Stadium: Кто, как и зачем открывает в Москве концертный зал на 8500 человек

Stadium: Кто, как и зачем открывает в Москве концертный зал на 8500 человек
АЛЕКСАНДР ЧИСТЯКОВ

владелец Stadium, бизнесмен

Зачем это вам? Выуспешный, состоявший бизнесмен, итут вдруг клуб?

Мыего клубом стараемся неназывать. Это концертная площадка. Когда мысобираем восемь тысяч человек это уже неклуб.

Логично. Ивсе-таки зачем?

АЛЕКСАНДР ЧИСТЯКОВ

владелец Stadium, бизнесмен

Зачем это вам? Выуспешный, состоявший бизнесмен, итут вдруг клуб?

Мыего клубом стараемся неназывать. Это концертная площадка. Когда мысобираем восемь тысяч человек это уже неклуб.

Логично. Ивсе-таки зачем?

Stadium: Кто, как и зачем открывает в Москве концертный зал на 8500 человек

Ясмузыкой никогда связан небыл, нояееочень люблю. Шесть-семь лет назад мыпридумали время отвремени проводить мероприятия для друзей сживым звуком ирок-музыкой. Ноаппетит, как известно, приходит вовремя еды. Все-таки хочется, чтобы была регулярная возможность слушать музыку, которая тебе нравится, вхорошем звуке иобстановке. Раньше был Б1, который для этого более-менее подходил, нотоже были вопросы ипокачеству звука, ипосвету, ипосамой организации пространства. ДаиБ1 закрылся. Уменя идея витала давно, язадавал время отвремени вопросы московским чиновникам, нетли подходящей площадки, нодел-то других много— руки недоходили. АЮра Коник этой задачей был озабочен долгое время, потому что понимал, что Б1 себя изживет рано или поздно.

Почему изживет?

Первая причина иключевая размер. Альтруизмомже никто незанимается. Должна быть определенная экономика. Она образуется при определенном количестве зрителей либо при определенных ценах набилеты. Москва готова платить законцерты много, даже если сЕвропой сравнивать. Нодаже вМоскве есть цена, которая является запретительной для зрителя даже налюбимого артиста. Иэто задает планку. При этом убольшого артиста присутствует нетолько гонорар, ноирайдер, закоторый тоже надо платить организатору. Икогда сGunsnRoses приезжают 48человек и10грузовиков оборудования, экономика срастается сбольшим трудом. При этом очевидно, что между Олимпийским иАреной вМоскве нет площадки Crocus City Hall все-таки другого формата. Асредний уверенный западный артист собирает 5-6 тысяч человек. Keane, например, Arctic Monkeys теже самые. Тоесть это явно неОлимпийский, адля Арены или Б-1 уже дорого. Вот Юра иискал промежуточный формат. Инашлось, мне кажется, очень интересное решение. Наша площадка это цеха, вкоторых раньше обирались ракеты стратегического назначения СС-20 иСС-300. Тоесть они лежали прямо там, где унас танцпол. Иотсюда организация пространства: монументальные сцены, монументальный пол, высокие потолки, большие ворота. Тоесть любой продакшн там можно делать.

Вот высейчас назвали имена Keane, Arctic Monkeys. Да, наверное, они могут такое количество людей собрать. Новедь невозможно привозить группы такого уровня два раза внеделю.

Два раза внеделю, конечно, трудно. Мырассуждаем так. Стой картиной, которая сейчас складывается нарынке, стем спросом набилеты, который есть, мывпринципе себе можем позволить иMetallica. Или похожие большие имена ссоответствующем уровнем гонораров. Просто они будут играть неодин, а, допустим, два концерта. Проблема большинства мегазвезд втом, что уних есть теория, что если они приехали наплощадку на25тысяч человек, товсе ихфанаты попадают туда подешевым билетам. Ноэто очень западная теория. Мызнаем, что билеты наDepeche Mode или Muse вОлимпийский втанцпол стоили 5тысяч рублей. Потому что Олимпийский это безумно дорогой продакшн, очень высокая ставка аренды итак далее. Иунас стакими артистами, как Foo Fighters, Coldplay, Red Hot Chili Peppers возникают сложности впереговорах, потому что они говорят: Мыхотим 20тысяч человек ибольше, так как мыхотим дешевые билеты. НовМоскве это несвязанные вещи. Мыимэто объясняем. Если вернуться квопросу, концепция унас примерно такая: один-два мега-концерта вмесяц. Тоесть имена уровня Стинга, уровня Принца, условно говоря. Мыстараемся, мыведем переговоры, надеемся, что получится. Опятьже, унас свой продакшн, свой звук, свой свет. Барная зона порядка 120 метров спрямой видимостью насцену. Этото, чего нет надругих больших площадках.

