Скончалась легенда советского кино, Людмила Марковна Гурченко

Скончалась легенда советского кино, Людмила Марковна Гурченко
Главная актриса страны, Людмила Гурченко скончалась на 76-м году жизни. сообщил ее супруг.

Народная артистка СССР Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. В 1958 году окончила ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), в 1964-1966 годах была актрисой театра «Современник», в 1966-1969 годах – актрисой Госконцерта, а затем работала по договорам.

Главная актриса страны, Людмила Гурченко скончалась на 76-м году жизни. сообщил ее супруг.

Народная артистка СССР Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. В 1958 году окончила ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), в 1964-1966 годах была актрисой театра «Современник», в 1966-1969 годах – актрисой Госконцерта, а затем работала по договорам.

Скончалась легенда советского кино, Людмила Марковна Гурченко

В кино Людмила Гурченко дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды»(1956 год). Второй картиной актрисы стал фильм «Сердце бьется вновь» (1956 год) режиссера Абрама Роома.

В том же 1956 году на экраны вышла музыкальная комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», где Людмила Гурченко сыграла клубного работника Леночку Крылову. Эта роль принесла актрисе необыкновенную популярность. В 1956 году она, будучи студенткой ВГИКа, сыграла в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» клубного работника Леночку Крылову. Непосредственная молодая девушка, исполняющая песню «Пять минут», мгновенно завоевала сердца зрителей, стала кумиром, особенно среди молодежи. Отмечалась естественность и открытость актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийное и эстрадное дарование, неплохие вокальные данные.

В 60-е годы актриса немало снималась, заявив о своих разносторонних способностях. Следом за «Карнавальной ночью» вышла музыкальная комедия «Девушка с гитарой». Затем Людмила Гурченко снималась в мелодраме («Гулящая», 1961), драмах («Балтийское небо», 1961; «Рабочий поселок», 1966), военной драме («Роман и Франческа», 1960), фарсе («Женитьба Бальзаминова», 1965), спортивной комедии («Укротители велосипедов», 1963).

И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы «Старые стены» (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.

В последующее десятилетие Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис. Теперь ее приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. В 1972 году она снялась в фильме «Табачный капитан», в 1973 — «Цирк зажигает огни», на следующий год — в «Соломенной шляпке», в 1975 — в «Небесных ласточках», а еще через год — в картине «Мама».

Ради роли в музыкальном фильме «Мама» Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино». Съемки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. Во время съемок клоун Олег Попов нечаянно сломал ногу актрисе. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью. Помогла многолетняя тренировка и специальные физические упражнения. И актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.

Помимо музыкальных комедий регулярно выходили ее телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы («Песни военных лет» с ее собственной композицией). Гурченко была ярка и неподражаема. Но все это имело и другую сторону — со временем за актрисой закрепился штамп исполнительницы одной роли, что, конечно же, не могло устраивать Людмилу Марковну…

Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа. Она хотела играть драматические роли и добилась своего. Интересными стали ее роли — Рита в мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова» (1982) и официантка Вера Нефедова в лирической комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1983). Эти работы были отмечены призами: «Золотой орел» — «За лучшую женскую роль» — на кинофестивале в Маниле (1982) и ВКФ-83 в Ленинграде. В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран».

Не менее интересны случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли («Полеты во сне и наяву», 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном («Познавая белый свет», 1979). Образ Таи Соломиной в «Сибириаде» (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма — и в эти моменты актриса наиболее убедительна.

А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено еще в «Старых стенах», Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах «Двадцать дней без войны» (1977, роль Ники) и «Пять вечеров» (1979, роль Тамары Васильевны).

Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний «Мое взрослое детство» (1982).

В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала, и актрисе приходилось подходить к ролям более избирательно. Актриса искусно повторяла прежние образы («Прохиндиада-2», 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью («Нелюдь», 1990; «Белые одежды», 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы («Послушай, Феллини!..», 1993) или музыкальный бенефис («Люблю», 1993).

В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле «Недосягаемая», поставленном режиссером Л. Трушкиным по произведению С. Моэма. Здесь ее талант проявился с новой стороны. Она предстала на сцене как бы символом одиночества «женщины средних лет» в «романтическом фарсе».

2000-е годы ознаменовались выходом таких фильмов с участием Людмилы Гурченко, как «Старые клячи» (2000 год), «Женское счастье» (2001 год), «Если завтра в поход…» (2004 год), «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя» (2006 год), телевизионного мюзикла «Двенадцать стульев» (2004 год), телесериала «Взять Тарантину» (2005 год).

Около сорока лет Людмила Гурченко играла в театре.

Награды

Людмила Марковна Гурченко являлась народной артисткой СССР (1983 год).

Была награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000 год) и III степени (2005 год) и Почетным знаком «Общественное признание» (1998 год).

