Фотография: Женя Аэрохоккей
Помимо Антона Ньюкомба, Ильи Лагутенко и Александра Гагарина у Феликса Бондарева есть и другие селебрити-поклонники в частности, его песни очень ценит известный журналист Илья Азар
Фотография: Женя Аэрохоккей
Помимо Антона Ньюкомба, Ильи Лагутенко и Александра Гагарина у Феликса Бондарева есть и другие селебрити-поклонники в частности, его песни очень ценит известный журналист Илья Азар
Тут, кажется, нужна небольшая преамбула. В последние пять лет нахальный петербургский молодой человек Феликс Бондарев развел впечатляющую творческую активность кажется, именно про такое говорят лезет изо всех щелей. Он основал полдюжины собственных проектов с названиями одно невиданнее другого (Red Samara Automobile Club, Двигайтесь, суки, Amazing Electronic Talking Cave, LSNLSN и так далее); играл гитарный лоу-фай про разбитое сердце, шумный шугейз, порнографический витч-хаус и антифолк про тяжелое состояние молодой русской музыки; успел посотрудничать с героями небольшого, но впечатляющего мирового психоделического культа The Brian Jonestown Massacre, Мумий Троллем и Горностаем (суперхит Девочка с другого города изначально написал именно он); ремикшировал Chikiss и Padla Bear Outfit; стал соавтором очередной смены вех в группе Сансара ну и так далее. По части продуктивности этот человек оставляет позади даже вышеупомянутого Арсения за истекшую пятилетку он записал более тридцати долгоиграющих альбомов, не считая сопутствующих выступлений, и останавливаться явно не собирается. Тем не менее, если за все это время Бондарев на этих страницах и упоминался, то скорее впроброс по двум причинам. Первая психологическая: Бондарев так настырно требовал внимания, что уделять его ему хотелось не очень (но это, конечно, неправильный подход, и мы приносим за него извинения). Вторая чисто творческая: при всем многообразии музыки, производимой Бондаревым, она как-то никогда не производила необходимого и достаточного впечатления, чтобы за нее по-настоящему зацепиться; за ней чувствовались харизма и характер, но в ней было уж слишком мало крючков. Новейший опус Red Samara Automobile Club Детство Отрочество Старость в этом смысле многое меняет: это цельная запись о наркотиках, алкоголях, ушедшей любви, смерти и свадьбах друзей в общем, обо всем, что нередко происходит с человеком, когда ему за 20; и при всей его традиционной расхлябанности и принципиальной незавершенности в этом альбоме хватает песен, мелодий и мемоемких фраз, которые всерьез западают в голову и к которым хочется возвращаться. По этой причине мы и публикуем разговор с Бондаревым обо всем, что описано выше.
Во многом образцовая песня Red Samara Automobile Club, клип на которую сняли некие норвежские режиссеры
Журналист Анатолий Гуницкий, помнится, начинал любое интервью с вопроса Сколько альбомов вы уже записали. Думаю, в твоем случае он более чем уместен.
Детство Отрочество Старость 36-й.
И что, ты их все любишь одинаково?
Я их даже не переслушиваю. Момент жизни пройдет, запечатлен и все. Это как фотоальбомы в детстве: когда они заполняются, ты их смотришь, но когда они закончены, хер ты их достанешь опять с полки. Это еще сейчас я уже делаю почище. Раньше мне было абсолютно все равно это были такие зарисовки на будущее отчасти: всегда же можно будет вернуться к какому-нибудь треку, когда будет стимул, клип там сделать или на радио отдать. Но я делился, кто-то это слушал, кому-то нравилось.
Я тут читал интервью полугодичной, в котором ты сказал, что проект Red Samara Automobile Club закрыт.
Да я же обманываю, блдь, всех постоянно. И себя в том числе.
Ну хорошо, как ты вообще свои бесконечные проекты диверсифицируешь?
