Худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский отмечает 75-летие

Худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский отмечает 75-летие
Режиссер и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский, отмечающий во вторник свой 75-летний юбилей, — генератор идей и человек, обладающий неутомимой энергией, поделились с РИА Новости его друзья и коллеги.

Режиссер и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский, отмечающий во вторник свой 75-летний юбилей, — генератор идей и человек, обладающий неутомимой энергией, поделились с РИА Новости его друзья и коллеги.

Худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский отмечает 75-летие

«Марк Розовский — подлинно творческий человек, он одновременно занимается театром, пишет пьесы, выступает как актер, поет песни, сочиняет музыку. Он ставит спектакли не только в своем театре, но и в других театрах, и в других городах. Обладает необыкновенно обширным диапазоном творческих способностей, что большая редкость. При этом у Марка очень много энергии, как будто ему не 75 лет, а 40-50», — говорит о режиссере его друг, драматург Александр Гельман.

Марк Розовский профессионального образования не получил, но его серьезный роман с театром начался еще в юности, когда, будучи студентом журфака МГУ, он создал любительскую студию «Наш дом». С этим названием связаны имена ныне известных людей — здесь играли свои первые роли Александр Филиппенко, Михаил Филиппов, Геннадий Хазанов.

«Очень важно, что еще с самой молодости, когда он только создал театр в университете, в нем проявилось и никогда не угасало гражданское начало. И сейчас, когда условия жизни коренным образом изменились, он остается гражданином, всегда выступает против несправедливостей, против цензуры, вступает в полемику», — говорит Александр Гельман.

Студия «Наш дом» занималась сатирой, возвращая этому жанру его изначальную глубину и остроту. Студия, организованная Розовским совместно с Ильей Рутбергом и Альбертом Аксельродом, занималась пантомимой, музыкальным театром, драмой, выбирая в качестве литературной основы серьезный, высокого качества материал. Здесь ставили Платонова, Салтыкова-Щедрина, Алексея Толстого, Брэдбери и других. Одним из хитов «Нашего дома» стал спектакль по поэме Семена Кирсанова «Сказание про царя Макса-Емельяна» по мотивам народной драмы. Спустя много лет Розовский восстановил эту легендарную постановку на сцене своего театра.

Острая сатирическая направленность, популярность студии, выросшей из студенческой самодеятельности в настоящий творческий дискуссионный клуб, вызывали беспокойство властей, и к 1970 году (после 12 лет существования) ее закрыли. Это стало серьезным испытанием для Марка Розовского, но его театральный энтузиазм нашел новые пути. Розовский закончил Высшие сценарные курсы, работал на радио, печатался в журнале «Юность», в «Литературной газете». В 1970 году создал театр при Государственном литературном музее, потом работал главным режиссером Московского государственного мюзик-холла.

Режиссерские успехи Розовского привлекали к нему внимание, его стали приглашать в театры: он ставил во МХАТе, в БДТ, в Рижском театре драмы, в Александринке, в Театре им. Маяковского и других. В 1975 году он осуществил постановку рок-оперы «Орфей и Эвридика».

Помимо театра, Марк Розовский много сил отдает и литературному творчеству — он автор нескольких пьес и книг воспоминаний, в том числе нашумевшей книги «Дело о конокрадстве», описывающей период работы с Георгием Товстоноговым в БДТ и случай со спектаклем «История лошади» по повести Толстого «Холстомер».

«Мы познакомились с Марком Розовским в Питере, в БДТ у Товстоногова, где он тогда работал. А в это время как раз там ставили мою первую пьесу. Мы встретились в тяжелое для Марка время: он начинал репетировать „Историю лошади“, но потом Товстоногов фактически отстранил его от работы и стал репетировать сам. Это было очень обидно и несправедливо, но Марк не сгорбился от этого удара, выстоял и успешно занимается театром», — поделился Александр Гельман.

Совсем недавно «История лошади» снова стала частью творческой жизни Розовского — в январе новую версию спектакля показали на новой сцене театра.

«Мое последнее сильное впечатление — это возобновление спектакля „История лошади“. Это большое достижение театра, как мне кажется. Спектакль ничего не потерял со временем, наоборот. Вроде бы Розовский сделал то же самое, что делал тогда в Ленинграде, но пришли молодые артисты уже со своей, новой, биографией, и это уже совсем другое физиологическое существование на сцене», — рассказал поэт Юрий Ряшенцев, не раз работавший с Розовским в разных спектаклях.

Когда-то критик Александр Свободин назвал Марка Розовского генератором идей. О его неутомимой энергии, изобретательности рассказывают многие из тех, кого режиссер привлек к театральной работе.

«Я благодарен Марку за то, что он вовлек меня в театральную работу. Он позвал меня, когда начал работу над спектаклем „Бедная Лиза“ в БДТ. Для этого спектакля я написал целую серию иронических зонгов, которые заново переосмысляли это „школьное“ произведение. Мы решили заманить публику тем, что, вроде бы, смеялись над этой устаревшей стилистикой, но в финале получалось так, что девушку все равно жалко. Это был довольно шумный успех, с этого началось наше сотрудничество. Розовский работает нервно, вкладывая весь свой темперамент, работать с ним непросто, часто бывают споры. Иногда мы приходим к истине после долгих баталий, но это-то и интересно», — рассказывает Ряшенцев.

Театр «У Никитских ворот» появился в 1983 году и в какой-то степени продолжал традиции студии «Наш дом». Несколько лет театр был просто любительской студией, потом получил официальный статус профессионального государственного театра. Первые спектакли театра «У Никитских ворот» связаны с драматургией и прозой Горького, Зощенко, Бабеля, Карамзина, с пьесами самого Розовского. В репертуарной политике Марк Розовский придерживается принципа жанрового многообразия — здесь можно найти и музыкальные спектакли, и комедии, и драмы, и философские притчи.

Визитной карточкой стала дилогия «Песни нашего двора» и «Песни нашей коммуналки», музыкально-драматические композиции, основанные на популярных мелодиях уходящей эпохи.

«Театр „У Никитских ворот“ — это очень своеобразный театр, можно сказать, театр имени Марка Розовского. В нем есть такие, простые, казалось бы, спектакли как „Песни нашей коммуналки“ и „Песни нашего двора“. Они очень популярны и действительно очень важны, потому что передают культуру уже ушедших лет, и благодаря им возникает родственность современного молодого зрителя с тем временем. При этом Марк Розовский ставит и современных драматургов. Мне кажется, что это интересный театр, нравственная позиция которого всегда отчетливо благородна», — рассказал Гельман.

В самом начале этого года театр отпраздновал новоселье, получив в свое распоряжение перестроенное здание бывшего Кинотеатра Повторного фильма со зрительным залом в 280 мест. «История лошади» стала первой премьерой в новом доме.

Юбилейный вечер, посвященный 75-летию Марка Розовского, пройдет во вторник на сцене театра «У Никитских ворот». В его программе — спектакль «Моцарт и Сальери», в котором сам юбиляр участвует вместе с юными стипендиатами Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. В спектакле использованы не только трагедия Пушкина, но также стихи и комментарии Пастернака, Ахматовой, Мандельштама, Галича, Мориц, Левитанского, Гельмана, Вознесенского, Гафта и самого Розовского.

Во втором отделении вечера состоится капустник, подготовленный артистами театра, также выступят гости, друзья и коллеги режиссера. На вечер приглашены: Быков, Гафт, Гусман, Жванецкий, Захаров, Калягин, Кончаловский, Лунгин, Райкин, Соломин, Сорокин, Табаков и другие деятели культуры.

Источник: rian.ru

Добавить комментарий