Новогодний формат ТВ себя исчерпал

Новогодний формат ТВ себя исчерпал
На всех ведущих каналах страны в новогоднюю ночь пели и плясали. На «Первом» — на проводах старого года и на встрече нового, а уже под утро — на «Дискотеке 80-х». «Россия 1» начала музыкальную вакханалию с «Новогоднего парада звезд», продолжила традиционным «Голубым огоньком» и завершила также дискотекой. В ночном эфире НТВ шел «фестиваль хорошей музыки» с выразительным названием «Ээхх, разгуляй!». РЕН ТВ целые сутки крутило «Легенды Ретро FM».

На всех ведущих каналах страны в новогоднюю ночь пели и плясали. На «Первом» — на проводах старого года и на встрече нового, а уже под утро — на «Дискотеке 80-х». «Россия 1» начала музыкальную вакханалию с «Новогоднего парада звезд», продолжила традиционным «Голубым огоньком» и завершила также дискотекой. В ночном эфире НТВ шел «фестиваль хорошей музыки» с выразительным названием «Ээхх, разгуляй!». РЕН ТВ целые сутки крутило «Легенды Ретро FM».

Новогодний формат ТВ себя исчерпал

Список можно продолжить. А затем сделать на его основании вывод: раз уж к новогоднему эфиру телевидение по традиции припасает все самое лучшее, значит, программы популярной музыки остаются самым востребованным жанром на российском ТВ.

Но так ли это?

Лидеры марафона неочевидны

Что касается вечной конкуренции между Первым каналом и «Россией 1» в борьбе за зрителей, собравшихся за праздничным столом, то с точностью назвать победителя пока сложно. В целом по итогам двух дней лидерство вроде бы за «Первым». Но в борьбе между непосредственно новогодними проектами, идущими в районе полуночи, победила «Россия» со своим «Огоньком». Но вот что характерно. Проекты эти уже не имеют таких заоблачных рейтингов, как прежде. По цифрам они немного опережают традиционный праздничный кинопоказ, состоящий в основном из шедевров советского кино.

Конечно, проще всего на основании сказанного было бы сделать вывод о том, что зрителям смертельно надоели одни и те же лица отечественной попсы, из года в год предлагаемые им в качестве ценного новогоднего подарка. Но, во-первых, в эфире звучали мелодии и ритмы не только нашей, но и зарубежной эстрады. А во-вторых, некоторые явления последних лет показывают, что традиционные телевизионные музыкальные форматы исчерпали себя.

Гибель богов

Минувший год ознаменовался уходом из большого эфира двух каналов, по привычке считавшихся главными музыкальными каналами РФ. Сначала в кабельные сети упекли «Муз-ТВ», а на его месте появился развлекательный канал «Ю». А незадолго до праздников о своем закрытии объявил MTV. Управляющая им корпорация «ПрофМедиа» на освободившейся частоте намерена запустить телеканал «Пятница». Его концепция пока не разглашается, но можно не сомневаться, что в ее основу также лягут сугубо развлекательные проекты. Так, уже известно о покупке для него старых выпусков «Большой разницы» и «Прожекторперисхилтон».

А ведь еще 10 лет назад эти два канала считались властителями умов молодого зрителя и непримиримыми конкурентами. У каждого была своя музыкальная премия, свои фанаты.

Традиционно считалось, что основу программной сетки «Муз-ТВ» составляют российские поп-исполнители. Нелишне, кстати, вспомнить, что канал начинал свою историю как политический проект. В преддверии президентских выборов 1996 года отечественные звезды агитировали в его эфире за Бориса Ельцина в рамках кампании «Голосуй или проиграешь!».

MTV же, входящее в состав одноименной всемирной сети, отдавало предпочтение западной музыке и продвинутой оте-чественной. Так, первым российским исполнителем в его эфире стала группа «Мумий Тролль».

Рейтинги у каналов, быстро вошедших в разряд федеральных, в первые годы их вещания были весьма неплохими. Но ближе ко второй половине прошлого десятилетия на MTV и «Муз-ТВ» начали происходить серьезные изменения. Практически одновременно у них сменились владельцы. Новые хозяева не могли не обратить внимания на то, что рейтинги их новоприобретений постепенно падают, а молодежь стремительно уходит на развлекательные СТС и ТНТ. Вывод был сделан простой: зрителю не нужна музыка в телеэфире. Молодым людям вполне достаточно того, что звучит в наушниках их плееров. Видеоклипы же нашли свое место в интернете, да и вообще перестали играть в музыкальной культуре такую важную роль, какую играли всю последнюю четверть прошлого века.

