Владимир Путин приступил к руководству правительством. Вчера он подписал распределение обязанностей между своими заместителями. В документе множество противоречий и нестыковок: сферы ответственности вице-премьеров хаотично перемешаны. В результате уже вчера отвечающий за социальную политику вице-премьер Александр Жуков проводил совет директоров РЖД, хотя вопросы транспорта находятся в компетенции вице-премьера Сергея Иванова.
Белодомовский переплет
Владимир Путин приступил к руководству правительством. Вчера он подписал распределение обязанностей между своими заместителями. В документе множество противоречий и нестыковок: сферы ответственности вице-премьеров хаотично перемешаны. В результате уже вчера отвечающий за социальную политику вице-премьер Александр Жуков проводил совет директоров РЖД, хотя вопросы транспорта находятся в компетенции вице-премьера Сергея Иванова.
Белодомовский переплет
Четыре года назад Александр Жуков стал единственным вице-премьером в правительстве Михаила Фрадкова. До осени 2007 года (то есть до прихода в Белый дом Виктора Зубкова и повышения Алексея Кудрина до уровня вице-премьера) Жуков занимался макроэкономикой, развитием инфраструктуры, тарифным регулированием. Во многом поэтому он был избран председателем совета директоров РЖД. Однако с прошлой осени его функции изменились: Жуков переключился на работу с регионами, а теперь, согласно распределению обязанностей между заместителями премьера, займется исключительно социальными темами. Транспортную же тематику в правительстве ведет Сергей Иванов. Он занимался ей, когда был первым вице-премьером (с начала 2007 года), и продолжит курировать развитие транспорта в качестве зампреда правительства.
Впрочем, пересечение Жукова и Иванова — не единственная загадка вице-премьерского корпуса Белого дома. Например, огромное количество пересечений с тематикой Сергея Иванова у вице-премьера Игоря Сечина. Более того, при прочтении распределения обязанностей между замами председателя правительства возникает ощущение дежавю: и Иванову и Сечину предписано заняться выработкой и осуществлением государственной политики в области развития промышленности, правда, Сечину отказано в курировании оборонно-промышленного комплекса. Однако и здесь нестыковка. Председателем совета директоров Объединенной судостроительной корпорации, выпускающей по большей части оборонную продукцию, вместо Сергея Нарышкина станет не Сергей Иванов, а Игорь Сечин (см. стр. 19).
Не сбалансированы полномочия Игоря Сечина и первого вице-премьера Игоря Шувалова. Сечин взял на себя координацию выработки госполитики в сфере экологии и экологического надзора. С этими темами напрямую связаны технические регламенты, но ими займется не Сечин, а Шувалов. Одна из главных задач бывшего помощника президента и шерпы в «большой восьмерке» — обеспечить вступление России в ВТО на приемлемых условиях. Но (очередной парадокс) притом, что за внешнеэкономическую политику отвечает Шувалов, комиссия по защитным мерам во внешней торговле отдана первому вице-премьеру Виктору Зубкову. Бывший премьер-министр отвечает за странное сочетание тем: помимо таможенно-тарифного регулирования — лес, рыболовство и сельское хозяйство.
Тему ВТО Игорь Шувалов отобрал у вице-премьера — министра финансов Алексея Кудрина. И больше всего пересечений у нового первого вице-премьера именно с ним. По сути, и Шувалов и Кудрин занимаются одним и тем же: определением социально-экономической политики в стране. Хотя еще во времена работы Шувалова в аппарате правительства его отношения с Кудриным были напряженными.
Конечно, такие многочисленные переплетения в распределении обязанностей между вице-премьерами приведут к постоянным столкновениям и трениям. Правда такая аппаратная конструкция имеет объяснение: Владимир Путин в кадровой политике практикует формирование сдержек и противовесов, чтобы не позволить никому набрать слишком много полномочий. В итоге принятие окончательных решений замыкается лично на Путине.
Министерский самоконтроль
В новом распределении полномочий между вице-премьерами продолжен управленческий принцип, разработанный еще при экс-премьере Михаиле Фрадкове. Он сводится к тому, что вице-премьеры не являются кураторами того или иного ведомства (так было до Фрадкова). Они координируют работу всех чиновников по заданным направлениям, причем, если понадобится, вице-премьер, отвечающий за промышленность, может давать поручения даже министру культуры.
А вот от принципа, согласно которому руководитель федеральной службы не является прямым подчиненным министра (главный принцип административной реформы Дмитрия Козака образца 2004 года), Путин при формировании своего правительства отошел.
В результате Росстат, специально выведенный Михаилом Фрадковым на прямое подчинение правительству, оказался в ведении Министерства экономического развития (МЭР). Получается следующее: МЭР устанавливает целевые индикаторы по инфляции и сам же через подчиненную службу оценивает выполнение этого показателя. Иными словами, де-факто ведомству Эльвиры Набиуллиной теперь все должны верить на слово. Особенно удобной такая схема будет в бумажно-цифровой борьбе с реальной инфляцией: ведь инфляцию можно не замечать, а официальные данные — занизить.
Неразбериха возникнет в связи с переходом торговли из теперь уже бывшего МЭРТа в Минпромторговли. В МЭРе (так теперь можно сокращенно назвать ведомство Набиуллиной) это решение связывают с необходимостью удовлетворить аппаратные амбиции Виктора Христенко. Но будет ли заниматься Христенко только поддержкой промышленного экспорта (притом, что большая часть российского экспорта — сырье, логичнее было бы сделать Министерство энергетики и торговли) или же он будет регулировать внутренние рынки, пока неясно.