Почему, вАрене тоже самое.

Да, нотам зал натри споловиной тысячи. Тутже простой расчет. Если народу много, толкучка, тебя зажали иуже недобара. Адля нас идеальная ситуация это когда приходит шесть споловиной-семь тысяч человек, изрители могут спокойно передвигаться. Этото, что мывидим назападных концертах. Точто меня там всегда поражает, этичность, которая независит отколичества людей. Унас, увы, уровень толерантности итерпимости несколько другой. Наша задача создать пространство, куда человек захочет прийти нетолько наконцерт любимого артиста, аеще ипотому, что там комфортно иинтересно… Например, явБ1 ходил даже наконцерт достаточно странной для меня группы Erasure. Явовсе непоклонник того коллектива, ноиграли там впятницу, имысдрузьями решили непросто домой поехать или вресторане посидеть, асходить наконцерт. Потому что обстановка комфортная икэтому располагает.

НувывВИП-зону все-таки ходили, ядумаю.

Да. Новсе равно. Мыэтого хотим добиться для любого класса обслуживания, как говорят вавиакомпаниях.

Ачто будет еще вStadium происходить, если мегаконцертов один-два вмесяц?

Наши российские артисты запоследний год вышли наочень хороший уровень. Ивсвязи стем, что есть спрос, многие очень подняли уровень живого продакшна. Это уже системная история. Неодна группа ДДТ, аимногие другие сильно подняли планку. Мысчитаем, что можем поддержать наших артистов. Расширить ихаудиторию. Многие уже дают подва концерта подряд втойже Арене или вMilk Земфира, Ленинград, Noize MC. Унас приличное количество артистов, которые могут собирать оттрех тысяч ибольше. 15-20 имен наберется точно. При этом важно, что унас 150 киловатт звука, абсолютно международный (райдерный) уровень акустики, звук сбалансирован влюбой точке зала. Аглавное, что мыможем предложить нашим артистам, очень хорошую световую поддержку— более 700 кВт самого современного оборудования. Даже тот, укого это впрограмме изначально незаложено, сможет унас сделать свое шоу нанесколько ином уровне. Уменя, вовсяком случае, есть ощущение, что унас многие живые концерты страдают ототсутствия качественного света. Если смотреть канал Россия тотам круглый год новогодние елки. Авесь мир живет вдинамическом свете. Иунас такая возможность будет. Это если говорить ороссийских иукраинских артистах. Существуют еще очень хорошие западные группы среднего уровня. Имыможем позволить себе расширить ихсписок ипоэкспериментировать.

Это какие группы, например?

Dead Can Dance, 3Doors Down, Баста Раймс. Вот такого плана. Ихуровень гонорара таков, что когда они приезжают вклуб, клуб награни. Амыпри сборах в3-4 тысячи человек укладываемся вэкономику даеще можем какие-то дополнительные услуги предоставлять. Имыхотим приглашать тех, кого приглашать боятся, потому что неуверены пройдет, непройдет. Тотже Баста Раймс нафестиваль приезжал асольно? Или MyChemical Romance. Когда-то ихконцерт неочень удачно прошел вМоскве, асейчас это эмо-группа номер один вмире. Иясчитаю, свои 5-6 тысяч они точно могут собрать. Кто еще… Ну, The Cure, понятно, иОлимпийский соберут. Есть группы типа The Ting Tings, The Pierces, уже более сложные имена.

Неужели выдумаете, что The Ting Tings могут собрать несколько тысяч человек?