А у меня их три всего осталось. K1llRGVP это витч-хаус, LSNLSN это с девочкой, трэп всякий и прочее говно, ну и Red Samara Automobile Club. Это уже именно как Живой журнал. Я могу не помнить, что я делал и с кем спал, но если я взгляну на треклист, точно пойму, где я эти песни записывал и что со мной происходило. Детство Отрочество Старость это еще и катализатор перехода из одной возрастной группы в другую. Я ведь начинал-то в 18, пять лет назад. Странно это осознавать. Этот альбом и звучит уже более по-взрослому. Прошли те моменты в жизни, когда лишь бы кого-нибудь на х…й послать. (Смеется.) Начали устаканиваться какие-то позиции, ориентиры.
Я играл в футбол профессионально за Зенит, но в 14 сломал ногу в двух местах
Какие еще позиции?
Я на данный момент понимаю, что делаю это все не зря. По всему судя, по сторонним работам в том числе с Сансарой, с The Brian Jonestown Massacre. Пора уже и уважать того слушателя, который у меня появился.
А раньше ты его не уважал.
Да я сначала вообще не думал, что у меня слушатели есть. Это была чистая игра с самим собой.
Давай вернемся к этому самому началу. По моим ощущениям, сначала тебя вообще не было а потом вдруг стало очень много. Откуда ты взялся вообще?
Я с 15 до 18 лет копил силы. Я играл в футбол профессионально за Зенит, но в 14 сломал ногу в двух местах и ушел на три месяца на лечение. А у меня отец джазовый музыкант. До того у нас отношения как-то не складывались, а тут он мне подогнал стопку дисков. Лу Рид, Игги Поп, Bright Eyes, The White Stripes мол, на, изучай. Тогда у меня появился и первый микрофон, который я до сих пор использую, и я начал пытаться даже не учиться играть, а сразу чего-то записывать. Не знаю, зачем. Первые опыты были, естественно, на английском языке я существовал между Питером и Эстонии и совсем не думал, что буду жить в России. Потом череда впечатлений, нежный возраст семнадцати лет, я возвращаюсь в Россию, на пару месяцев опускаюсь на дно в психиатрической больнице в Гатчине, выхожу оттуда красиво, окончательно переезжаю в Питер, лето 2008-го и мы не попадаем на концерт Black Rebel Motorcycle Club.
Первая песня Red Samara Automobile Club, записанная как раз по мотивам драматического инцидента по дороге на концерт Black Rebel Motorcycle Club
Отчего же?
Ну мы поехали с другом из Питера на его девятке красной раздолбанной. И на полдороге сломались. И решили, что это Red Samara Automobile Club. Собственно, первая песня, которую я сделал на русском языке, и была Красная девятка. Потом я как-то сдружился с Барто, которые в тот момент были в фаворе, попал в какую-то обойму. Но я-то думал, что это так один альбом запишу и не буду дальше этим страдать. Параллельно придумал группу Amazing Electronic Talking Cave, после которой мне Антон Ньюкомб из The Brian Jonestown Massacre написал и позвал в Берлин.
Это как вышло?
Я просто его в MSN-мессенджере добавил. И смотрю: онлайн загорается. А что ему напишешь? Антон, ты? Да. Нахй иди! Херак и присылает мне песню под названием Amazing Electronic Talking Cave. Я смотрю песня новая, в интернете про нее ничего нет. Ну и решил сыграть в игру, что было раньше яйцо или курица. У меня альбом с таким же названием вышел раньше, чем его песня. Естественно, это привлекло внимание. Ну и, видимо, ему понравилось, и он меня позвал записывать альбом в 2009-м. А это моя любимая группа была. Да и остается. И мы до сих пор контакт поддерживаем. У него просто ребенок родился еще один, поэтому он ушел во временный оффлайн. Но ты последний альбом слышал, прошлогодний? Он, бл…дь, насквозь пропитан Борисом Гребенщиковым, потому что я Ньюкомба прокачал Аквариумом ранним. Ну то есть я слушаю альбом, а там появляются вот эти свирели все. Думаю ну ни х…я себе! Во дает.
Самое яркое совместное творение Антона Ньюкомба и Феликса Бондарева, благодаря которому последний в итоге познакомился еще и с Ильей Лагутенко
А с Мумий Троллем ты как связался?