Христенко в любом случае не позавидуешь: его Минпромторговли должно вырабатывать промышленную политику под руководством Сечина. К тому же не факт, что поручения Сечина не будут противоречить поручениям Игоря Шувалова, который отвечает за внешнюю торговлю и вступление России в ВТО. Особенно в свете кардинально различных взглядов условного либерала Шувалова и силовика-государственника Сечина.
Разобраться во всех хитросплетениях структуры правительства и сферы ответственности разных чиновников непросто. Это дает повод считать, что эффективно и слаженно правительство Путина начнет работать не скоро. Если, конечно, оно через некоторое время не подвергнется новой реформе.
Что с чем скрестил Владимир Путин
Направления деятельности правительства, в которых сталкиваются полномочия вице-премьеров
Кто сталкивается
Промышленная политика
Игорь Сечин, Игорь Шувалов, Сергей Иванов
Национальные проекты
Игорь Шувалов, Виктор Зубков, Александр Жуков
Внешняя торговля
Игорь Шувалов, Виктор Зубков
Оценка эффективности бюджетных расходов и работы чиновников
Алексей Кудрин, Сергей Собянин
Разработка основных направлений социально-экономического развития России
Игорь Шувалов, Алексей Кудрин, Сергей Собянин
Гражданская оборона, защита населения от чрезвычайных ситуаций и мобилизационная подготовка
Игорь Шувалов, Сергей Иванов
Государственная инвестиционная политика, ФЦП, Инвестфонд
Игорь Шувалов, Алексей Кудрин
Источник: официальный сайт правительства РФ
Когда переругаются замы Владимира Путина?
Илья Константинов / замдиректора Института развития гражданского общества и местного самоуправления:
— Все будет зависеть не от замов, а от того, как в целом сложится работа вертикали власти. Прежде всего от сотрудничества президента и премьер-министра в дальнейшем: насколько гладко все будет происходить, насколько бесконфликтно они сумеют распределить между собой главные функции по принятию политических решений. Если там, на самом верху пирамиды, все будет спокойно, то заместители премьер-министра превратятся скорее во вторую скрипку. Их роль в новой структуре власти станет значительно меньше, чем это было ранее. То есть все электрические токи, все напряжение, все разряды будут происходить между премьером и президентом. В случае их согласия аппарат дальше будет просто транслировать решения. Вряд ли от заместителей председателя правительства будет зависеть многое. Я вообще считаю, что они расставлены как раз таким образом, чтобы перетряхнуть все внутренние кланы, чтобы нарушить ранее складывавшуюся расстановку аппаратных сил, чтобы расчистить поле для принятия решений и президента, и премьер-министра. Еще полгода — год назад можно было много рассуждать о силовиках и либералах в правительстве. Сегодня же все перетрясли, и где теперь силовики, где либералы, кто с кем, кто против кого — все с чистого листа. Наверху премьер и президент — они все решают.
Олег Наумов / член федерального политсовета СПС:
— Полагаю, что в течение полутора лет будут нарастать противоречия не между вице-премьерами, а между президентом и премьер-министром. А уже в связи с этим появятся трения внутри самого правительства — на кого же им ориентироваться? Да, поскольку Путин и Медведев имеют между собой какие-то конкретные соглашения, доверяют друг другу, то, казалось бы, никаких противоречий возникнуть не должно. Но противоречия возникнут внутри команд, которые за ними стоят. Естественно, каждая команда будет требовать свое. А в связи с этим начнется деление: на чьей вы стороне, кому вы больше подчиняетесь? Причем все эти проблемы пройдут не прямым образом (скажем, одно дело — правительство, а другое — администрация), но будут затронуты «внутренности»: в том числе возникнут вопросы между министрами и между заместителями председателя правительства.
Георгий Сатаров / президент фонда «Индем»:
— У меня вообще ощущение, что новое правительство, если подыскивать к нему адекватные прилагательные, больше всего похоже на временное. Уж больно нефункциональная солянка получается: ни рыбная, ни мясная. Что же касается того, когда замы переругаются, то я думаю, что они уже давно начали это делать — еще до того, как их сделали вице-премьерами. Для чего тогда все делается? Просто Путину нужно провести какое-то время в качестве премьера, как он обещал, чтобы всех успокоить. Из этих соображений он и набирал соратников. Однако вряд ли Путин мыслит свое будущее в качестве премьера или президента. Скорее всего, пока еще не все доделили. Кроме того, необходимо было как-то стабилизировать переходный период, умиротворить бюрократию. А то мало ли чем это может быть чревато, если бюрократия начнет нервничать.
Сергей Собко / зампред комитета Госдумы по промышленности (фракция КПРФ):
— Понятия не имею, ведь меня в их число, к сожалению, не включили. Вот если бы я был заместителем премьера, я бы сказал, когда начну ругаться. Хотя, тем не менее, мне все-таки не кажется, что вице-премьеры так уж сильно между собой пересекаются. Потом Жуков, допустим, достаточно опытный человек, Зубков — то же самое. Поэтому хотелось бы верить, что от проведенной перестановки определенный положительный эффект все же будет. И еще я, наверное, прагматик. Чисто политически можно рассуждать, когда идут выборы. А когда уже пошла конкретная работа, нужно участвовать, конструктивно критиковать, правильные решения поддерживать. То есть это нормальная депутатская работа. И я, например, считаю, что очень важно было бы сформулировать понятие промышленной политики России и поработать над принятием закона о ней. Кроме того, нужно разобраться с законом о техническом регулировании, потому что он никого не касается только на первый взгляд. На самом же деле данный вопрос затронет нас всех.
Источник: gzt.ru