Многие французы впервые откроют для себя этнокультуру семейских старообрядцев Забайкалья, которая занесена в список ЮНЕСКО «Сохраненные шедевры устного нематериального наследия человечества». Самому же ансамблю «Судьбинушка» из далекого сибирского села Тарбагатай ЮНЕСКО присвоила звание «Живые сокровища планеты».
Многие французы впервые откроют для себя этнокультуру семейских старообрядцев Забайкалья, которая занесена в список ЮНЕСКО «Сохраненные шедевры устного нематериального наследия человечества». Самому же ансамблю «Судьбинушка» из далекого сибирского села Тарбагатай ЮНЕСКО присвоила звание «Живые сокровища планеты».
Их предки жили в центральных и южных областях России, но после раскола в результате церковной реформы бежали в Сибирь. Триста лет назад пришли старообрядцы на вечное поселение в эти леса, на эту песчаную землю с суровыми зимами, жаркими засушливыми летами и вечными ветрами. Поселились они здесь большими семействами, и прозвали их за это «семейскими». Первая партия переселенцев прибыла в Тарбагатай в 1765 году. Перед ними лежали нетронутые земли.
Горсточку русских сослалиВ страшную глушь за раскол…
Так писал поэт Николай Некрасов о старообрядцах, которые в эпоху Петра Первого отказались от нововведений, придерживаясь старой веры. За это были подвергнуты жесточайшим репрессиям. Во времена раскола старообрядцев на Руси пытали, сжигали в срубах. Они были вынуждены бежать на Дон, за Урал, в Сибирь.
В Сибирь старообрядцы пришли пешком. Шли долго, годами. В дороге сеяли хлеб. Снимут урожай и дальше идут, без хлеба-то не выживешь…
Остановились в Бурятии на берегу реки Бичуры, начали строить землянки. Они выкорчёвывали лес, пахали землю деревянными плугами. Местные сибиряки удивлялись их чрезвычайному трудолюбию, говорили: «Семейские превратили в плодородную землю даже камень».
Сильный и здоровый народ, семейские поддерживали крепость духа постоянным трудом и здоровой пищей. Гостей встречали столом, полным яств. Щи, ветчина, осетрина, пирожки со всевозможной начинкой. Семейские не испытывали бедности и даже нажили очень достойное состояние продажей хлеба, зерна и муки китайцам.
За три века старообрядцы прочно вросли корнями в сибирскую землю. Сегодня семейских сел в Бурятии около сотни. Вы их сразу узнаете по крепким домам с широким подворьем и многочисленными постройками. Забор, ворота, баня, палисадник, даже собачья будка — все разноцветное, с букетами, узорами. Избы — красивые, деревянные, покрашены внутри и снаружи. Рамы и карнизы украшены резьбой. Семейские любят яркие веселые тона. С XVII века до наших дней они сохранили своеобразие и самобытность в образе жизни, в быту, в одежде.
Из поколения в поколение передают они и народные промыслы, и народные костюмы. Как красивы семейские бабы в разноцветных своих сарафанах, с бусами из тяжелых крупных янтарей и в ярких кичках — женских головных уборах!
Традиционные костюмы сейчас молодежь шьет под руководством своих бабушек, а поверх сарафанов современные семейские девочки надевают старинные янтарные бусы, которые носили их бабули. Бусы эти массивны, сделаны из круглых грубо обработанных кусков янтаря; центральный, самый крупный янтарь оправлен в серебро. Янтарь у семейских очень высоко ценился — за одну нитку давали дойную корову.
Женские наряды у семейских обычно насыщенных тонов, без вышивок, но украшенные яркими лентами и бусами. Одних только юбок надевается семь штук! Рукава рубашки расшиты оберегами, чтобы нечистая сила не могла проникнуть внутрь. Сверху надевается сарафан покроя семнадцатого века.
Мужская одежда — это широченные шаровары, рубашки до колен, пояса нарядные, шапки из лисы, украшенные многочисленными ленточками и кистями. Валенки красного цвета с узорами. Верхняя одежда подбита соболями.
В воскресный день мужчины расхаживали в синих суконных кафтанах, женщины — в душегрейках, в шелках с собольими воротниками, в кокошниках, словом, разодетые в пух.
Духовная культура служила опорой в нелегкой судьбе семейских, вечно гонимых церковью и государством. Жизнь их тесно связана с песнями, поют целыми семьями, с самого детства впитывая красоту и богатство распевов.
До наших дней они сохранили этот удивительный сплав традиций, распевов, обрядов допетровской Руси. Потомки старообрядцев хранят древние тексты обрядовых песен, причетов и заговоров. В семейских селах песни сохранились еще с допетровских времен, им более трехсот лет.
В семейском распеве невозможно выделить основную мелодию в привычном понимании. Обычно запевает один человек, а со второй строчки песню подхватывают остальные, затем первый голос выводит наверх, а другие уходят вниз.
Каждый голос ведет свою самостоятельную линию. Опытные импровизаторы с каждой строчкой добавляют новые краски, слоговые вставки. В итоге у слушателей создается впечатление, что песня исполняется на незнакомом языке. Словесный текст песни — лишь канва, на которой искусные мастера «вышивают» ее музыкальный узор.
Распев песни уподобляется ручью, напев — течению реки, куда впадает ручей. Течение то сужается, то разливается и, в конце концов, находит спокойное завершение в едином октавном унисоне.
«На девять голосов раскладываем песню», — говорит художественный руководитель ансамбля «Судьбинушка» Елена Михеева. — Обратите внимание на сложность многоголосого распева, на мастерство импровизации и высокие чистые голоса исполнителей».
В репертуаре ансамбля «Судьбинушка» есть и озорные плясовые, и медленные задушевные — семейские скажут: «бравые» песни. Исторические и свадебные, колыбельные и сиротские, солдатские и казачьи, любовные и лирические…
Ученые-фольклористы говорят, что семейский распев — единственная дошедшая до наших дней форма национальной певческой культуры, в которой живут элементы русского средневекового певческого искусства. Поистине живые сокровища планеты!
«Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть может, не меньше, чем защита отечества на поле брани», — писал о семейских Валентин Распутин.
Источник: rus.ruvr.ru