А это же первый раз, когда специально под вас написали роль?
Наверное, да. Собственно, это моя вторая главная роль и она снова у Дуни.
И каково это?
А это же первый раз, когда специально под вас написали роль?
Наверное, да. Собственно, это моя вторая главная роль и она снова у Дуни.
И каково это?
Груз ответственности? Да нет. И дело же не в том, что это специально для меня. Дуня хотела соединить нас c Яной (Трояновой, исполнительницей второй главной роли. Прим. ред.) и посчитала, что эта история будет оптимальной, для того чтобы каждая из нас смогла раскрыться. Хотя мы достаточно сложное само по себе сочетание. Не в плане актерской совместимости, а просто мы очень разные. Ну тем интереснее.
Фильм вышел очень идеологизированный. Вы лично согласны с его посылкой?
Какой?
Ну что интеллигенция это такие смешные маленькие люди, которые тщетно пытаются
Я считаю, да, иногда мы выглядим именно так: смешные маленькие люди. У интеллигенции с которой я себя ассоциирую достаточно снобская позиция по отношению к народу. Чем хорош этот сценарий там собраны такие стереотипные мнения друг о друге. Нам всем не хватает самоиронии, чтобы посмотреть на себя со стороны. Вполне согласна с этой точкой зрения.
Но и вы, и Авдотья Андреевна не просто интеллигенция, вы по рождению из русской советской творческой аристократии. Нет в этом подтрунивании над научными сотрудниками некоторого высокомерия?
Все люди, которые там играют, особенно окружение моего персонажа это, в принципе, наши с Дуней друзья, и это то, как мы иногда проводим время, когда собираемся. С гитарой, может быть, с португальскими песнями, со стенаниями по поводу Ходорковского
У нас в стране рядом живут два народа, которые вроде бы говорят на одном языке, но давно уже друг друга не понимают
А, то есть это автопортрет?
Нет, ну конечно, это больше шарж и карикатура. Но сама по себе атмосфера, по-моему, отражена правильно.
А что, неужели и вы так живете? С гитарой и прочее?
В принципе, в моей жизни довольно много таких персонажей. Конечно, общение с ними это не сто процентов моего времени. Но общение с ними похоже на это.
И к людям, которые ходят на митинг в защиту Ходорковского, вы все-таки относитесь иронично?
Нет, ну как можно о жизни человека, который находится в тюрьме, говорить иронично. Но я иронично отношусь к той страстности и порывистости, которая свойственна интеллигенции и с которой она начинает иногда защищать свои идеи, идеалы Нет, это прекрасно! И я очень люблю этих людей, действительно, и могу только позавидовать их горячности. Но, как часто бывает и в любви, и в работе, чем больше ты отдаешь чему-то энергии, тем сильнее потом испытываешь разочарование. Я и сама бываю, например, горячей спорщицей и потом смотрю на себя с улыбкой.
Сотникова о Кококо
Но вот в Кококо зачастую не добрая улыбка, а довольно злая. И вообще иногда проглядывает тьма, в эротических моментах особенно.
Да, проглядывает. Но фильм, еще раз, не о том, что вот есть народ, он плохой, он не понимает и не чувствует, а интеллигенция, пусть смешная, более наивная, открытая и так далее. Это рассказ о том, что у нас в стране рядом живут два народа, которые вроде бы говорят на одном языке, но давно уже друг друга не понимают. Хотя есть изначальное очарование человека, который смотрит со стороны, когда ты очаровываешься тем, чего у тебя нет.
Но эти отношения изначально обречены.
На мой взгляд, да. И можно вспомнить и советское время, когда интеллигенция заискивала перед народом, и дореволюционные хождения в народ это все одно и то же. И вот Дуня в первый раз говорит о том, что это смешение невозможно, обоюдной любви не будет никогда. Один из образов, который мы держали в голове, это ребенок из детдома, которого ты берешь с благими намерениями, а потом понимаешь, что ты не можешь ни привыкнуть к нему, ни переделать его. И ты вроде хочешь его вернуть, но совесть не позволяет, потому что ты вроде уже и ответственный.
А на самом деле?
Интеллигенции всегда так кажется. И я тоже так очень долго считала. Пока не поняла, что это никому не надо, вообще. И никто тебя не просил заниматься этими людьми, а их любить тебя. Как только я это поняла, мне стало проще, и я перестала рефлексировать и чувствовать себя виноватой за то, что я живу лучше или знаю больше. Всегда казалось, что надо отдавать и тебе это вернут сторицей. Ничего подобного. Никто тебе никогда не может обещать, что тебя будут любить в ответ. Мне казалось, что можно преодолеть какое-то неприятие тебя, это связано с огромным количеством моих подростковых убеждений и комплексов, что я из такой семьи и так далее. А потом я поняла, что по большому счету все плевать хотели на тебя. Если тебя не полюбили, то и бог с ним. Бывают ситуации вроде ой, а вы оказались таким хорошим человеком!. То есть я должна была оказаться говном полнейшим.
Возвращаясь к митингам и сами вы, я так понимаю, на них не ходите?
Я не человек протестного действия. Я могу это обсудить, сказать, что мне не нравится, но на митинги не хожу. Не потому, что я боюсь подставить кого-то или что подумают. Просто не моя форма протеста.
А товарищи ваши?
Да, конечно, ходят, огромное количество, и потом высказываются в фейсбуке и горячо это обсуждают. Я, еще раз, тоже могу обсудить но не так чтобы написать пост или там срочным образом использовать интернет как рупор, чтобы привлечь внимание Никого не упрекаю. Но, к сожалению, у человека, облеченного некой узнаваемостью и известностью, сразу возникает ощущение, что он вправе кому-то что-то говорить. Я считаю, что известные люди не должны использовать это пространство, чтобы навязывать свои идеи. Часто очень глупые, неинтересные, а то и вообще разрушительные. Надо очень аккуратно с этим.
Ну их спрашивают.
Наверное. Но вот я, например, отказываюсь практически всегда ходить на какие-то ток-шоу и отвечать на вопросы из серии что вы думаете о революции. Я могу сказать, но это мнение рядового человека, оно ничем не отличается от мнения других. Я не понимаю, почему о революции роз нужно спрашивать уважаемых мной Цискаридзе и Тину Канделаки, а не аналитиков и политологов. Потому что, кроме своего мировоззрения и известности, предложить они особенно ничего не могут.
То есть все-таки вы чувствуете ответственность.
Я чувствую ответственность за то внимание, на которое я могу претендовать.
А вы ведь, наверное, тоже однажды начнете снимать?
Нет. Каждому свое. Я в этом ничего не понимаю, и этого таланта у меня нет.
Зато сниматься вы, кажется, стали гораздо чаще.
Да не то чтобы, просто так вышло, что я сейчас выбираю работы, которые оказываются достаточно интересными.
Ой, а расскажите про Распутина (французско-российский телефильм с Жераром Депардье в заглавной роли и Михалковой в роли Анны Вырубовой. Прим. ред.) в двух словах.
Это, конечно, некое представление иностранцев о России, которое нам кажется клюквой. Но с российской стороны там участвовали в продакшене мои друзья, ну и не скрою, мне было интересно поработать с Депардье. Он, кстати, во Франции прошел с оглушительным успехом. Когда я туда приехала на Новый год, меня даже на улице узнали. Притом что у меня крошечная роль. Но работа с иностранцами это в любом случае интересный опыт. И режиссер Жозе Дайян хорошая тренировка, просто чтобы не расслабляться. Она большой профессионал, но очень авторитарная, с тяжелым характером и очень жесткой Слово энергетика не люблю почти так же, как творчество и харизма.
А Депардье ведь производит довольно странное впечатление сейчас.
Согласна. При этом играет фантастически. Когда ты играешь с ним рядом, тебе кажется, что у него все мимо. А потом смотришь на монитор и видишь, что ты был мимо, а у него все как надо. То, что проявляет пленка, даже близко не то, что мы видим. И он совершенно не вкладывается эмоционально, это другая техника он точно знает, как посмотреть, где встать, где сделать паузу, притом что он весь свой текст читает, ничего не учит. Фантастика. Это даже не талант, это что-то другое. Какая-то метаморфоза, которая происходит с ним уже на пленке.
Он совершенно не вкладывается эмоционально, это другая техника он знает, как посмотреть, где встать, где сделать паузу
У вас со Смирновой очень душевные отношения, да?
Мне везло, большинство режиссеров, с которыми я работала, становились моими друзьями. И это было, может быть, важнее, чем то, что происходило в работе. Вообще, люди интереснее, чем просто то, что они делают. Я не смогла бы, зная, что человек не просто хамит или грубит, а
Ест детей.
Да, хорошо, ест детей. Если, скажем, надо будет унижаться для того, чтобы играть какую-то очень хорошую роль, я этого делать не буду. Есть вещи, на которые я не готова.
То есть у фон Триера сниматься бы не стали.
Даже так, возможно, да. Хотя бывает, что такая форма общения людей очень притягивает. Как порок может притягивать. Но я, если понимаю, что что-то выше моих эмоциональных сил, не буду туда лезть. В кино да и не только в кино, везде когда ты дотрагиваешься до чего-то, что чуть дальше, что можно потом называть громким словом искусство, ты очень это притягиваешь в жизни. Не просто ой, я не снимаюсь в гробу, а то потом умру. Речь про вещи, которые ты впускаешь в себя и они потом начинают вылезать отовсюду. Это скажет всякий, кому посчастливилось участвовать в историях, оставивших след. Театр ли это, кино или книги. И я, например, отказалась играть у Балабанова, которого считаю выдающимся режиссером. Притом что я дружу со всей его семьей, и он каждый раз мне это припоминает. Я поняла, что не выдержу, у меня нет механизмов защиты, и я сойду с ума раньше, чем Балабанов и все остальные. Потому что он, будучи большим режиссером, требует подлинности.
А когда собираются, как в случае с Кококо, хорошие люди, и все друг друга любят, и всем комфортно, и все это делается для каких-то таких же хороших людей, которые вокруг, нет ли в этом Ну такого как здорово
что все мы здесь сегодня собрались? На самом деле это одна из самых тяжелых картин, на которых я работала. И по эмоциональным затратам, и по атмосфере. И для Дуни это так же было, и для Яны. Скажем так, я болела очень долго потом. Мы не ругались, не скандалили, но было эмоциональное напряжение, связанное с тем, что мы все действительно очень разные, и cюжет требовал большой отдачи, и замкнутое пространство, а Яна она же такой обнаженный нерв в общем, это была история очень психологически непростая. В масштабах моей жизни самая сложная из тех, что я переживала.
Источник: afisha.ru