Я как раз в Афише увидел список любимых песен Лагутенко, в котором была Detka! Detka! Detka!. Ну и я просто написал привет, Илья, это я. Пришел на концерт Мумий Тролля, пообщались, ну и лето я с ними отыграл. Причем там смешно было. Играем мы на Нашествии, и после концерта Цалер мне говорит: слушай, круто было! А ты кто вообще такой? Откуда у нас? Им вообще никто ничего не сказал. Но потом мы разошлись, потому что меня отношения тогда на дно тянули. Ну и в Горностая альбоме есть моя песня, Девочка с другого города. Илья просто в нее сразу влюбился отдай, заберу, куплю… Там тоже была пара неприятных моментов из-за моего алкоголизма и невнимательности, но в итоге мы полюбовно разошлись.
На альбоме проекта Горностай Воздух свободы Илья Лагутенко, по сути, превратил песню Бондарева в свою с другой стороны, сделал это так, что грех жаловаться
Еще, насколько я знаю, была какая-то история с Джоном Маусом.
Я был в поездке очередной Швеции, меня там поводили по студиям, и в одной из них сидел Джон Маус. Ну, на самом деле, мы потыкались, попридумывали что-то, попересылали инструменталы друг другу, но это ни во что не вылилось. Это такой маленький пиар-ход. Хотя, может, всплывет еще. Факт взаимодействия был.
Ты постоянно записываешь что-то, тебе не кажется, что ты распыляешься? Не лучше ли бы было притормозить, собраться с силами и енуть по-настоящему?
Так вот мы с Сашей (Гагариным, лидером Сансары. Прим. ред.) это сделали. А сам по себе я пока чувствую, что еще не дорос. Мне еще надо набраться мужества Ника Кейва, блдь, для серьезной записи. Альбом Сансары Игла в этом плане для меня переломный опыт.
Мне еще надо набраться мужества Ника Кейва, блдь, для серьезной записи
А ты же еще и умудряешься музыкой на жизнь зарабатывать, я правильно понимаю?
Ну да. Научился работать со звуком я заметил недавно, что для других всегда делаю куда качественнее, чем для себя. Ну там всякие заказы: сделать инструментал для рэперов из Китая или для рекламы джинглы. У меня же есть менеджмент в Канаде, который выпускает мой витч-хаус этот, как-то через них меня находят.
Откуда у тебя менеджмент в Канаде?
А там сидит такой же фанат The Brian Jonestown Massacre. Вообще, после записи альбома Who Killed Sgt Pepper был период, когда мне двери везде были открыты. Я летом ездил по Европе, писал на фейсбуке в соответствующие группы мол, ребята, такой чувак у вас будет, мне тут же организовывали концерты.
Любящие глаза, одна из песен с альбома Сансары Игла, в создании которого Феликс Бондарев принимал более чем активное участие, теперь крутится на Нашем радио, попала в хит-парад станции и вообще грозит наконец реанимировать и массовую карьеру группы
У тебя есть какие-то фильтры по части новой музыки? Что тебя интересует?
Да ее воспринять нереально, блдь. Я не могу слушать новую музыку. Есть уже накопленный багаж тех людей, которым я доверяю, проверенных, взрослых, типа Ника Кейва того же. Последний альбом ну это взрослые слезы, в лучшем смысле слова. Когда я захожу во внутренний тупик, я смотрю именно на таких людей. Потому что для меня главное… Ну чисто творчество уже никого не интересует. Сначала личность, потом творчество. А слушать каких-то молодых ребят, которые якобы охенно скрестили рок-н-ролл с дабстепом, да зачем?! При этом я в этих трендах-х…ендах разбираюсь, я же диджей. Но 90 процентов того, что ты ставишь, это необязательно то, что тебе нравится. Я ставлю то, что нужно этой шняге еб…ной на танцполе. Ну и иногда разбавляю, конечно, Pussy Riot.
Мне подруга рассказывала, что она была в Екатеринбурге, и там танцуют под Pussy Riot.
