Деньги из воздуха

Число музыкальных фестивалей под открытым небом растет с каждым годом. В этом сегменте шоу-бизнеса есть бренды, которые собирают десятки тысяч поклонников ежегодно. РБК daily пообщалась с организаторами опен-эйров в России и выяснила, удается ли им заработать, как складываются отношения с властью и спонсорами и чего они ждут от этого рынка в ближайшие пять лет.

Государство им поможет

Число музыкальных фестивалей под открытым небом растет с каждым годом. В этом сегменте шоу-бизнеса есть бренды, которые собирают десятки тысяч поклонников ежегодно. РБК daily пообщалась с организаторами опен-эйров в России и выяснила, удается ли им заработать, как складываются отношения с властью и спонсорами и чего они ждут от этого рынка в ближайшие пять лет.

Государство им поможет

Классифицировать музыкальные опен-эйры можно не только по жанру — авторская песня, рок, панк, этно, техно, джаз и так далее, иногда все вперемешку, но по способу финансирования: частные или с госучастием. «Кому-то сложно просить деньги у государства, кому-то — наоборот. У нас даже нет позиции коммерческого директора», — рассказывает Сергей Миров, генеральный продюсер фестиваля «Сотворение мира», деньги на который дают не только региональные власти, но и Кремль. Президент «Сотворения мира» Андрей Макаревич замолвил за него словечко перед Дмитрием Медведевым на встрече главы государства с рок-музыкантами в 2010 году. С тех пор у фестиваля не было особых проблем с финансированием.

Правда, переезд из Казани, где перед Универсиадой затеяли реконструкцию главной площади, в Пермь все же вынудил организаторов подзатянуть пояса. «Билет на поезд из Москвы до Казани стоит 1,5 тыс. руб., а до Перми придется лететь — это 5—20 тыс. руб. Плюс транспортировка оборудования, сцены…» — подсчитывает рост себестоимости г-н Миров. Чтобы уложиться в бюджет, организаторам пришлось сократить количество приглашенных артистов.

Другой дотационный фестиваль — «Рок над Волгой». Его организаторами являются правительство Самарской области и концертное агентство NCA, а идея принадлежит «главному идеологу и организатору мероприятия, члену Совета Федерации Сергею Мамедову», указано на сайте мероприятия. Так как «празднование по традиции состоится в День России», у организаторов не нашлось времени ответить на вопросы РБК daily. Из пары обрывочных фраз, брошенных на ходу, все же можно было понять, что деньги на фестиваль дает в основном область, и делается все это не для заработка, а за идею.

«Это инвестиции в культуру, — считает г-н Миров. — Во всем мире спонсорами фестиваля являются алкоголь и сигареты, но мы сразу же решили, что будем поддерживать здоровый образ жизни».

От пивных инвестиций отказываются не только опен-эйры с госфинансированием. Kubana, который пока не до конца утвердил список спонсоров, старается не привечать у себя пенный напиток. «Мы не запрещаем алкоголь, но и не проводим его красной линией через весь фестиваль. У нас же тут море, это просто опасно», — объясняет свою позицию продюсер Kubana Илья Островский. Компромиссный вариант нашли организаторы «Дикой мяты» (World music fest): спонсор вроде пивной — «Очаково», но продавали на фестивале безалкогольную продукцию (квас, безалкогольный мохито).

Финансовые пропорции

«Дикая мята», которая состоялась в первые выходные лета в Калужской области, обошлась организаторам в 15 млн руб. «Мы еще до конца не свели бухгалтерию, но уже можно сказать, что отбились. За три дня через фестиваль прошли около 20 тыс. зрителей», — рассказывает глава опен-эйра Андрей Клюкин. По его словам, создание фестиваля на две трети состоит из спонсорских денег, еще на одну треть — из собственных средств организаторов. Прибыль формируется от продажи билетов и процента от торговли на мероприятии.

«Сотворению мира» в те же 15 млн руб. и даже больше обходится только техническая сторона процесса — строительство сцены, аренда оборудования, охрана и т.п. Сумму затрат на гонорары артистам г-н Миров раскрывать не стал. «Как правило, любой фестиваль начинает окупаться не с первого года», — подсчитал Илья Островский. По его словам, бюджет Kubana на 30% состоит из спонсорских средств и 70% приходится на продажу билетов.

Самое сложное в поиске спонсоров — пробиться к ним через рекламные агентства, считает Андрей Клюкин. «Агентства работают по накатанной схеме — наружку разместить, ролик на ТВ и тому подобное. А тут мы со своим фестивалем. С нами сложно, надо включиться в работу, придумывать что-то оригинальное», — говорит он. По его словам, большую часть контрактов удавалось заключить только после знакомства непосредственно с представителями и руководителями компаний.

