Год начался с хороших литературных новостей: награду получил наш знаменитый земляк Евгений Лукин, вышла в свет новая книга Юрия Беледина. На фоне современной нелюбви к чтению эти сообщения внушают осторожный оптимизм… Насколько он оправдан, «ИНТЕР» поинтересовался у председателя Волгоградского отделения Союза писателей России Владимира Овчинцева.
Год начался с хороших литературных новостей: награду получил наш знаменитый земляк Евгений Лукин, вышла в свет новая книга Юрия Беледина. На фоне современной нелюбви к чтению эти сообщения внушают осторожный оптимизм… Насколько он оправдан, «ИНТЕР» поинтересовался у председателя Волгоградского отделения Союза писателей России Владимира Овчинцева.
— Владимир Петрович, вы возглавили волгоградскую писательскую организацию еще в 90-е. А в прошлом году она отметила уже свое 90-летие. Получается, что она возникла раньше Союза писателей СССР?
— Да. Царицынская ассоциация пролетарских писателей возникла в 1921 г. А в 1934-м Горький создал Союз писателей СССР. Для чего? Горький понимал, что страна не может жить без ориентиров, духовных лидеров. Горьковский Союз выделил писателей в отдельную группу. Им были обеспечены достойные условия жизни, издав книгу, писатель мог прожить не один год, вынашивая новый замысел, создавая новые произведения. В 90-е годы Союз превратили в обычную общественную организацию. На мой взгляд, это было величайшей ошибкой. Сейчас писатели не могут прожить литературным трудом, они занимаются преподаванием, журналистикой, даже сторожами работают.
— Но появилось огромное количество людей, называющих себя писателями…
— Есть высокая литература, и есть графомания. Сегодня рынок заполнен разовой литературой. Именно такое чтиво-«жвачку» гонят огромными тиражами. Вот пример того, как это делается. Два года назад ко мне пришла женщина, волгоградка, и говорит: «Я не писательница, но я издала в Москве две книги тиражом 650 тысяч». У меня голос пропал: «Как?! Такой огромный тираж!» Оказалось, пошла она на пенсию, делать нечего, написала книжку в духе современных «триллеров-киллеров» и отправила в Москву. Ее одобрили и издали тиражом 300 тысяч, вторую книгу — 350 тысяч. Бумага газетная, листы отрываются, но название броское, в аннотациях автора сравнивают с Марининой и т. д. Гонорар автору — пять тысяч за книгу. На что рассчитывали издатели? На то, что неразборчивый читатель купит ее на вокзале, полистает в дороге, а по приезду выкинет. Весь тираж, конечно, не разойдется, но даже если продадут 20 тысяч, этого хватит, чтобы получить «навар». И они издают это, не думая ни о нравственности, ни о патриотизме, только о том, как получить прибыль. Так вот, эта женщина, поверив в свои силы, берет кредит в Волгограде, издает книгу тысячным тиражом, и никто эту книгу не берет. Потому что нет такой отлаженной системы по раскрутке и продаже, которая существует в Москве… Что же касается настоящего писательского таланта, то это всегда редкое явление, а в наше время — особенно.
— И все же волгоградская писательская организация развивается…
— Да. В то время как многие региональные писательские организации рассыпались, волгоградская сохранила свое лицо, является одной из самых многочисленных в России — 50 человек. За последние пять лет мы издали почти 200 книг, удалось сохранить и журналы: «Отчий край», «Простокваша». Потому что мы ищем диалог с властью. Но я бы посоветовал чиновникам всех уровней чаще общаться с писателями. Сегодня моя задача как председателя дать возможность писателям творить и издаваться. Живя здесь, мы даже не понимаем подчас, какие «глыбы» есть в Волгограде. Борис Екимов — мастер рассказа, которого Солженицын назвал своим преемником. Василий Макеев — один из лучших поэтов России. Евгений Лукин — один из лучших фантастов страны и зарубежья. Певец Дона Евгений Кулькин. И я могу перечислять и перечислять. Я слушаю этих людей с восторгом, потому что их познания, глубина мысли поражают. Это бессребреники, которые творят не для прибыли. Сейчас тираж 500 экземпляров считается нормой, но разве это нормально?!
— А где можно приобрести книги наших талантливых земляков?
— Система распространения книг, к сожалению, утрачена. Раньше этим занималась торговля. Сейчас в волгоградских магазинах книги наших авторов представлены очень скудно. Мы сами формируем библиотечки. Во время поездок на Кавказ, в Севастополь я раздаю книги военнослужащим. Стараемся, чтобы книги волгоградских писателей были в каждой районной библиотеке. В ближайшее время вновь начнет работу книжная лавка при Доме писателей (Волгоград, Центральный район, ул. Краснознаменская, 8).
— Как вы относитесь к электронным книгам?
— Человеку свойственно идти вперед, искать что-то новое. Да, в айпаде может находиться сразу 50 тысяч книг. Но «Тихий Дон», настольную книгу в нашей семье, я не будут читать с экрана. Возможность открыть на любой странице, шелест бумаги… нет, никакое техническое новшество не заменит бумажную книгу. Все написанное создано для книги, а не для Интернета, айпада. И никогда не будет обратного процесса.
— Есть ли возможность у молодого автора профессионально состояться в провинции?
— Безусловно. Об этом свидетельствует то, что волгоградские писатели получают Всероссийские литературные премии. У нас в регионе существует литературная премия «Сталинград». В этом году будем выдвигать на Государственную премию Волгоградской области Николая Милованова — замечательного поэта из Алексеевскою района. Да, в нашей организации в основном люди в возрасте. Но мы заботимся о молодежи, каждый год издаем прозу и поэзию молодых. Работает литературная студия, ранее возглавляемая Василием Макеевым, а ныне Сергеем Васильевым. Существует система конкурсов, позволяющая выявить таланты. И я уверен, что крепкие литературные традиции нашего региона, связанные с именами Маргариты Агашиной, Михаила Луконина, Александра Серафимовича, братьев Николая и Федора Суховых, будут продолжены.
Источник: rus.ruvr.ru