«Где джазу плохо, там его нет»

«Где джазу плохо, там его нет»
В последние выходные второй осеннего месяца Киев традиционно превращается в джазовую столицу. Не стал исключением и этот год: 28-30 октября в нашем городе состоялся четвертый Международный джазовый фестиваль «Jazz in Kiev 2011», который ежедневно удивлял и радовал поклонников джазового искусства новыми оригинальными сюрпризами и целым созвездием ярких звезд мирового уровня.

В последние выходные второй осеннего месяца Киев традиционно превращается в джазовую столицу. Не стал исключением и этот год: 28-30 октября в нашем городе состоялся четвертый Международный джазовый фестиваль «Jazz in Kiev 2011», который ежедневно удивлял и радовал поклонников джазового искусства новыми оригинальными сюрпризами и целым созвездием ярких звезд мирового уровня.

«Где джазу плохо, там его нет»

Первые сюрпризы начались еще за несколько дней до основной фестивальной программы. Идея, как всегда, родилась в продюсерском центре «Jazz in Kiev», расположившийся в помещении культурно-образовательного центра «Мастер-класс» на Печерске, под крышей которого столичные джазмены собираются на вечерние джазовые посиделки уже не первый год. На этот раз, кроме традиционной еженедельной «Темы с вариациями», здесь решили устроить еще и джазовые кинопоказы с Леонидом Гольдштейном — владельцем крупнейшей видеоколлекции джазовой музыки в Украине и автором телевизионной программы «35 минут джаза». До начала фестиваля приурочили и открытие выставки художницы Лоры Васко «Jam Session. Модуляция сопоставлением». А для самых маленьких ценителей — организовали настоящий детский праздник на Пейзажной аллее с веселым названием «Детям о джазе доступно и с улыбкой», который традиционно провел известный в столице джазмен Алексей Коган.

Кстати, этого человека ассоциирует с джазом уже не одно поколение киевлян, впрочем, как и большинство украинцев. Ведь все без исключения отечественные меломаны, интересующиеся и этим музыкальным направлением, в первую очередь связывают джаз с именем этого известного радиоведущего, продюсера, музыканта и знатока истории мирового джаза. В разные годы Алексей Коган вел программы на радио «Проминь», «Континент», «Ностальжи», «Супер Нова», «Мьюзик радио» и «Радио Эра FM», последние несколько лет он традиционно организует вечера джазовой музыки на разных площадках столицы, а с недавних пор еще и джазовые фестивали. И, пожалуй, самый известный из них — «Jazz in Kiev 2011» за четыре года своего существования именно благодаря А. Когану достиг, действительно, европейского уровня и заслуженного внимания у зарубежных исполнителей, которые теперь не просто охотно приезжают в нашу столицу, но и дают авторские мастер-классы молодым украинским музыкантам и исполнителям джаза.

Жизнь в стиле «Jazz»

Еще одной интересной неожиданностью в канун открытия фестиваля стала оригинальная экскурсия джазовыми местами украинской столицы на большом двухэтажном автобусе, которую организаторы устроили для представителей СМИ. Пресс-тур «Open Jazz Kiev» лично провел бессменный арт-директор фестиваля «Jazz in Kiev» Алексей Коган. По его словам, Киев никогда не был джазовой столицей. Хотя, как оказалось, с этим музыкальным направлением у нашего города, гораздо больше общего, чем скажем, у Одессы, которую искусственно наградили этим неофициальным титулом после выхода на советские киноэкраны фильма «Мы из джаза». Поэтому, за два часа такой необычной пресс-конференции пусть не все, но некоторые знаковые места, связанные с историей зарождения и развития джаз-культуры в столице журналисты все-таки увидели. Причем не только официальные, но и подпольные, где отечественные любители джаза собирались тайком, рискуя не только своей репутацией и карьерой, но и даже дальнейшей судьбой. Ведь на завсегдатаев таких мест охотились специальные органы, которые могли задержать на несколько дней в соответствующем месте даже исключить из ВУЗа.

Прежде всего, такими знаковыми местами оказались магазины «Мелодия» и «YAMAHA» на Бульваре Дружбы народов, столичный «Дом музыки» возле метро Лыбидская и многочисленные рестораны, где по выходным обязательно звучала «живая музыка», а в первом отделении, пока сходились посетители, музыканты обязательно играли джаз. Именно в ресторанах, как оказалось, начинали свою джазовую карьеру почти все известные киевские исполнители, и, в частности, сам Алексей Коган.

А еще наш экскурсовод вспоминал Киевский цирк, в оркестре которого играли отличные музыканты и здание метро Крещатик, на четвертом этаже которого некогда находился знаменитый зал «Варьете», где выступал лучший киевский биг-бэнд. И бывший джазовый клуб «Мечта» в доме напротив Владимирского собора на улице Леонтовича. Впрочем, не обошел он своим вниманием и крупные сценические площадки: Дворец Спорта, бывший Октябрьский дворец, Филармонию и дворец «Украина» (последние, по его словам, джазовые музыканты не очень любят, потому что там не было сыграно практически ни одного джазового концерта). А вот старый университетский ботсад, напротив, до сих пор все вспоминают с особым теплом. Оказывается, в нем был знаменитый «джазовый овраг» — место, куда перебрались поклонники джазовой музыки, после того, как их разогнали со всех официальных мест. Здесь киевские меломаны обменивались музыкальными новостями, покупали и продавали пластинки, наигрывали интересные пассажи, подслушанные ночью через приемник с «вражеских станций».

Чтобы сократить время в пробках на улицах вечернего города, Алексей Коган развлекал своих экскурсантов интересными воспоминаниями и случаями из личной жизни. «Когда-то за один автограф Дюка Эллингтона или прослушивание на самодельном приемнике вражеской радиостанции “Голос Америки” (а там шла программа Уиллиса Коновера “Джаз-квадрат”), могли выгнать из института или лишить погон, — вспоминает А. Коган, которого, по его признанию, также неоднократно приглашали на улицу Короленко для беседы, и сразу спохватывается, — Но вам, молодым, этого не понять, потому что вы даже настоящего винилового диска никогда в руках не держали!» Чтобы объяснить, весомость этой штуки — он приводит пример: «В 64-м году диск Дюка Эллингтона или Черльза Парктона был как iPhone или Galaxy. Тогда даже портфели и сумки покупали по одному критерию — влезет в него виниловый диск — 30 на 30».

С такими интересными воспоминаниями под звуки джазовых мелодий, два часа путешествия джазовыми местами столицы пролетели, как один миг, но сложилось впечатление, что за это время мы успели перевернуть страницу «Большой джазовой энциклопедии Киева». И неважно, что у нас нет своих звезд такого уровня, как Дюк Эллингтон, Тед Джонс или Эрл Хайнс, а киевские джазмены до сих пор все еще мечтают о своем джазовом клубе. У нас уже есть свой фестиваль — довольно известный далеко за пределами Киева и даже Украины, а это уже — большой повод гордиться и надеяться, что продолжение следует…

Все будет Jazz!

Сегодня отечественные любители и исполнители джаза уже могут говорить о своем увлечении открыто и надеются, что их мечта открыть собственный джазклуб все-таки осуществится. И нынешний, четвертый Международный джазовый фестиваль «Jazz in Kiev 2011», является ярким тому свидетельством. «Во-первых, у фестиваля появились не просто спонсоры, а настоящие меценаты, которые готовы поддерживать его бескорыстно, ради одной только качественной и живой» музыки. Во-вторых, у нас уже выросло свое поколение замечательных джазовых исполнителей, создающих хорошую музыку, за которую не стыдно, — объясняет арт-директор фестиваля, — А в-третьих к нам охотно приезжают самые яркие звезды современного мирового джаза».

Надо сказать, что в течение трех фестивальных дней киевские поклонники джаза и гости столицы имели возможность увидеть выступления шести музыкальных коллективов. В частности, бразильской певицы Тани Марии и польского трио Марцина Василевского, американских музыкантов — кларнетиста Дэвида Кракауэра и «Madness Orchestra», джазового квартета барабанщика Антонио Санчеса и квинтета басиста Стива Своллоу (с участием знаменитой пианистки и органистки Карлы Блей). А в последний фестивальный день выступили настоящие звезды smooth-джаза — американская группа «Fourplay».

Поэтому невольно вспоминается фраза легендарного американского джазового пианиста и продюсера, который уже давно ушел из жизни, процитированная Алексеем Коганом «Джазу хорошо там, где он есть. Там, где ему плохо, его нет». Поэтому, пусть ему будет хорошо в Киеве.

Источник: golosua.com

Добавить комментарий