Эмир Кустурица: «Сербское общество позорно забыло о торговле органами»

Сербский режиссер Эмир Кустурица сообщил, что намерен снять в России фильм о торговле органами в Косове. Союз кинематографистов этой самопровозглашенной страны уже потребовал от властей запретить Кустурице въезд на подконтрольную им территорию. В интервью «Голосу России» Кустурица пояснил, что балканские СМИ слегка сместили акценты, а также назвал свой фильм самым «лечебным»

Сербский режиссер Эмир Кустурица сообщил, что намерен снять в России фильм о торговле органами в Косове. Союз кинематографистов этой самопровозглашенной страны уже потребовал от властей запретить Кустурице въезд на подконтрольную им территорию. В интервью «Голосу России» Кустурица пояснил, что балканские СМИ слегка сместили акценты, а также назвал свой фильм самым «лечебным»

— Я уже давно пишу роман «Дорогой мой Федор». Это роман о молодом человеке, который ставит перед собой вопросы: что есть мораль сегодня, как она понимается, существует ли вообще. Судьба приводит его в Косово. Там же окажется его девушка, которая привязана к внуку Федора Достоевского – так зовут одного из персонажей произведения. Именно он спасает главного героя от изъятия органов. На основе этого романа, который, если Бог даст, я завершу, может быть, сниму и фильм. Получилось так, что сербское общество позорно забыло о торговле органами, потому что это — условие для переговоров с людьми, которые этим занимались. Поэтому новость о фильме и всплыла наружу.

— Эмир Кустурица снимет фильм о Достоевском в России -Албанские кинематографисты потребовали объявить Эмира Кустурицу персона нон грата в Косово

А в действительности речь, прежде всего, идет о романе и, возможно, о фильме — лет через пять. Я планирую снимать в России, потому что большая часть событий происходит здесь, например в Санкт-Петербурге. В Косове не получится, потому что не уверен, что там будут дружески настроены к тому, кто хочет снять фильм, в котором упоминается тема изъятия органов.

— «Черную трансплантологию» в Косово сдадут в архив?

— Тяжело будет найти замену Косову?

— Нет, запущенность много где можно найти, в той же Румынии например. Главное, и еще раз повторю, что органы – не главная тема. Главная – моральная дилемма молодого режиссера. Некий олигарх предлагает ему деньги на фильм, но взамен режиссер должен убить жену олигарха. В финале, когда наступает катарсис, речь заходит в том числе и о торговле органами.

— Насколько вообще важна эта тема?

— Она очень важна, но абсолютно забыта. Вернее, эту проблему замалчивают, ее не упоминают вслух. Да, есть книги на тему, но они не могут актуализировать эту проблему так, как может фильм.

— Вы обещали российскую премьеру панк-оперы «Время цыган», причем на музыкальном фестивале «Кубана». Что это будет?

— Это будет одна из версий оперы, которая поставлена в парижском театре «Бастилия» по сюжету фильма «Время цыган». Произведение выражает мою склонность к абстракции, которая в театре, в закрытом пространстве, гораздо легче достижима, чем в фильме. В фильме все надо доказать, а в опере и театре, особенно в театре Мейерхольда, который я более всего ценю, можно сделать цирк и чудеса. И зрители могут ожидать чуда.

— В этнопоселении «Дрвенград» есть улица, названная в честь вашего кумира Федерико Феллини, который говорил, что даже если он снимает фильм о рыбах, все равно эта картина про него. Можете ли вы сказать то же самое и о себе?

— Могу, все фильмы, которые я снял, — о моих навязчивых идеях, о моем опыте. Каждый фильм – это моя картина мира, посвященная разным темам.

— Есть лекарства, просто снимающие боль, а есть те, которые оказывают терапевтическое действие. Если рассуждать в этих категориях об искусстве?

— Настоящее искусство никогда не было обезболивающим, но всегда обладало именно терапевтическим эффектом. Подтверждение тому — симфонии Моцарта, частое прослушивание которых, как утверждают специалисты, уменьшает вероятность эпилепсии на 10 %.

— А если говорить о современной киноиндустрии?

— Фильмы сейчас таким эффектом не обладают. Им свойственно отчуждение. И если посмотрите на ситуацию в Сербии, то поймете, о чем речь. Некоторое время назад наши чиновники от культуры заявили, что искусство должно быть полностью вписано в систему рыночных отношений. Это начало конца целого народа. Без помощи государства культура не может существовать, а наше государство выделяет на культуру 0,68 % бюджета. Нет ни условий, ни желания, чтобы культура представляла наш народ.

— А какой ваш фильм производит самый заметный терапевтический эффект?

— Наверное, «Черная кошка, белый кот».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий