Питер — это джаз

Парадокс петербургской джазовой сцены сегодня — соединение элитарности и доступности. Билеты дешевы, а качество предлагаемого продукта часто очень высоко. Хорошее живое исполнение можно услышать в демократичном клубе и в недорогом ресторане. Однако этих возможностей становится все меньше, и скоро нам придется платить за джаз полную цену.

Парадокс петербургской джазовой сцены сегодня — соединение элитарности и доступности. Билеты дешевы, а качество предлагаемого продукта часто очень высоко. Хорошее живое исполнение можно услышать в демократичном клубе и в недорогом ресторане. Однако этих возможностей становится все меньше, и скоро нам придется платить за джаз полную цену.

Статья Горького «О музыке толстых» дала джазу нарицательное имя и во многом определила место синкопы в жизни советского общества. Однако после распада СССР сентенция классика не подтвердилась. Толстые слушали блатной шансон и поп-музыку, тонкие — русский рок, а джазу осталась преданной лишь часть просвещенной интеллигенции.

Что, где и кто

Начало постперестроечной истории джаза в Петербурге принято отсчитывать с 1989 г., когда была открыта городская Джазовая филармония Давида Голощекина. По собственному выражению, «самый обласканный властями» джазовый музыкант и организатор все эти годы получает финансирование для филармонии и фестиваля «Свинг Белые ночи» из городского бюджета. «Джазовых меломанов среди руководства города я не назову, но интерес к направлению мы видим прежде всего со стороны Валентины Ивановны Матвиенко, — говорит Давид Голощекин. — Ведь именно она, будучи зампредседателя Горисполкома, одобрила решение по открытию нашей филармонии. Она довольно часто бывает на концертах, всегда открывает джазовый фестиваль. Председатель Жилищного комитета Петербурга Юнис Лукманов — большой поклонник и знаток джаза, он тоже часто бывает у нас, как и вице-губернатор Виктор Лобко».

Если филармония — место статусного приобщения к джазовой культуре, то в JFC Jazz Club процветает демократия без протокола. Это частный проект, одним из партнеров в котором выступает любитель джаза, фруктовый магнат и директор Михайловского театра Владимир Кехман. В JFC с первых дней его основания собираются музыканты, играющие экспериментальный джаз.

«В нашем клубе пишется история питерского джаза, — говорит Феликс Народицкий, директор JFC Jazz Club. — Я помню время, когда можно было по пальцам пересчитать профессиональные составы, играющие джаз. Сейчас в Петербурге работают десятки профильных коллективов, многие с мировым именем».

Петербургский джаз — это разноплановое и многоликое явление культуры. «Сегодня джаз имеет свой авангард, свое ретро, свой романтизм и так далее», — говорит известный исследователь джаза Владимир Фейертаг. Джазовые ритмы нередко звучат на петербургских радиоволнах. Есть и специализированный канал — «Радио Эрмитаж», который передает только джазовую музыку и тематические передачи. Аудитория канала немногочисленна, но отличается постоянством вкусов. Город сохраняет живой интерес к джазовым фестивалям.

Цена и качество

В Петербурге, как и в Москве, джазовая аудитория не заполняет большие концертные площадки. Однако платежеспособность публики, которая слушает джаз, значительно выше средней. С ростом спроса джаз как продукт будет только дорожать. Так считает Михаил Шурыгин, президент промоутерской компании NCA. «Обеспеченные люди начинают приобщаться к этой культуре. Я знаю, что в оргкомитете Петербургского экономического форума рассматривают возможность пригласить для выступления джазовых музыкантов, тогда как раньше предпринимателей развлекали только поп-артисты и рокеры».

Джаз непопулярен, потому что музыка как факт перестала кого-то интересовать, востребованы лишь мелодии для рингтонов. Так пессимистично оценивает ситуацию петербургский музыкант и композитор Святослав Курашов. «Хотя у нас еще есть какие-то тенденции, есть культура слушания. А в Москве люди вообще перестали ходить на любые концерты, если не прошла массированная реклама и им не объяснили, кто и зачем тут играет».

Соблазн успеха часто заставляет музыкантов уходить в смежные жанры. Там исполнитель часто теряет вкус к экспериментаторству, которое и есть душа джаза. Но в Петербурге еще звучит живой и самобытный джаз, нужно пользоваться этим, пока он не переселился из уютных подвальчиков в закрытые клубы и особняки, пока классные музыканты не ушли с джазовой сцены.

«…Свист, грохот, вой, рев, треск, хрюканье медной свиньи, вопли ослов (…) Это радио утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот. Это музыка для толстых».

Источник:

Добавить комментарий