«День выборов»: для выбирающих смех и интеллект

Этот фильм можно сравнить с американским «Плутовством», где дурачить людей поручили де Ниро и Хофману

Этот фильм можно сравнить с американским «Плутовством», где дурачить людей поручили де Ниро и Хофману

Прокат искрометной сатирической комедии по мотивам одноименного спектакля, увы, близится к завершению. Еще на следующей неделе фильм можно будет поймать почти во всех центральных кинотеатрах столицы, однако потом он переместится в маловыразительные и вразумительные местечки, ехать до которых из (условно) центра Москвы придется (условно опять-таки) на перекладных, включая оленей, тюленей и белых медведей. А другой альтернативы у тех, кто хочет с душой и пользой провести два с небольшим часа своего личного времени, просто нет: «День выборов» — картина, более чем заслуживающая просмотра, причем, возможно, и не однократного.

Собственно пересказать сюжет фильма без труда можно несколькими не самыми витиеватыми и сложными по конструкции фразами. Группа видавших виды радийщиков неожиданно для себя получает задание сесть на теплоход и проехаться по Волге-матушке-реке с целью проведения предвыборной кампании кандидата в губернаторы. Времени на все про все — неделя. Остановки — в каждом более или менее заслуживающем внимания населенном пункте или месте тотального скопления электората, например в воинской части. Задача-минимум — поднять рейтинг кандидата на 5-7%. На выполнение задачи выделен солидный бюджет.

Поскольку жанр комедии как таковой предполагает счастливый и безоблачный финал, стоит ли говорить о том, что видавшие виды радийщики блестяще справляются с задачей-минимум и выходят на уровень «максимум», который не мог предположить даже заказчик PR-компании. Зато, несомненно, стоит поговорить о совершенно других вещах.

Во-первых, ни для кого не секрет, что «День выборов» — это детище безумно талантливых ребят из «Квартета И», несколько лет назад уже потрясших страну блистательным спектаклем «День радио» и другими смешными постановками, с успехом работающих или работавших на мегапопулярных радиостанциях («Наше радио», «Серебряный дождь») и время от времени появляющихся на ТВ. За годы совместной работы Ростислав Хаит, Леонид Барац, Александр Демидов и Камиль Ларин дошли до такого уровня взаимопонимания и этакой «эмоциональной сцепленности», что шутка, начатая одним, легко продолжается и развивается другим, а ироническая гримаса третьего поневоле вызывает ответную мимическую реакцию четвертого вне зависимости от абстрактного порядкового номера, под которым в данную минуту выступает каждый член коллектива. В «Дне выборов» равно, как и в «Дне радио», Хаит и Барац больше держатся вместе, что положено им по статусу работающих в паре креативщиков, Александр Демидов играет роль получившего повышение, но по-прежнему (вновь, как в «Дне радио») придурковатого администратора, а Камиль Ларин отвечает за все техническое сопровождение круиза и PR-компании, попутно делая отчаянную попытку завязать с алкоголем и умыкнуть из воинской части сверхсекретный радиопередатчик/радиоперехватчик.

Во-вторых, помимо «Квартета И» в картине собрался такой конклав очаровательных актеров и музыкантов, что одно только перечисление их фамилий и имен в состоянии пробудить интерес к фильму у самой широкой аудитории. Вот эти имена и фамилии: Михаил Ефремов, Нонна Гришаева, Василий Уткин, Александр Семчев, Алексей Кортнев, Евгений Стеблов, Сергей Шнуров, Андрей Макаревич, Лева и Шура из «Би-2», Владимир и Сергей Кристовские («Уматурман»), Владимир Шахрин и Владимир Бегунов («ЧАЙФ»), Валерий Сюткин, Евгений Стычкин, Марат Башаров и др. Естественно, их роли не равноценны: например, Башаров и Стычкин «светятся» лишь в одном эпизоде, мало — несмотря на внушительные внешние габариты — заметен Семчев, совсем небольшая, хоть и очень яркая роль у Алексея Кортнева… Однако Михаилу Ефремову, Евгению Стеблову и Василию Уткину (для спортивного комментатора это дебютная работа в кино) «День выборов» позволил развернуться чуть ли не на полную катушку. Последний играет в комедии Игоря Цаплина — кандидата в губернаторы, вокруг которого и развертывается вся предвыборная шумиха. Михаилу Ефремову досталась роль мошенника в убранстве священника, который при оказии и подсвечник сворует из драматического театра, и кадилом помашет после пол-литра водки, выпитой без закуски и в один присест. Евгений Стеблов идеально воплощает на экране провинциального темпераментного режиссера, согласного за весьма скромную мзду обеспечить PR-компании долженствующий ей размах.

В-третьих, «День выборов» — это изумительно тонкая, а одновременно правдивая сатира как на технологии проведения политических акций (в этом смысле фильм можно сравнить с американским «Плутовством», где дурачить людей поручили де Ниро и Хофману), так и на нашу специфическую, а временами и попросту абсурдную российскую действительность. Вот почему герои картины вынуждены искать общий язык то с военными, вручая проштрафившемуся когда-то офицеру липовый орден Сирии, то с поволжскими бандитами, контролирующими ликероводочный завод и плохо понимающими смысл слова «брэндинг», то с представителями местной власти, пытающимися остановить движение победоносного теплохода в угоду другому кандидату в губернаторы, то с журналистами, тщетно старающимися проникнуть в темное тюремное прошлое Игоря Цаплина, а то и с простым народом, лихо отплясывающим под немудреные шлягеры с рифмами вроде «выборы, выборы, кандидаты — пидоры». При этом стоит отметить, что грубого, сортирного и пошлого юмора в «Дне выборов» вовсе нет, и это, несомненно, делает честь создателям картины.

В-четвертых же (и, пожалуй, это самое главное), несмотря на всю иронию, сатиру и стеб, которым проникнут фильм, снять его могли только люди, бесконечно любящие как Россию, так и себя в ней, что тоже немаловажно. И эта любовь отчетливо ощущается в каждом кадре «Дня выборов».

Лала СМЫСЛОВА

Источник: point.ru

Добавить комментарий