Имя модерниста Федора Шехтеля вписали в историю

Имя модерниста Федора Шехтеля вписали в историю
В серии «Архитектурное наследие России» издана книга о знаменитом зодчем Фёдоре Шехтеле. Российский архитектор, живописец, график рубежа XIX-XX века работал в стиле модерн. Он — автор зданий МХАТа, Политехнического музея, Ярославского вокзала, кинотеатра «Художественный». Правнучки Фёдора Шехтеля как семейный фотоальбом рассматривают книгу, посвященную их великому предку. Спорят — кто из потомков архитектора больше на него похож. Марьяна Владимировна говорит: ее отец — заслуженный артист России Вадим Тонков, больше известный в Советском Союзе как Вероника Маврикиевна, участник знаменитого эстрадного дуэта «бабушек». «Удивительное сходство! — считает правнучка Федора Шехтеля Марьяна Бачко. — И когда было столетие Шехтеля, отмечалось это в Доме архитектора, папа раздевался, в раздевалке висели афиши с этой фотографией, все говорили: „Живой Шехтель пошел!“ Кира Сергеевна кузине возражает: „Нет, вылитый Шехтель — мой сын“. Фёдор Ращевский пошел по стопам прапрадеда. Работает по шехтелевским принципам, которые за 130 лет нисколько не устарели. „Вы никогда не поймете снаружи — что внутри, — рассуждает он. — И, находясь внутри, вы никогда не поймете — в каком месте фасада находитесь. Это совсем другой принцип. Не проектирование такое архаичное: вы рисуете красивый фасад, у вас там ордер, цоколь, за этим анфилада комнат. А вот ему было интересно играть с этими кубиками“. Потомок влиятельных немецких торговцев Франц-Альберт (по-русски Фёдор Осипович) Шехтель учился с Исааком Левитаном, оформлял спектакли и иллюстрировал сатирический журнал „Будильник“, в котором печатался его друг Антон Чехов. В конце 1880-х начал проектировать дома для богатейших людей того времени. Особняк банкиров Рябушинских на Малой Никитской — дом-загадка. С улицы не сразу поймешь — сколько в нем этажей. Все окна разной формы, внутри — лестница, в которой, как говорят специалисты, „выплеснулся весь модерн“. В 30-е, после возвращения из Италии, здесь поселился Максим Горький. Писатель, рассказывают, дом ненавидел. Известен случай: один из гостей поднял тост за хозяина дома, Горький грубо перебил. „Я — не хозяин. Хозяин — Моссовет!“ — заявил он, после чего встал и вышел из комнаты. Правнучки Федора Шехтеля думают, что пролетарскому писателю неуютно было среди этой буржуазной роскоши. „Архитектура Шехтеля вся сюжетная, — отмечает Марьяна Бачко. — Вот в каждом доме есть сюжет: в каком-то — сказка, в каком-то — рассказ, романс. Но это придает человеку возможность фантазировать, размышлять“. Похожий на замок особняк на Садовой-Черногрязской — заказ железнодорожных магнатов фон Дервизов. Интерьеры здания сегодня можно увидеть разве что в книге, что хранится за глухим забором Института экспериментальной медицины, куда посторонним вход воспрещен. А особняк с башенкой в Ермолаевском переулке в 1896-м Шехтель построил для себя. Сейчас в здании — посольство Уругвая. „Любимый цветок прабабушки — ирис — здесь изображен, — замечает Кира Лазарева. — Он стал символом модерна“. Позже Шехтель с женой и тремя детьми переселился на Большую Садовую. Построил дом попросторнее и попрактичнее. На Большую Садовую в гости к Шехтелю захаживал Маяковский, художники Ларионов и Гончарова. Они были друзьями детей архитектора. Специально для молодежи Фёдор Шехтель обустроил площадку на крыше. Футуристы и авангардисты любили там собираться. Здесь он и жил до 17-го года. Проектировал во флигеле-мастерской, преподавал, участвовал в выставках. Во время революции его настойчиво звали в Швецию и Францию. Но он остался. „Моя родина — Россия, и я приму все, что принимает она“, — сказал архитектор. И потерял все — мастерскую, заказчиков, собственный дом. Ему пришлось переехать к дочери в коммунальную квартиру. Его проекты отклонялись один за другим: модернистские красоты не отвечают требованиям революционного времени, говорили чиновники. „Он после революции построил только павильон для выставки в Таджикистане и постамент памятника Островскому у Малого театра“, — сообщает искусствовед Евгения Кириченко.