Так это я и ставил. А актуальное… Ну вот я съездил год назад на витч-хаус-фестиваль в Литву, меня там познакомили с сипанком. От сипанка я уже пошел дальше ко всем этим колдвейвам, потом вся эта херня типа драмстепа. Это надо знать, бл…дь, раз ты живешь в это время. Тем более ну какие у меня слушатели? У…бки.
Я абсолютно не ощутил переломного момента, когда Red Samara Automobile Club превратились из наглой группы, посылающей всех на хй в одном лице, в сопли для баб
То есть?
Ну молодежь. Я становлюсь старше, а растет-то поколение другое, к которым ты заходишь во Вконтакте и теряешься между Тимати и Скриллексом. Я вот абсолютно не ощутил того переломного момента, когда Red Samara Automobile Club превратились из наглой группы, посылающей всех на хй в одном лице, в сопли для баб. Мне самому уже непонятно: я вроде всегда это делал для веселья, а сейчас уже хочется наоборот надавить на тонкую психологию молодежи, поделиться опытом расставаний. (Смеется.) Они мне пишут круглосуточно: мол, спасибо за эту вещь, когда я расставался, меня она укрепила… Я думаю: е…тыть! С этим последним альбомом вообще получилось так: я дал список песен одной из фанаток, говорю сделай треклист, какой захочешь. Ну и ох…ел, конечно, потому что я-то думал совсем по-другому. Но она очень логично все сложила, круто вышло. Все ведь и правда было в жизни и похороны друзей, и свадьбы знакомых. Знаешь, я удивительно честный человек, оказывается. Притом что я в жизни наглый лгун и пид…рас.
Среди прочего на альбоме Детство Отрочество Старость есть и песня Оффлайн, рассуждение о природе отношений между мужчиной и женщиной в эпоху социальных сетей
Да я вот говорю сейчас с тобой, и ты не очень-то похож на себя из песен. Вот этой всей позы рок-н-ролл, шлюхи, наркотики, как-то не видно.
Почему? Одно же другого не отрицает. Надо просто к своему опыту с головой и нормальной литературной подготовкой подходить. У меня никогда не было какой-то позы. Нет, ну была, когда мне было от 18 до 20. Но она была неоправдана, потому что ну кто я был такой? А сейчас… Я выгляжу, как сатанист-хасид. Если угодно, вот это поза.
Ты сказал, что тебя новая музыка не интересует. А как же витч-хаус тогда?
Ну это очередная игра в жанры. Я понял, что хочу записывать эту музыку, потому что она напоминает мне шугейз, только шугейз уже скучно записывать с гитарами. Я нашел вокалистку-эстонку, как-то это все пошло, наша музыка даже в каких-то зарубежных рекламах велосипедных появляется. Все думают, что витч-хаус умер, а он остался, это уже отдельная ниша. Я, когда ездил в Литву на витч-хаус-фестиваль, ох…ел от того, сколько людей пришло. А здесь это не надо никому. Тут главное слова. Арсений из Padla Bear Outfit хорошо сказал уж не знаю, откуда это цитата: в Америке танцуют под мелодию, в Европе под ритм, а в России под слова.
Что касается слов такое ощущение, что ты их пишешь вообще с одного захода. Ну там, бл…дь как связующее слово там, где слога не хватает, и так далее. Это специально?
Я никогда не считал себя поэтом. Я слаб, возможно, на метафоры, но, как оказалось, силен тем, что со мной себя можно ассоциировать в определенный момент. Оказалось, что лучше сказать напрямую, и это будет интереснее.
Я музыкальная шлюха, когда это надо
Ты Арсения упомянул, вас с ним часто сравнивают почему-то.
Да мы же с ним в 2007-м году пи…дец как общались. У нас дружба была такая, на грани добра и зла. Сложные отношения, как у Кортни Тейлора и Антона Ньюкомба. И херачили друг друга, и песни вместе записывали. Мы две стороны одной медали. Не знаю, зачем он сейчас куда-то ушел. Мне искренне жаль, что Padla Bear Outfit прекратились. Это большая потеря. Но просто он классический корневой питерский страдалец. Его не интересуют деньги, он не позволит себе изменить в каких-то вещах. А я музыкальная шлюха, когда это надо.