Она дважды была удостоена приза «За лучшую женскую роль» на кинофестивале в Маниле (1982 год, фильм «Любимая женщина механика Гаврилова») и Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1983 год, фильм «Вокзал для двоих»).

Людмила Гурченко была удостоена звания лучшей актрисы за исполнение женской роли в фильме «Бег на месте» на III Международном фестивале комедийных и сатирических фильмов в Габрове, Болгария (1985 год).

О личном

В личной жизни актрисы было достаточно драм и разочарований.

Первым ее мужем был человек непростой судьбы, красавец Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын репрессированного писателя Б. Пильняка и двоюродный брат знаменитого грузинского режиссера Шенгелая. Через три года студенческий брак распался. Гурченко осталась одна. Их дочь Маша не стала связывать свою судьбу с кинематографом, выучившись на медсестру.

Со вторым мужем Иосифом Кобзоном Гурченко также рассталась и впоследствии не любила вспоминать об этом периоде своей жизни. Актриса утверждала, что он у нее теперь вызывает «одно чувство — глубокой иронии». 18 лет длился брак актрисы с Константином Купервейсом, пианистом в эстрадном оркестре под управлением Александра Горбатых.

Со своим последним мужем, Сергеем Сениным Гурченко познакомилась во время съемок фильма «Секс-сказка» по Владимиру Набокову, где он был продюсером. Потом они вновь встретились на съемках фильма «Любовь». Когда съемки завершились, они решили больше не расставаться. Так они и прожили вместе до последних дней актрисы.
Несмотря на свой возраст Людмила Марковна и в последние годы своей жизни регулярно появлялась на экране. Ее называли русской Марлен Дитрих, сравнивали с Любовью Орловой.

О ее внешности ходили легенды. И в 60 и в 70 лет она была изящна и легка. Секрет ее молодости видимо заключался в ее неуемной энергии. Людмила Марковна всегда все хотела получать по максимуму, потому и успела так много.

Фильмография:

1956 Карнавальная ночь 1956 Дорога правды 1956 Сердце бьется вновь 1958 Девушка с гитарой 1960 Пойманный монах 1960 Роман и Франческа 1961 Гулящая 1961 Человек ниоткуда 1963 Укротители велосипедов 1964 Женитьба Бальзаминова 1965 Рабочий поселок 1965 Строится мост 1966 Нет и да 1967 Взорванный ад 1969 Белый взрыв 1970 Дорога на Рюбецаль 1970 Мой добрый папа 1970 Один из нас 1971 Корона российской империи, или снова неуловимые 1971 Тень 1972 Летние сны 1972 Табачный капитан 1972 Цирк зажигает огни 1973 Дача 1973 Дверь без замка 1973 Дети Ванюшина 1973 Открытая книга 1973 Старые стены 1974 Соломенная шляпка 1975 Дневник директора школы 1975 Шаг навстречу 1976 Двадцать дней без войны 1976 Мама 1976 Небесные ласточки 1976 Преступление («Нетерпимость», фильм первый) 1976 Семейная мелодрама 1976 Сентиментальный роман 1977 Вторая попытка Виктора Крохина 1977 Обратная связь 1978 Красавец-мужчина 1978 Острова в океане 1978 Познавая белый свет 1978 Пять вечеров 1978 Сибириада (В 4-х фильмах) 1978 Уходя — уходи 1980 Идеальный муж 1980 Особо важное задание 1981 Любимая женщина механика Гаврилова 1981 Отпуск за свой счет 1982 Вокзал для двоих 1982 Магистраль 1982 Полеты во сне и наяву 1982 Шурочка 1983 Рецепт ее молодости 1984 Аплодисменты, аплодисменты… 1984 Любовь и голуби 1984 Прохиндиада, или бег на месте 1987 Претендент 1988 Дорога в ад 1988 Ожог 1989 А был ли Каротин 1990 Имитатор 1990 Моя морячка — композитор, вокал, актриса 1990 Наша дача 1990 Нелюдь («В раю запрещена охота») 1991 Виват, гардемарины! 1991 Сексказка («Сек-с-казка») 1992 Белые Одежды 1992 Гардемарины-III 1992 Прощальные гастроли 1993 Люблю 1993 Послушай, Феллини!.. 1994 Прохиндиада-2 1996 Четверо — вокал 1997 Старые песни о главном — 2 1998 Мама — вокал 2000 Старые клячи 2001 Женское счастье 2002 Шукшинские рассказы 2004 УВД-2. Во власти (Украина) 2004-2005 Осторожно, Задов! — сериал 2005 Рецепт «Ортопеда» (Россия-Украина) 2005 Горыныч и Виктория 2005 Взять Тарантину 2005 12 стульев (Украина) 2006 Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя 2007 Первый дома 2008 Золотая рыбка 2009 Пестрые сумерки

Источник: irk.aif.ru

Добавить комментарий