В серии «Архитектурное наследие России» издана книга о знаменитом зодчем Фёдоре Шехтеле. Российский архитектор, живописец, график рубежа XIX-XX века работал в стиле модерн. Он — автор зданий МХАТа, Политехнического музея, Ярославского вокзала, кинотеатра «Художественный». Правнучки Фёдора Шехтеля как семейный фотоальбом рассматривают книгу, посвященную их великому предку. Спорят — кто из потомков архитектора больше на него похож. Марьяна Владимировна говорит: ее отец — заслуженный артист России Вадим Тонков, больше известный в Советском Союзе как Вероника Маврикиевна, участник знаменитого эстрадного дуэта «бабушек». «Удивительное сходство! — считает правнучка Федора Шехтеля Марьяна Бачко. — И когда было столетие Шехтеля, отмечалось это в Доме архитектора, папа раздевался, в раздевалке висели афиши с этой фотографией, все говорили: „Живой Шехтель пошел!“ Кира Сергеевна кузине возражает: „Нет, вылитый Шехтель — мой сын“. Фёдор Ращевский пошел по стопам прапрадеда. Работает по шехтелевским принципам, которые за 130 лет нисколько не устарели. „Вы никогда не поймете снаружи — что внутри, — рассуждает он. — И, находясь внутри, вы никогда не поймете — в каком месте фасада находитесь. Это совсем другой принцип. Не проектирование такое архаичное: вы рисуете красивый фасад, у вас там ордер, цоколь, за этим анфилада комнат. А вот ему было интересно играть с этими кубиками“. Потомок влиятельных немецких торговцев Франц-Альберт (по-русски Фёдор Осипович) Шехтель учился с Исааком Левитаном, оформлял спектакли и иллюстрировал сатирический журнал „Будильник“, в котором печатался его друг Антон Чехов. В конце 1880-х начал проектировать дома для богатейших людей того времени. Особняк банкиров Рябушинских на Малой Никитской — дом-загадка. С улицы не сразу поймешь — сколько в нем этажей. Все окна разной формы, внутри — лестница, в которой, как говорят специалисты, „выплеснулся весь модерн“. В 30-е, после возвращения из Италии, здесь поселился Максим Горький. Писатель, рассказывают, дом ненавидел. Известен случай: один из гостей поднял тост за хозяина дома, Горький грубо перебил. „Я — не хозяин. Хозяин — Моссовет!“ — заявил он, после чего встал и вышел из комнаты. Правнучки Федора Шехтеля думают, что пролетарскому писателю неуютно было среди этой буржуазной роскоши. „Архитектура Шехтеля вся сюжетная, — отмечает Марьяна Бачко. — Вот в каждом доме есть сюжет: в каком-то — сказка, в каком-то — рассказ, романс. Но это придает человеку возможность фантазировать, размышлять“. Похожий на замок особняк на Садовой-Черногрязской — заказ железнодорожных магнатов фон Дервизов. Интерьеры здания сегодня можно увидеть разве что в книге, что хранится за глухим забором Института экспериментальной медицины, куда посторонним вход воспрещен. А особняк с башенкой в Ермолаевском переулке в 1896-м Шехтель построил для себя. Сейчас в здании — посольство Уругвая. „Любимый цветок прабабушки — ирис — здесь изображен, — замечает Кира Лазарева. — Он стал символом модерна“. Позже Шехтель с женой и тремя детьми переселился на Большую Садовую. Построил дом попросторнее и попрактичнее. На Большую Садовую в гости к Шехтелю захаживал Маяковский, художники Ларионов и Гончарова. Они были друзьями детей архитектора. Специально для молодежи Фёдор Шехтель обустроил площадку на крыше. Футуристы и авангардисты любили там собираться. Здесь он и жил до 17-го года. Проектировал во флигеле-мастерской, преподавал, участвовал в выставках. Во время революции его настойчиво звали в Швецию и Францию. Но он остался. „Моя родина — Россия, и я приму все, что принимает она“, — сказал архитектор. И потерял все — мастерскую, заказчиков, собственный дом. Ему пришлось переехать к дочери в коммунальную квартиру. Его проекты отклонялись один за другим: модернистские красоты не отвечают требованиям революционного времени, говорили чиновники. „Он после революции построил только павильон для выставки в Таджикистане и постамент памятника Островскому у Малого театра“, — сообщает искусствовед Евгения Кириченко.