А куда он ушел-то?
Ну Sonic Death… Есть хорошие вещи, но, бл…дь, лоу-фай умер. Сейчас опять интересно все записать хорошо и качественно. Послушай те же последние альбомы Wavves и Best Coast все звучит кристалльно чисто. Шум, грязь, говно ушли. Надо как-то справляться с этим.
Примерно так звучит витч-хаус-проект Бондарева K1llRGVP, который вроде как высоко ценит заграничная публика
Для тебя важны амбиции? Просто по внешним твоим проявлениям кажется, что ты очень хочешь, чтобы все знали, какой ты ох…енный.
Естественно. Кому-то важны ретвиты, кому-то чтобы о нем писали, а кому-то все это вместе плюс еще и деньги. Мне 23 сейчас. Я понимаю, что слишком куда-то втопил, когда мне было 18. Но что-то из этого все равно получилось, что удивительно. Знаешь, 2 января, когда я очнулся после Нового года, я понял, что в этом году я вообще не знаю, что делать. А потом понял, что можно уже и не иметь никаких амбиций все складывается из того, что ты сделал. Концерты, разъезды, заказы. Клипы. У меня нет клипов никаких, а они важнее сейчас, чем альбомы, вся публика состоит из визуалов. Поэтому мои ближайшие амбиции это хорошее благосостояние, хорошие пьянки и хорошие клипы.
А ты ведь теперь в Екатеринбурге живешь. Почему?
Ну, у меня была серия концертов: Екатеринбург, Пермь, Красноярск, и последней точкой был Иркутск. И там я вообще в жопу ушел. Так заху…рился от наркотиков… Попал в самые жуткие компании города, отвисал там полторы недели, три дня просто не спал, и в какой-то момент понял, что все, сейчас сдохну. Я говорю: ребята, с вами охеренно, но можно сдохнуть. Мне надо делать дела. Приезжаем в аэропорт и я понимаю, что это п…дец. Что сейчас надо лететь четыре часа до Москвы, там ожидание шесть часов, и только потом самолет в Питер. Я бы не вынес. Я бы умер. А до Екатеринбурга три часа сорок минут. С Сансарой я уже был знаком, мы с Сашей в Таллине подружились. Спросил можно у вас отдохнуть пару дней. Приехал. Остался. Чем он мне еще понравился там все тусуются, как конченые. Я привык в Москве и Питере, что без пятнадцати шесть тебе охрана уже сигнализирует: все, у…бывай. В Екатеринбурге до 11 утра большая половина клуба остается! Ну и да выход в какое-то новое измерение. В смысле, в Сансару.
Я захожу в свою ленту новостей Вконтакте, смотрю, чем живут мои слушатели, и понимаю, что вам, ребята, п…дец
У тебя на новом альбоме, среди прочего, есть строчки поколение барменов, звезд интернета, поколение диджеев и х…есосов. Это самоирония такая?
Это анализ происходящего сейчас и здесь. Я захожу в свою ленту новостей Вконтакте, смотрю, чем живут мои слушатели, и понимаю, что вам, ребята, п…дец. Когда я зашел в группу МДК, я просто ох…ел. Что это? Ты просто в этом теряешься. Куда все идет?
А тебе не стремно в 23 года себя так ощущать? Молодой еще, а уже все не нравится.
Слушай, я аборт в Ростове пережил. Мне уже ничего не стремно.
Поколение, довольно резкая вещь с последнего альбома Детство Отрочество Юность о том, что так себе, в сущности, поколение
Подробнее ознакомиться с творчеством Red Samara Automobile Club можно здесь; остальные проекты Бондарева также хорошо представлены в сети ВКонтакте
Феликс Бондарев во главе Red Samara Automobile Club представит альбом Детство Отрочество Юность на концерте 23 февраля в московском клубе China-Town-Cafe
Источник: afisha.ru