Музыка заглянет в Смутное время

Музыка заглянет в Смутное время
Для слушателей старше 16 лет.

Четвертого ноября в День народного единства в Московском Доме музыки камерный оркестр Musica Viva и вокальный ансамбль «Интрада» исполнят первую русскую ораторию Степана Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Ее написал в 1811 году крепостной композитор князя Шереметева Степан Дегтярев. После победы в войне 1812 года оратория стала музыкальным имперским символом единства России.

Для слушателей старше 16 лет.

Четвертого ноября в День народного единства в Московском Доме музыки камерный оркестр Musica Viva и вокальный ансамбль «Интрада» исполнят первую русскую ораторию Степана Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Ее написал в 1811 году крепостной композитор князя Шереметева Степан Дегтярев. После победы в войне 1812 года оратория стала музыкальным имперским символом единства России.

Музыка заглянет в Смутное время

Однако уже с середины XIX века оратория Дегтярева исполнялась лишь фрагментарно, партитура произведения была впервые опубликована в 2006 году — спустя 195 лет после создания. Дирижер Александр Рудин задумал восстановить исторический облик сочинения. Музыка будет звучать на фоне архивных слайдов исторических видов Москвы.

В выставочном зале Федеральных архивов ко Дню народного единства подготовили историко-документальную экспозицию «Преодоление Смуты в России в начале XVII века». Среди экспонатов — письма Лжедмитрия I и Марины Мнишек, грамоты Василия Шуйского, портреты, гравюры, иконы, доспехи и монеты Смутного времени.

В Стокгольме репетируют «Спящую красавицу», премьера назначена на 9 ноября. Знаменитый балет на музыку Чайковского на сцене Королевской оперы с Королевским шведским балетом ставит знаменитый хореограф Марсия Хайде. Уроженка Бразилии когда-то стала первой солисткой Штутгартского балета по приглашению его ведущего балетмейстера Джона Кранко. Уже через год Хайде стала прима-балериной и танцевала во всех главных постановках мэтра.

Ей вообще везло с мастерами — Марсия Хайде работала с такими грандами хореографии, как Кеннет Макмиллан, Морис Бежар и Джон Ноймайер. В своей «Спящей красавице» Хайде впервые лишила злую фею Карабос гендерной персонификации — ее поочередно танцует то мужчина, то женщина. Так Хайде рисует портрет зла вообще.

В Стокгольме к работе Хайде, вероятно, отнесутся с особым интересом, поскольку она возвращает к классической балетной традиции. А в последние годы в Швеции «Спящая красавица» шла в версии хореографа Матса Эка о подсаженной на иглу девушке-наркоманке.

Олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, фигурист Евгений Плющенко отмечает 30-тилетний юбилей. В фигурном катании лучшим считается возраст от 20 до 26, а в тридцать пора думать о завершении спортивной карьеры. Однако Плющенко не раз бросал вызов и врачам, и соперникам, и самому себе. Сейчас он готовится к Олимпиаде в Сочи, поражает судей и поклонников прыжками и каскадами и наводит страх на молодых соперников.

Не случайно свое юбилейное шоу спортсмен назвал «Всего лишь 30». Это будет единственное выступление в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге. Причем на лед Евгений Плющенко выйдет с лучшими мировыми фигуристами, с которыми когда-то по-настоящему сражался за медали. Среди них Стефан Ламбьель, Бриан Жубер и главный соперник Евгения — выдающийся российский фигурист Алексей Ягудин.

На выставке «Золото. Металл богов и царь металлов» раритеты из особой кладовой Исторического музея — памятники истории и культуры двух последних тысячелетий, сделанные из золота. Первый раздел экспозиции — металл богов. Иконы и книги в золотых окладах, церковная утварь, украшенные драгоценными камнями брачные венцы и кресты армянской, грузинской и греческой церквей.

Об иудаизме рассказывают атрибуты для оформления синагоги, об исламе — позолоченные футляры для рукописных сур Корана, о буддизме — божества тибетского пантеона, о китайских верованиях — ценная коллекция золотых амулетов.

Во второй части выставки — золото как «металл царей и символ власти», Уникальные самородки и государственные эталоны веса — золотые гири, медали и кубки, эмалевые на золотой основе портреты Петра I и его наследников; драгоценное оружие и впервые выставленные кубки старейших полков Российской армии.

Третий раздел рассказывает о золоте как о символе богатства и роскоши. И здесь есть все: от античной посуды до ювелирных украшений, начиная с золотых подвесок I века нашей эры и заканчивая золотыми колье с бриллиантами XX столетия.

Под девизом «Сделать современную музыку доступной!» в российской столице в 34-й раз открылся международный фестиваль современной музыки «Московская осень». До начала зимы публике будет представлено множество мировых и российских премьер, ведь главный принцип — исполнение только новых композиций — на фестивале соблюдают неукоснительно.

Российский композитор-авангардист Эдисон Денисов назвал фестиваль «самым прогрессивным явлением композиторской жизни». Именно благодаря «Московской осени» в свое время состоялись премьеры крупных произведений самого Эдисона Денисова и его знаменитых коллег — Альфреда Шнитке и Софии Губайдулиной. В афише этого года 235 произведений — от симфоний и композиций для хора и русских народных инструментов до джаза, электроакустической музыки и мультимедийных проектов.

Для поклонников рок-музыки одним из самых долгожданных событий этой осени станет презентация альбома «Обман зрения» группы «Сплин» 9 ноября. Александр Васильев и его коллектив не выпускали новых пластинок с 2009 года, и склонный к провокациям и мистификациям лидер группы до последнего держал в тайне название 11-го альбома.

В Лондоне в ноябре ожидается премьера «Лебединого озера» на музыку Чайковского. Бывший прославленный танцор и экс-руководитель Королевского балета Энтони Дауэлл (сам когда-то блиставший в роли Зигфрида вместе с Натальей Макаровой) поставил балет на основе хореографии Льва Иванова и Мариуса Петипа. Для западного зрителя «Лебединое озеро» — подлинная классика, из вечно актуальных. Билеты на романтическую постановку знаменитого балета уже раскуплены на месяцы вперед.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий