В прокате «Тачка 19» — необычный автомобильный триллер с Полом Уокером из «Форсажа»: помпезные символы и аллюзии на античные мифы плюс боевые сцены на улицах Йоханесбурга
В прокате «Тачка 19» — необычный автомобильный триллер с Полом Уокером из «Форсажа»: помпезные символы и аллюзии на античные мифы плюс боевые сцены на улицах Йоханесбурга
Главный герой, Майкл Вудс, прилетает в столицу ЮАР, чтобы передать нечто важное работающей в посольстве жене. Йоханнесбург встречает американца, как саванна британцев из неожиданно близкого по духу старого фильма «Призрак и тьма»: городские лабиринты медленно заманивают в смертельную ловушку, местные подростки тычут в окна ножи, и даже от детей не приходится ждать ничего, кроме зла. Вдобавок, в прокате вместо седана дают минивэн. А в нем – пистолет, а также готовый в любой момент разразиться очередным залпом угроз телефон и связанная девушка.
Девушка оказывается прокурором, собравшим компромат на шефа местной полиции. Герой же оказывается мишенью сразу для всех копов Йобурга. Не пользуйтесь услугами автопроката.
«Тачка 19» предлагается зрителю как одиночный заезд звезды «Форсажа» Пола Уокера, однако ни с «Форсажем», ни с «Перевозчиком», ни с другими боевиками на колесах этот фильм ничего общего не имеет. По меркам автомобильных блокбастеров он снят очень скромно. За героем гонятся нарисованные на компьютере вертолеты, патронов за полтора часа тратится всего пара обойм, а единственная экшн-сцена с гордостью демонстрируется дважды – немного в начале и подробно в конце.
Это скорее психологический триллер, и Пол Уокер здесь выполняет ту же работу, что и Колин Фаррелл в «Телефонной будке» и Райан Рейнольдс в «Погребенном заживо», — пытается заманить зрителя в замкнутое пространство.
А внутри жертву ждет известный киношный сценарий – клаустрофобия, нехватка кислорода, паника, стокгольмский синдром и катарсис ближе к титрам.
Уокер, как бы ни пренебрегали им критики, актер отличный — уж точно ничем не хуже Фаррелла и Рейнольдса; доказано фильмом «Беги без оглядки». Но проблема «Тачки 19» и севшего в нее Уокера в том, что южноафриканский автор сценария и режиссер Мукунд Майкл Дьюил плохо представляет, куда его фильм должен приехать.
ЮАР – возможно, единственная пригодная для современных вестернов съемочная площадка, но Йоханнесбург из окон автомобиля героя почти не видно. В других двух важных фильмах родом из этой страны, «Коде доступа: Кейптаун» или «9-ом районе», очарование места передано гораздо вернее. Напряжение, возникающее между машиной и водителем, тоже прекрасный материал для триллера, но после «Буллита», «Драйва» или даже короткого эпизода из «Психо» на этом поприще режиссерской славы уже не сыщешь. Наконец, беспомощность сценария доходит до того, что главному герою все время приходится вслух объяснять мотивы своих действий – он разве что в зал он при этом не смотрит.
«Тачке 19» хорошо удается только один сюжет, зато самый главный – история о том, как списанный со всех счетов случайный пассажир становится рулевым. В последний раз такой подвиг совершал в «16 кварталах» Брюс Уиллис, но его сопровождала целая команда профессионалов – Мос Деф, Дэвид Морс, режиссер-тяжеловес Ричард Доннер, рожденные играть в кино улицы Нью-Йорка. Полу Уокеру помогает разве что окружающая каждое его действие символичность. Например, перед решающей битвой он проходит обряд очищения в автомойке. А затем просит местных мастеров граффити сделать его машине боевой раскрас.
При желании здесь даже можно разглядеть античный миф про экскурсию в царство Аида и обратно. Героический саундтрек и зловещие пейзажи располагают.
Эти натянутые достоинства, впрочем, замечаешь, лишь поддавшись обаянию Уокера, который вот уже десять лет отчаянно пытается перестать быть звездой одного лишь «Форсажа», ищет и продюсирует камерные проекты и пока не сдается. «Тачка 19» медленно разгоняется, у нее плохое сцепление, слишком хорошие тормоза и совсем никудышный режиссер-навигатор. Зато водитель, вроде, надежный.
Автор: Егор Москвитин
Источник: gazeta.ru