Духовные песнопения: спиричуэл и госпел

Духовные песнопения: спиричуэл и госпел
«Певица, которая стоит на одном уровне с Бесси Смис по вокальной силе и выразительности, — писал автор „Книги Джаза“ Йоахим Берендт, — это не певица блюзов, а госпелс — Махалия Джексон, покинувшая мир в 71 году. Госпелс — это современная форма спиричуэлс, духовных песнопений афроамериканцев. Госпелс более свингующая, более живая и более близкая к джазу форма духовного песнопения, чем старые спиричуэлс, которые более близки к европейской церковной музыке и спиричуэлам белых прихожан девятнадцатого века»
«Певица, которая стоит на одном уровне с Бесси Смис по вокальной силе и выразительности, — писал автор „Книги Джаза“ Йоахим Берендт, — это не певица блюзов, а госпелс — Махалия Джексон, покинувшая мир в 71 году. Госпелс — это современная форма спиричуэлс, духовных песнопений афроамериканцев. Госпелс более свингующая, более живая и более близкая к джазу форма духовного песнопения, чем старые спиричуэлс, которые более близки к европейской церковной музыке и спиричуэлам белых прихожан девятнадцатого века»
Духовные песнопения: спиричуэл и госпел

«Певица
Блюз же — это секулярная, мирская и светская форма спиричуэлов и госпелс. Формулировку эту можно и перевернуть: «Госпелс и спиричуэлс — это религиозные формы блюза». Певица Альберта Хантер говорила: «Для меня блюз, как бы сказать, почти религиозное пение. Блюзы, как спиричуэлы, почти святы. Когда мы поем блюз, он исходит не из сердца, они исходит из суммы всех наших чувств. Певец блюзов Ти-Боун Уолкер вторил Альберте Хантер: „Конечно, блюз пришел и из церкви тоже. Первый раз, когда я услышал буги-вуги на пианино, это был тот самый первый раз, когда я оказался в церкви. То была церковь Святого Духа в Далласе, Техас. Я так думаю, что буги-вуги были чем-то вроде блюза. Да и священник церкви часто проповедовал совершенно в блюзовой манере…. “

«Если вы надумаете зайти в церковь в Гарлеме или в чикагскую на South Side, вы не обнаружите особой разницы в экстатической атмосфере, по сравнению, скажем, с концертом Лайонела Хэмптона. Абсолютно идентичные ритмы, тот же такт, тот же музыкальный свинг и, часто, те же музыкальные инструменты, что и в джазе: саксофоны, электрогитары, ударные и с недавнего времени — клавиши. Посетитель услышит басовые линии буги-вуги, блюзовую структуру и узрит восторженную заведенную толпу прихожан: хлопающих в ритм, пританцовывающих, а иногда и танцующих». Йохаим Берендт.

В наши времена из-за фестивалей, конкурсов, рекламы, TV-show, радиотрансляций, кажется, что джазовых оркестров, комбо, солистов — больше, чем ансамблей госпелс. На самом деле все ровно наоборот, но публике известны только самые разрекламированные. Взять хотя бы епископа Килси из Вашингтона. На некоторых записях слышно, как он проповедует где-то на втором плане, постепенно передвигаясь на первый, переходя с проповеди на пение и занимая в вокальном ансамбле лидирующее место. При этом он вдохновенно импровизирует… Или, к примеру, проповедники и певцы-мастера пения фальцетом. Они переходят с тенора или баса на женское сопрано и продолжают карабкаться все выше. Этот вид пения с давних времен, веков, известен в Африке, как вид мощного взрывного и именно мужского пения. Этот прием перешел из духовных песнопений в блюз и современный джаз (так пёл Эймос Лион Томас), и совершенно не случайно, а, следуя традиции, так поднимались до фальцета Принц и Майкл Джексон. И стоит добавить, что мы легко найдем эту лестницу, ведущую к falsetto в саксофонных одиссеях Джона Колтрейна.

Источник: svobodanews.ru

Добавить комментарий