Три года назад в России небольшим тиражом вышел сборник так называемых посмертных стихов Владимира Высоцкого «Послесловие». Больше 300 стихотворений были записаны разными людьми якобы под диктовку его фирменного хриплого голоса. До этого почти никто из этих людей не писал стихов. Всё, что диктовал им великий бард, контактёры просто автоматически переносили на бумагу…
Три года назад в России небольшим тиражом вышел сборник так называемых посмертных стихов Владимира Высоцкого «Послесловие». Больше 300 стихотворений были записаны разными людьми якобы под диктовку его фирменного хриплого голоса. До этого почти никто из этих людей не писал стихов. Всё, что диктовал им великий бард, контактёры просто автоматически переносили на бумагу…
Бабушка ЗражевскаяЭта история началась через полгода после смерти Владимира Высоцкого. В ночь с 14 на 15 января 1981 года пожилая москвичка Вера Владимировна Зражевская, чиновница системы профтехобразования, возвращалась поездом Пермь — Москва из командировки, проинспектировав очередное училище. В ту ночь она заперла дверь купе, в котором ехала одна, потушила свет и заснула. Разбудил Веру Владимировну стук. По словам женщины, дверь неожиданно отворилась, загорелся свет и в купе вошёл… Высоцкий с гитарой в руках. «Наконец-то, я тебя нашёл!»— сказал Владимир Семёнович и присел рядом. По словам Зражевской, бард спел ей две незнакомые песни, а потом исчез так же внезапно, как и появился. Но после этого, по словам Зражевской, Высоцкий стал являться ей постоянно. Иногда она видела поэта во сне, когда он просил о помощи, иногда наяву слышала его хриплый голос. «Это могло произойти где угодно, -рассказывала Вера Зражевская. — Сперва я начинала чувствовать какие-то вибрации и шумок, а потом слышала знакомый голос: «Бери карандаш и записывай!». Я записывала, не разбирая смысла слов. Понимала его, только лишь прочитав текст:«Я выбирал людей не тех, не тех, не тех. Искал любви большой не там, не там. Как горек был всегда мой смех, мой смех. Как светлый помысел летел к чертям, к чертям…»По словам Зражевской, в юности она сама писала стихи. И у неё даже остались черновики — они все были испещрены исправлениями. А вот записи стихов Высоцкого, по словам Веры Владимировны, выходили абсолютно чистовые, без единой ошибки и помарки. «Самое удивительное, что при жизни Высоцкого я никогда не была его поклонницей, — рассказывала Вера Зражевская. — Меня раздражал хриплый голос из магнитофона, который слушал мой сын… Почему же именно мне Высоцкий стал диктовать свои стихи? Не знаю…». Больше 200 стихотворений голос Высоцкого, по словам Веры Зражевской, надиктовал ей в течение трёх лет. Потом контакты стали редкими. Последнее стихотворение было продиктовано 25 января 1998 года — в день рождения Высоцкого. В нём говорилось о поэте — Иосифе Бродском: «Мы с Бродским вместе здесь, я далее шагнул…»Как известно, в жизни Высоцкий и Бродский действительно были знакомы, дважды встречались в Нью-Йорке — в 1976 и 1977 годах. При жизни Веры Зражевской удивительные стихи, продиктованные ей свыше, публиковались в журнале «Работница» и газете «Страж Балтики». А после её смерти наследники отдали все рукописи питерскому экстрасенсу Анатолию Мартынову, который в 2008 году издал их отдельной книгой. Загробная лирикаКак выяснилось, Вера Зражевская была не единственным человеком, который слышал голос Высоцкого и записывал под его диктовку стихи. Одним из таких контактёров была, например, болгарка Татьяна Георгиева, которая работала редактором на телевидении в Софии. В отличие от Зражевской, эта женщина сама никогда не писала стихов, да и русский язык знала не очень хорошо. По словам Татьяны, однажды она просто услышала «деликатный, но настойчивый голос поэта», который начал диктовать ей стихи. А она стала автоматически воспроизводить их на бумаге:«Мне от слова «покой» просто пахло покойником. Я понятье «покой» наотрез отрицал. Если день проходил равномерно, спокойненько, Значит не было дня, я считал…»По словам Георгиевой, «Высоцкий тактично исправлял её ошибки, подсказывал, где какой знак препинания поставить, где начинать с новой строки». А когда она жаловалась, что ей трудно писать по-русски, поэт начинал диктовать по-болгарски. Сеансы связи с Высоцким длились в течение года…Имя ещё одного контактёра неизвестно. Сохранилось лишь длинное стихотворение, записанное им якобы под диктовку Высоцкого в июле 1981 года Это такая юмористическая сказка про леших и домовых:«Помню, помер я в очерёдный разОт пронзения души парой чудных глаз. Всё покрыла тьма, сонь дремучая, Будто вжалила гадюка подлючая…»Этот контактёр был секретным физиком. В тот день у него что-то не ладилось на работе, а в голове, по его словам, всё время крутилась известная песня Высоцкого: «Товарищи-учёные, доценты с кандидатами…». Ночью, когда он начал засыпать после тяжёлого дня, физик услышал голос Высоцкого. «И вдруг до меня дошло: я его ОТТУДА слышу! — рассказывал он потом. — Я взял блокнот и ручку и записал его песню…»…Жительница Санкт-Петербурга Виктория в 1994 году тоже проснулась среди ночи и похолодела от страха. Выключенный телевизор работал! На экране мелькали красивые города и пейзажи, а время от времени возникало… улыбающееся лицо Высоцкого! После этого, по словам Виктории, она стала слышать и его голос. Однажды, например, поэт попросил её изменить слова в его знаменитой песне «Если друг оказался вдруг»: «Парня в горы тяни, рискни…». Поэт просил впредь исполнять эту песню так: «Парня к Богу скорей веди, не бросай одного его…». И дальше: «Ты его не брани — веди. Верь, что боги его спасут, о таких запоют…». Говорят, что и сейчас, когда прошло уже больше 30 лет после смерти Высоцкого, люди продолжают слышать его голос. Письма и стихи от контактёров до сих пор получает сын Высоцкого — Никита и бывшая жена поэта — Людмила Абрамова. Все они хранятся сейчас в музее Высоцкого на Таганке.
Источник: rus.ruvr.ru