Неуверен. Нухорошо. Вот Адель таже самая. Олимпийский точно нет. Уровень гонораров унее уже высокий. Для клуба это слишком дорого. Тоесть намой личный взгляд, Адель сделала вэтом году лучший альбом вообще. Нособеретли она 15тысяч здесь? Думаю, что нет. А6-7 тысяч? Думаю, чтода. Правда иКрокус тоже может быть еёплощадкой.

Хорошо. Аестьли уStadium формат? Грубо говоря, увас может выступить Стас Михайлов?

Никогда. Вот это однозначно. Ясказал сразу: нипри каких обстоятельствах унас никогда небудет шансона. Это просто позиция. Поп может быть, металл может быть, ашансон… Явсе-таки считаю, что надо идти вперед. Ашансон это откат назад. Иктомуже, наша площадка обязана иметь имидж. Имыхотим, чтобы этот имидж заключался втом, что унас играет хорошая музыка. При этом мыпланируем делать танцевальные акции, если классические музыканты захотят давать унас концерты мыможем сделать хорошую театральную рассадку до3700человек. Это вообще удобный зал практически для чего угодно. Унас нет формата, нохотелосьбы, чтобы был вкус. Это коммерческий проект, ноесть некие житейские взгляды поповоду шансона, например, которые мысебе можем позволить.

Акакой-то просветительский пафос выподразумеваете?

Мыхотим продвигать молодые коллективы. Янадеюсь, что наши отношения сзападными артистами позволят нам договариваться так, чтобы интересные российские коллективы уних выступали наразогреве. Есть даже идеи фестивалей, когда восновном будут выступать молодые ивконце какой-то западный или российский хедлайнер. Причем это касается всех стилей: рок-музыки, рэпа итак далее.

Увас есть какая-нибудь мечта относительно площадки? Нувот вылично когобы хотели наней увидеть?

Яхотел открыться либо Coldplay, либо Red Hot Chili Peppers. Неполучилось. Номывсе равно будем ставить перед собой задачу привозитьто, что называется mega acts, иэту задачу решать.

Асами вычто слушаете? Вэтом году какие увас любимые записи, например?

Явсе-таки человек рока, наверное. Причем слушать больше люблю британцев, авживую смотреть американцев. Наверное, скоро будет плохим тоном говорить, что мне нравится группа Muse, номне она нравится непоследние альбомы, астарые, сболее жестким звуком. Вэтом году, ясчитаю, Arctic Monkeys очень хорошую сделали пластинку. Если опоп-музыке говорить, тоуАдель очень сильный альбом. Средний альбом уKasabian, ноесть пара песен хороших. Coldplay, ясчитаю, несколько опозорились. Мне нравитсято, что сделали Red Hot Chili Peppers, хотя ихсейчас плохо воспринимают, потому что они стиль поменяли частично. УThe Kills очень сильная запись. Есть одна очень неплохая новая группа, которую унас плохо знают, Young The Giant. Они добавили вэтот английский стиль смотреть впол ипеть опроблемах американского драйва. Очень интересные парни. Хороший альбом уНоэла Галлахера вотличие как мне кажется отBeady Eye его брата.

Есть еще один вопрос, который мне недает покоя. Почему открываются все время большие площадки, асредних размеров клубов вгороде наперечет, если невообще один?

Экономические причины, только иисключительно. Любой концерт это все время новый формат. Увас немогут быть все группы водном итомже формате. Иесли увас клуб, все время получается переформатирование. Аесли использовать какие-то клише, потеряешь другую аудиторию. Потом, живой звук это дорогая история. Аеще… все сетуют, что мало артистов выступают вживую. Ново-первых, где имвыступать? Вомногих городах банально негде. Аво-вторых, унасже люди приходят наконцерт непослушать, апосмотреть. Ауслышать они хотятто, что слышали напластинке. Итыхоть вывернись исделай интересную живую аранжировку все равно восемьдесят процентов посетителей хотят слушать пластинку. Янекритикую вкусы аудитории, нонадеюсь, что мыпотихонечку этот рынок сможем переформатировать. Потому что мое личное мнение состоит втом, что тамузыка, которую показывают потелевизору иставят нарадио, запоследние три года деградировала радикально.