Программная политика MTV и «Муз-ТВ» стала иной. Музыка вообще начала уходить из их эфира, уступая место молодежным сериалам и пикантным шоу, главные принципы которых были позаимствованы у суперуспешного «Дома-2». Появившиеся, скажем, на MTV «Каникулы в Мексике» — то еще зрелище.

В результате этих процессов в последнее время оба канала можно было называть как угодно, но только не музыкальными. И вот результат. MTV прекращает свое существование. А «Муз-ТВ» займет маленькую, но гордую нишу в сегменте платных тематических музыкальных каналов. Да, он действительно вернется к истокам и станет сугубо музыкальным. Но и в новом качестве его ждет жесткая конкуренция. В тематических пакетах телевизионных операторов и без того есть около десятка каналов, посвященных современной музыке всех направлений. Причем и в этой нише российским каналам приходится несладко. Иначе, к примеру, с чего бы это телеканал A-One, гордо именовавший себя «первым альтернативным», сначала перешел с рока на мейнстрим, а потом и вовсе на хип-хоп?!

Иногда они возвращаются

Ну а теперь — о главных каналах. Зададим вопрос: если тенденции в музыкальном телевидении действительно таковы, то с какой это стати Константин Эрнст, очень чутко следящий за процессами на телевизионном рынке, вдруг вернул в эфир «Первого» сразу два музыкальных проекта, давно из него ушедших?

Все первые дни 2013-го на экране появлялось музыкальное игровое шоу «Угадай мелодию» — один из старожилов современного российского ТВ. На протяжении своей долгой истории несколько раз передача уходила из эфира, а потом появлялась вновь. Последний перерыв затянулся на семь лет.

Неужели дела на «Первом», уступающем в гонке за лидерство НТВ, столь плохи, что каналу потребовалась помощь старой гвардии в лице Валдиса Пельша? Со стороны канала звучит уклончивый ответ. Ну, типа, посмотрим, как пойдет. Будет зритель смотреть — оставим. Нет — сочтем возвращение программы «Угадай мелодию» краткосрочной праздничной акцией.

Между тем мнение аудитории разделилось. Кто-то новой встрече рад, кто-то недоумевает: «Хоть что-то новенькое придумали бы! А то те же правила, тот же оркестр. Даже Пельш не поменял эксцентричную манеру ведения, которая у него, 30-летнего, смотрелась органично, а сейчас, когда ему уже 45, как-то не очень».

А еще в эфир «Первого» вернулись «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой, что также вызвало массу толков. Рядовые зрители активно обсуждали на форумах вовсе не то, что Примадонна лично запела после трехлетнего перерыва, а грандиозные метаморфозы, произошедшие в ее внешнем облике вообще и в форме ее ног в частности. Околотелевизионная тусовка же немедленно принялась строить догадки, какими будут последствия примирения Аллы Борисовны и Константина Львовича? Ведь, как «всем известно», первое лицо российского ТВ и королева оте-чественной сцены некогда поссорились, как Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, в результате чего АБ вместе со своим окружением и ушла к конкурентам на «Россию». Что же будет теперь? Вернется ли на «Первый» в качестве ведущего Максим Галкин? Или «Встречи» тоже могут оказаться разовой праздничной акцией?

Ясно одно: ни «Встречи» с их культом Пугачевой, ни «Угадай мелодию» с их незамысловатой интригой не поднимут планку интереса телезрителя к музыкальным жанрам. Да, собственно, такая задача и не ставилась.

Надежда — наш компас земной

Видеоклипы эстрадных певцов исчезли из эфира ведущих каналов как класс. Концерты показывают только на праздники. Но и их зритель смотрит больше по привычке. Так что же, поп-музыке суждено уйти из эфира вовсе, уступив место реалити-шоу и сериалам? Ну, или свестись до минимума: Не обязательно. На Западе-то ситуация иная.

Нужны новые форматы. Не случаен успех «Голоса», который Эрнст намерен повторить осенью наступившего года. Но дело не только в свежих идеях.

Чем ценен тот же «Голос»? Тем, что его итоги не зависят от чьей-то протекции или чьего-то бабла. В отличие от нашей популярной музыки в целом. Она — плоть от плоти государства. Там, где все решается с помощью взяток и коррупционных схем, попса и не может быть иной. Там, где ротацию в эфире определяют не зрители и слушатели, а деньги и связи, другой поп-музыке быть не дано.

Что же, надежды на обновление нет?

Надежда есть всегда.

Источник: trud.ru

Добавить комментарий