда просто выходили люди в масках и произносили текст. Тогда зрителям приходилось воображать мир спектакля. Мне было интересно поэкспериментировать в этой области, и я искал текст, который мог бы мне помочь. В итоге я остановился на пьесе Екатерины Васильевой, взял ее и сделал читку», — рассказал РИА Новости режиссер.
Пьеса «Однажды мы все будем счастливы», как и многие тексты уральской драматургической школы, отличается чувством беспощадности жизни, бытовой неприглядностью и пристальным вниманием к изломам человеческой души, к извращенности нормы человеческих взаимоотношений.
Это монолог девушки, юного существа, представляющий собой отнюдь не детские радужные воспоминания. Дочка школьной уборщицы, диковатая, рябая, стесняющаяся своей бедности и неуклюжести, все время вынужденная защищаться, а значит, и нападать, — героиня Васильевой похожа на затравленного волчонка. Но пьеса не очень сентиментальна, героиня не жалуется на жизнь, она просто рассказывает, и этот рассказ — диагноз не только обществу, но и ей самой.
Описания школьной жизни — лишь фон, на котором выписано главное — отношения матери и дочери, рваные, усталые, как будто в них давно не осталось места настоящему чувству, любви или заботе. В пьесе Васильевой эта связь, казалось бы, такая формальная, такая натужная, оказывается неразрывной и гораздо более глубокой и сложной, чем кажется поначалу даже самой героине.
«Сложно сказать, виновата героиня в чем-то или нет. У нее был выбор, но ее трудно осуждать. Ситуация выбора есть всегда. Идешь в метро, видишь лежащего человека и не знаешь, как поступить. Виноват тот, кто прошел мимо, или саму ситуацию винить? Роковое решение, которое она приняла, определило ее дальнейший путь. По сути, это возвращение героини к самой себе. Все делают ошибки, но они делают нас взрослее, все равно надо жить. Мне кажется, нужно не осуждать, а задуматься — а как бы ты поступил?», — говорит режиссер.
Разбираясь в деталях текста, Чеботарь решил не идти предсказуемым путем — его спектакль лишен жизнеподобия, обыденности. Отталкивающие натуралистические подробности быта, и катастрофа, к которой приходит героиня, вряд ли могут шокировать современного зрителя, и режиссер уводит историю от реальности. Он вслушивается в текст, в ритм, выискивая в прозе поэзию, делая музыку речи основным содержанием спектакля.
«Мне был очень важен ритм, музыка текста. Этот монолог похож на стихотворение, там есть поэзия. Если это убрать и начать просто рассказывать историю, ничего не получается, не работает воображение зрителя», — делится своим мнением Вячеслав Чеботарь.
Уходя от лобового решения, он ищет сложности в своей героине, цепляясь за противоречия в ее сбивчивом рассказе, за противоборство слов и скрытых эмоций. Эти поиски привели к тому, что на сцене — две актрисы, воплощающие разные сущности героини.
«Может быть, это банальный ход, но мне кажется, что в каждом из нас, как минимум, два человека. Если взять двух актрис, возникает конфликт внутри героини, когда она вынуждена принимать решения», — считает режиссер.
Для него текст пьесы это не просто рассказ — это внутренний, экзистенциальный путь, который проходит героиня, публичная исповедь, на которую человек решается не только от отчаяния, но и от насущной потребности очищения.
В спектакле заняты студентки Школы-студии МХАТ с курса Константина Райкина — Анастасия Пронина и Александра Кузенкина.
Вячеслав Чеботарь родился в 1982 году в Кишиневе, окончил Академию Музыки, Театра и Изобразительных Искусств по специальности » Актер театра и кино», в 2011 году получил степень магистра по специальности «Режиссер драматического театра». Работал в Театрe Eugene Ionesco в Кишиневе. В прошлом году поступил в магистратуру Школы-студии МХТ и Центра им. Мейерхольда. В Кишиневе поставил несколько спектаклей, в том числе «Ричарда III» в Государственном русском драматическом театре им. Чехова.
Источник: inmsk.ru