Разве раньше лучше было?

Раньше было ощущение какого-то прогресса. Атеперь нупосмотрите: вернулись Руки вверх, Ласковый май, появились Стас Михайлов, Елена Ваенга. Кто доминирует вэфирах, посмотрите. Небыло доэтого такого! Уних были свои форматы, своя аудитория, носейчас-то они вэфирах основных станций иканалов. Наверное, наэто есть спрос. Нонам, слава богу, пока кататься порегионам ненадо, нам хотелосьбы вМоскве позиционироваться авМоскве все-таки есть спрос инамногое другое.

Когда забиваешь ваше имя вЯндекс, первым делом выскакивает информация, что вымуж Глюкозы. Увас нет опасений, что это как-то скажется нарепутации Stadium? Что будут писать муж Глюкозы открыл клуб?

Нуичто? Во-первых, ялюблю свою жену. Во-вторых, явцелом икжизни, иксебе отношусь сюмором. Янехочу изсебя делать бизнес-идола какого-то. Потому изанимаюсь, чем занимаюсь. Пусть пишут. Я, честно говоря, редко слушаю музыку своей жены иона это знает. Мне нравится, как она выступает наконцертах, нодиск вмашине яврядли включу. Уменя несколько другие музыкальные вкусы. Ноэто совершенно немешает нам сней близко общаться. Аесли говорить применительно кнашему проекту… Когда была недавно презентация нового альбома Глюкозы, мне Юра как раз сказал мол, надо, чтобы она унас выступила, соберем несколько тысяч человек. Яответил: Юра, если тыуверен втом, что она может собрать больше 3000 человек вМоскве, тоона наш артист. Теперь все отнего зависит. Репертуар витоге определяетон, как человек, который провел больше 8000 живых концертов вМоскве. Яже уже говорил, что альтруизмом мызаниматься нехотим.

ЮРИЙ КОНИК

управляющий партнер; в прошлом занимался Бункером, Б2 и Б1

Зачем городу еще одна большая концертная площадка?

Когда мы открыли Б1, мы где-то через месяц поняли, что формат на 3 тысячи человек большая экономическая ошибка. Тут получается такая вилка: если артист может собрать три тысячи или больше, он стоит дорого и билеты стоит дорого. А если это артист, который не собирает, то он не собирает. И я это понял даже не после неудачных концертов, а после Чака Берри, когда был биток. Мы сразу стали искать новую площадку. Нашли МДМ и потеряли там года полтора. У здания длинная история полукриминальная, и она до сих пор, как выяснилось, продолжается ничего не получилось. Дальше я прошерстил всю Москву и пришел к выводу, что помещений нет. Но нашел это помещение, которое годилось наполовину. Нам фактически пришлось все снести и построить новое здание.

Подождите, но если у площадок на 3 тысячи человек такая странная экономика, почему же они не закрываются?

Закрываются. Б1 же закрылся. Закрыли пожарные, но мы к этому были готовы и все равно собирались сами закрываться. Потом А2 открылся но трех подобных площадок город не терпит, Арена съела сама себя. Как бы кто ни надувал щеки, я прекрасно понимаю экономику этих заведений. Она близка к нулю. В декабре хорошие заработки на корпоративах, а потом за лето это все съедается. Наших российских артистов, которые могут собрать зал, их 12 штук всего. Они у нас будут, естественно. И будут западные. Будут повторяться успешные западные артисты, которые были в Б1, но теперь мы сможем делать билеты чуть дешевле. И сможем возить тех, кого сюда никто не возил, потому что для Олимпийского они малы, а для Арены и Milk велики.

То есть западных артистов будет больше?

Я думаю, примерно поровну.

Как же поровну, если русских всего 12 штук?

Зато их можно ставить 2-3 раза в год. На наших же артистов уже ходят не музыку слушать, а просто время провести. Потому что в сотый раз на Гарика Сукачева, при всем уважении, можно пойти только чтобы выпить и хорошо провести время. Это не откровение в жизни. А что касается западных артистов вот мы подтвердили Kasabian 8 марта. Их в России не было, и не просто так. На Олимпийский их никто не брал, а Арена бы их не потянула.

А кто еще из западных?

Огромное разнообразие. Вот в первый же месяц будет Мальмстим. Он был в Москве много раз, новизны никакой. Но я решил проверить для себя одну вещь насколько эластичен спрос. Куча же споров между промоутерами важно ли, дорогие билеты или дешевые? Как отразится на количестве публики, если билет будет стоить не 2200, а 1800. И никто никогда не имел возможности это проверить. А я могу себе позволить. Несколько месяцев до тех пор, пока инвестор не задаст мне главный вопрос, я могу поэкспериментировать. (Смеется.) Вот у нас в первый же месяц будут UB40. Тоже интересная штука может никто не прийти, а может быть полный зал. Зуккеро то же самое, угадайка. Потом у нас Kasabian, Judas Priest, и так далее, и так далее. Плюс наши Океан Эльзы, Ленинград.

Я у вашего инвестора спрашивал про Стаса Михайлова, и он сказал, что его у вас не будет никогда.

У нас с ним есть две генеральные договоренности. Первая это бизнес, и при всей его любви к музыке этот бизнес должен зарабатывать ему деньги. Вторая именно Стаса Михайлова там никогда не будет. Но это не маргинальный рок-клуб. Это вообще не клуб. Мы будем выходить за рамки формата обязательно может быть и рок, и поп-рок, и хороший поп. Не будет плохого опять же, по бизнес-соображениям. Хотя, конечно, практика опровергает ходят с удовольствием и на плохое… Ну неважно. Будет развитие формата, можно же сделать и сидячий зал, со столами, сделать хороший джазовый концерт.

То есть вся эта история с ценами билетов в Б1 действительно была связана с экономикой? Все же очень ругались.

Да, экономика чистой воды. Вот артист Сил. Он нам обошелся в 250 тысяч долларов, вместе с рекламной кампанией, с местными расходами в триста. То есть это 9 миллионов рублей, как ни крути. Билеты мы продавали по 2700. В итоге заработали порядка 500 тысяч рублей. Да, конечно, мы были родоначальниками больших цен. Но это была объективная ситуация. Просто такой артист не должен выступать в трехтысячном зале.

Для вас Stadium это про бизнес или про меломанские амбиции какие-то?

Бизнес, конечно. Нет, конечно, я еще и архитектор, и в этом себя реализую. Но это бизнес про который я знаю больше всех в Москве точно. Столько клубов сделал и Бункер, и Б2, и Б1. И Б1-то свою пользу принес. Проторил дорогу, по которой потом другие пошли. Stadium это очередная ступень, к тому же я теперь лучше понимаю, откуда ноги растут, у меня больше опыта. Я перестал быть таким уж оптимистом. Скажем, когда на открытии Б1 выступали Sisters of Mercy, у меня был шок. Я был уверен, что будет 3000 человек. А продали 500 билетов.

То есть меломанские амбиции…

Нет, нет их. Я-то застрял на Deep Purple и Led Zeppelin. Мне уже полтинник, слава богу, и я слушаю вот все это. Для меня сейчас очень мало интересного происходит. Но это большая удача для бизнеса, что я лох в современной музыке. Потому что если кого-то знаю я значит, их знают вообще все. Для бизнеса быть меломаном это ужасно. Вот Артемий Кивович Троицкий про музыку, кажется, знает вообще все. Но он мне предлагал таких артистов, про которых я понимал, что на концерте будут он, звукооператор, артисты на сцене и все. Я себе этого позволить не могу, у меня персонал 300 человек, надо аренду платить. И зарабатывать надо уже, сколько можно-то. Б1 в итоге ничего, кроме долгов, не принес. У него были и хорошие времена но по долгам я до сих пор расплачиваюсь.

Stadium откроется в феврале по адресу Ленинградский проспект, 80/17 (рядом с метро Сокол). 16 февраля там выступят UB40, 8 марта Kasabian, 18 апреля Judas Priest, 10 июля Kaiser Chiefs. Из русских артистов в первые месяцы выступят Каста, Ленинград, Нойз МС и другие

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий