Новая музыка Чайковского

Новая музыка Чайковского
В Пермском крае во второй раз прошел уникальный для новой российской музыки проект — Академия молодых композиторов в городе Чайковском, ставший в этом году не последним событием на карте мировой музыкальной жизни: в студенты к приглашенным профессорам Марку Андре (Франция) и Клаусу Лангу (Австрия) попросились 110 человек из 39 стран мира.

В Пермском крае во второй раз прошел уникальный для новой российской музыки проект — Академия молодых композиторов в городе Чайковском, ставший в этом году не последним событием на карте мировой музыкальной жизни: в студенты к приглашенным профессорам Марку Андре (Франция) и Клаусу Лангу (Австрия) попросились 110 человек из 39 стран мира.

Новая музыка Чайковского

В чем-то современное композиторское образование сродни современной науке: эффективность достигается не масштабом и величием институций, а мобильностью, готовностью к конкуренции и вовлеченности в международную среду себе подобных. Конечно, консерваторское образование как базовая ступень этому делу способствует (хотя бывает, что и наоборот), но начиная с 1946 года — первых, а теперь уже легендарных дармштадтских летних курсов — форма компактных интенсивов утвердилась как самая эффективная в обучении композиторов. Суть такова: в город N, подальше от столиц, съезжаются отобранные по конкурсу студенты со всего мира, композиторы-преподаватели из числа мэтров (обязательно разные по технике и стилю) и первоклассный ансамбль, готовый к любым причудам начинающих дарований. Пару недель они пекутся в замкнутом пространстве: работают над партитурами, сравнивают и обсуждают, что у кого, тут же репетируют — и в идеале расстаются другими людьми, осознающими, на что они способны и чего им не хватает. Последнее, кстати, относится не только к студентам. В Чайковском Марк Андре признался: «Я сам тут учусь, ведь в среде молодых попадаются большие оригиналы».

Именно такую схему перенесли на российскую почву худрук академии композитор Дмитрий Курляндский, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и председатель Пермского союза композиторов Игорь Машуков. Им повезло не только с красотами местных ландшафтов, но и с людьми: в Чайковском начинание получило поддержку главы местной администрации Сергея Пластинина и Галины Новиковой, ответственной здесь за культуру. Дело не только в том, что академия становится местным брендом, а город — известным далеко за пределами страны. («Представляете, за два года у нас побывало больше иностранцев, чем в соседнем Ижевске за всю его историю. Были даже австралиец и костариканец, не говоря уже о европейцах», — комментировали в городском музучилище.) Важнее то, что в проект вовлекается местная культурная среда. Он не ограничивается территорией пансионата «Изумруд», где живут академисты. Занятия проходят в музыкальных школе и училище, на них волен присутствовать любой — и таковых здесь оказалось немало: учителя краевых музыкальных школ (академия стала частью их факультета повышения квалификации), студенты музучилища, родители с детьми на концертах. Для последних МАСМ придумал особый проект — «Детский альбом Чайковского», где школьники играют номера из него, а музыканты МАСМа — пьесы-парафразы к ним современных композиторов. Наконец, результат академии: 12 премьерных сочинений студентов, созданных в Чайковском, стали программой концертов на Пермском фестивале современной музыки и в Московской филармонии. Во многом жизнеспособность проекта обязана именно такому фидбэку — академия стала для принимающей стороны не только приятным, но и полезным событием.

Трудно сказать, чего в дальнейшем добьются в профессии 12 студентов и 4 стажера академии. Но, по оценке Клауса Ланга, слабых участников он здесь не встретил. И отнесся с иронией к мнению некоторых наших консерваторских профессоров об этом проекте как «развращении авангардом». Он сам профессорствует в консерватории Граца (Австрия) и лишь приветствует желание своих студентов побольше ездить и слушать — не хорошего или плохого, а именно разного. Марк Андре, преподающий в Высшей школе музыки Дрездена, вообще полагает, что для студентов польза от таких академий не узко профессиональная, а «антропологического свойства» — побольше узнавать и сравнивать, искать свое и научиться ошибаться с пользой для себя. На следующий год в Чайковский приедут другие преподаватели, к ним потянутся другие студенты и музыка будет совсем другая. Уникальность проекта как раз в сочетании стабильности его формы и постоянной перелицовки содержания. Подобная идеология в музыкальной образовательной среде у нас в новинку. Но, судя по успехам этой академии, может стать полезной традицией.

Владимир Раннев

Источник: kommersant.ru

Добавить комментарий