Спонсоры пока еще не привыкли к такому формату сотрудничества, соглашается президент международного фестиваля «Усадьба Jazz» Мария Семушкина. «Фестиваль — это очень удачный момент для продвижения своего продукта. У нас обеспеченная публика, они понимают толк в качестве, раз выбирают такую музыку. К тому же они на отдыхе, у всех хорошее настроение», — объясняет она. По ее словам, при самом благоприятном стечении обстоятельств рентабельность фестиваля достигала 30%. Этот год стал крайне неудачным: в Москве подкачала погода, но надежда на Питер. «Это очень нестабильный бизнес, погода — один из главных факторов риска», — отмечает г-жа Семушкина.

Наряду с флагманами фестивального движения появляются и новые, совсем небольшие в масштабах страны опен-эйры. Например, Fete de la musique в Воронеже обходится организаторам всего в 1 млн руб. Заработать в прошлом году, когда фестиваль состоялся впервые, не удалось — зафиксировали убыток в 20 тыс. руб. «Большая часть услуг оказывается по бартеру, хедлайнеров из Франции к нам привезет посольство, гонораров мы не платим», — описывает схему бизнеса региональный руководитель Fete de la musique Дмитрий Постолатьев. Сам этот фестиваль — полная калька одноименного европейского проекта. В Воронеже в этом году будет работать всего три сцены, а в Берлине в прошлом году их было почти сто — от совсем маленьких площадок до очень больших.

Дорасти до Европы

«То, что мы делаем сейчас на „Усадьбе Jazz“, по всей Европе происходило в 1940—1950-х годах, когда зарождались джазовые фестивали. Главное для нас — прийти к тому, чтобы, как во многих европейских городах, такие фестивали стали имиджем города, поддерживались бы государством», — подчеркивает Мария Семушкина.

Все собеседники РБК daily сходятся на том, что фестивальная культура в России пока еще в зачаточном состоянии. В Европе, говорят они, каждые выходные по опен-эйру, и посетителей там в разы больше, чем в России. «Мы привозим неформатную музыку», — в один голос повторяют организаторы «Дикой мяты», «Усадьбы Jazz» и Kubana. Пока основное эфирное время на радиостанциях и по ТВ занимают поп-музыка и шансон, аудитория другого формата будет расти достаточно медленно.

С другой стороны, все упирается в экономику. «В среднем посетитель Kubana, если он не из Краснодарского края, тратит на фестивале от 15 тыс. руб., при самом экономном варианте проживания и трансфера. В целом это сопоставимо с отдыхом в Турции», — считает Илья Островский. Со всей страны на опен-эйр на Таманском полуострове приезжают около 40 тыс. гостей, некоторые копят на эту поездку весь год, добавляет он.

Чтобы не надоесть своим посетителям, каждый год фестиваль должен меняться. Тренд этого года — западные звезды. Без их участия не обходится практически ни один большой опен-эйр. Кто-то приглашает их, чтобы не уступить конкурентам. Для кого-то это реализация давней мечты. «В нашем формате сложно заполнить программу двух дней только российскими музыкантами. Музыкантов высокого уровня, играющих в формате джаз, фанк, easy lounge, в России не так много», — говорит Мария Семушкина. По ее словам, ставить в программу иностранцев необходимо еще и потому, что это делает фестиваль частью мирового культурного пространства.

Западные музыканты обходятся фестивалю дороже, чем российские. «Для наших коллективов это не только заработок, но и пиар. Для зарубежных коллективов этот фактор не имеет особого значения», — считает Андрей Клюкин.

Как видно на карте (см. рисунок), еще не все регионы России могут похвастаться собственным сколько-нибудь масштабным опен-эйром, так что просторы для роста этого сегмента шоу-бизнеса огромны. «Мы планируем идти дальше и провести „Усадьбу Jazz“ в крупных городах России. В этом году мы не смогли найти спонсоров, но работа продолжается. Мы уверены, что сделаем это, так как в этих городах фестиваль очень нужен, он даст массу позитивных импульсов», — делится планами Мария Семушкина. «Думаю, фестивалей будет становиться больше, но выживут сильнейшие. Помимо того, что это весело и интересно, это еще и тяжелая работа, надо быть терпеливыми и настойчивыми», — резюмирует Илья Островский.

Источник: rbcdaily.ru

Добавить комментарий