Путина беспокоит керосин и газ

Путина беспокоит керосин и газ
О неимоверно подорожавшем в аэропортах России керосине сказано уже немало. Цены на авиатопливо растут во всем мире, но у нас в стране с осени прошлого года они совершили немыслимый скачок, увеличившись в два раза и во многих случаях превысив цены мировых рынков.

Олег Митяев , экономический обозреватель РИА Новости.

О неимоверно подорожавшем в аэропортах России керосине сказано уже немало. Цены на авиатопливо растут во всем мире, но у нас в стране с осени прошлого года они совершили немыслимый скачок, увеличившись в два раза и во многих случаях превысив цены мировых рынков.

Олег Митяев , экономический обозреватель РИА Новости.

Путина беспокоит керосин и газ

Премьер-министр Владимир Путин проявил себя яростным борцом в борьбе с монополизмом в газовой отрасли и торговле авиакеросином. Именно на этих двух проблемах он заострил особое внимание 11 июля на совещании в Североморске, посвященном развитию российского ТЭКа. Он пригрозил отставками руководству Федеральной антимонопольной службы (ФАС), если она не будет эффективно бороться с превысившими мировой уровень ценами на авиатопливо в российских аэропортах. Главу же «Газпрома» Алексея Миллера Путин обвинил в игнорировании общегосударственных интересов, а конкретно — в проволочках с допуском к газпромовской трубе других нефтегазовых компаний.

О неимоверно подорожавшем в аэропортах России керосине сказано уже немало. Цены на авиатопливо растут во всем мире, но у нас в стране с осени прошлого года они совершили немыслимый скачок, увеличившись в два раза и во многих случаях превысив цены мировых рынков. Так, после последнего ценового скачка в июне средняя цена авиатоплива в России составляет около $1500 (31 500 рублей) за тонну, а порой доходит до $1600 (37 000 рублей) за тонну. В то время как на европейских биржевых площадках она сейчас составляет $1420-1450 за тонну.

Причина в том, что российский рынок нефтепродуктов поделен несколькими вертикально-интегрированными компаниями. При этом российские нефтекомпании предпочитают быть непосредственными игроками на столь привлекательном рынке, как торговля авиатопливом. В большинстве российских аэропортов, как правило, имеется только один монопольный топливно-заправочный комплекс (ТЗК), принадлежащий либо вертикально-интегрированной нефтяной компании, либо самому аэропорту.

В Северодвинске, городе-порте в Архангельской области, Путин впервые лично обратил внимание на эту злободневную проблему, ведущую к резкому удорожанию авиаперевозок. Причем в весьма жестких тонах. Правда, главными виноватыми в сложившейся ситуации он посчитал не самих нефтяных монополистов, а чиновников ФАС, которые не противостоят монополизму в данной сфере. «Нужно ФАС, наконец, проснуться, и активно, эффективно исполнять свои функции, — заявил премьер. — Если этого не будет в ближайшее время сделано, будут приняты кадровые решения».

Путин предложил сосредоточиться на борьбе с монополизмом ТЗК в аэропортах, призвав к подписанию долгосрочных прямых договоров авиакомпаний с производителями топлива, оставив ТЗК только функции хранения топлива и контроля его качества. Трудно сказать насколько действенной может оказаться эта мера, учитывая, что производители топлива — те же самые нефтяные компании-монополисты. Намного больший эффект может оказать другое более радикальное предложение Путина — строить в аэропортах альтернативные ТЗК.

Чуть менее жесткой, чем ФАС, но весьма чувствительной критике со стороны премьера на совещании в Северодвинске был подвергнут глава российской газовой монополии Алексей Миллер. (При этом Миллер, в отличие от руководителя ФАС Игоря Артемьева, отсутствовавшего в Северодвинске, принимал в этом мероприятии непосредственное участие.) Следует отметить, что Путин впервые публично предъявил претензии нынешнему главе «Газпрома», которого сам лично восемь лет назад и назначил на этот пост.

Миллеру от премьера досталось за то, что другие нефтегазовые компании по-прежнему испытывают трудности с доступом к трубопроводной системе «Газпрома». По этой причине попутный газ сжигается в огромных количествах. «А вы, — обращаясь к Миллеру, заявил Путин, — будете тратить огромные ресурсы для того, чтобы обеспечить повышение добычи собственной компании». По оценке Путина, это чисто корпоративный, а не общегосударственный интерес. Судя по всему, в правительстве всерьез озаботились возникновением дефицита газа на внутреннем рынке и засомневались в возможностях «Газпрома» единолично удовлетворять растущий спрос на газ.

Справедливости ради, стоит отметить, что глава «Газпрома» сейчас занят не столько повышением добычи собственной компании, сколько сосредоточен на идее «фикс»: скупать на корню все «голубое топливо» у соседних стран Центральной Азии, а также у Азербайджана и Ирана, пускай и по достаточно высокой цене, но еще дороже перепродавать его в Европу.

Лучше всех совещание по ТЭКу прошло для нефтяников, которые каким-то чудесным образом не подверглись критике за вздутие цен на рынке авиатоплива. Им не только был обещан недискриминационный доступ к «трубе Миллера», но и новые налоговые льготы.

Как известно, в этом году нефтедобыча в России впервые за долгие годы стала падать (правда, лишь на десятые доли процента). Но Путин сам признал, что во многом это вина самого правительства, обложившего нефтяную отрасль непомерными налогами, и оно будет исправлять собственные ошибки. Уже принятые правительством меры дают снижение налогового бремени на «нефтянку» на 130-140 млрд рублей в 2009 году.

На самом же совещании выяснилось, что благодаря новым предложениям Минфина и Минэкономразвития, которые будут предложены в августе, налоги на нефтяную отрасль в следующем году снизятся на целых 400 млрд. От нефтяников Путин потребовал одного — вложить высвободившиеся средства в развитие и восстановить рост добычи. В общем, руководители нефтяных компаний вышли с совещания в Северодвинске в гораздо более приподнятом настроении, чем Миллер.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: ria.ru

Добавить комментарий