Имя модерниста Федора Шехтеля вписали в историю

В серии «Архитектурное наследие России» издана книга о знаменитом зодчем Фёдоре Шехтеле. Российский архитектор, живописец, график рубежа XIX-XX века работал в стиле модерн. Он — автор зданий МХАТа, Политехнического музея, Ярославского вокзала, кинотеатра «Художественный». Правнучки Фёдора Шехтеля как семейный фотоальбом рассматривают книгу, посвященную их великому предку. Спорят — кто из потомков архитектора больше на него похож. Марьяна Владимировна говорит: ее отец — заслуженный артист России Вадим Тонков, больше известный в Советском Союзе как Вероника Маврикиевна, участник знаменитого эстрадного дуэта «бабушек». «Удивительное сходство! — считает правнучка Федора Шехтеля Марьяна Бачко. — И когда было столетие Шехтеля, отмечалось это в Доме архитектора, папа раздевался, в раздевалке висели афиши с этой фотографией, все говорили: „Живой Шехтель пошел!“ Кира Сергеевна кузине возражает: „Нет, вылитый Шехтель — мой сын“. Фёдор Ращевский пошел по стопам прапрадеда. Работает по шехтелевским принципам, которые за 130 лет нисколько не устарели. „Вы никогда не поймете снаружи — что внутри, — рассуждает он. — И, находясь внутри, вы никогда не поймете — в каком месте фасада находитесь. Это совсем другой принцип. Не проектирование такое архаичное: вы рисуете красивый фасад, у вас там ордер, цоколь, за этим анфилада комнат. А вот ему было интересно играть с этими кубиками“. Потомок влиятельных немецких торговцев Франц-Альберт (по-русски Фёдор Осипович) Шехтель учился с Исааком Левитаном, оформлял спектакли и иллюстрировал сатирический журнал „Будильник“, в котором печатался его друг Антон Чехов. В конце 1880-х начал проектировать дома для богатейших людей того времени. Особняк банкиров Рябушинских на Малой Никитской — дом-загадка. С улицы не сразу поймешь — сколько в нем этажей. Все окна разной формы, внутри — лестница, в которой, как говорят специалисты, „выплеснулся весь модерн“. В 30-е, после возвращения из Италии, здесь поселился Максим Горький. Писатель, рассказывают, дом ненавидел. Известен случай: один из гостей поднял тост за хозяина дома, Горький грубо перебил. „Я — не хозяин. Хозяин — Моссовет!“ — заявил он, после чего встал и вышел из комнаты. Правнучки Федора Шехтеля думают, что пролетарскому писателю неуютно было среди этой буржуазной роскоши. „Архитектура Шехтеля вся сюжетная, — отмечает Марьяна Бачко. — Вот в каждом доме есть сюжет: в каком-то — сказка, в каком-то — рассказ, романс. Но это придает человеку возможность фантазировать, размышлять“. Похожий на замок особняк на Садовой-Черногрязской — заказ железнодорожных магнатов фон Дервизов. Интерьеры здания сегодня можно увидеть разве что в книге, что хранится за глухим забором Института экспериментальной медицины, куда посторонним вход воспрещен. А особняк с башенкой в Ермолаевском переулке в 1896-м Шехтель построил для себя. Сейчас в здании — посольство Уругвая. „Любимый цветок прабабушки — ирис — здесь изображен, — замечает Кира Лазарева. — Он стал символом модерна“. Позже Шехтель с женой и тремя детьми переселился на Большую Садовую. Построил дом попросторнее и попрактичнее. На Большую Садовую в гости к Шехтелю захаживал Маяковский, художники Ларионов и Гончарова. Они были друзьями детей архитектора. Специально для молодежи Фёдор Шехтель обустроил площадку на крыше. Футуристы и авангардисты любили там собираться. Здесь он и жил до 17-го года. Проектировал во флигеле-мастерской, преподавал, участвовал в выставках. Во время революции его настойчиво звали в Швецию и Францию. Но о
Удар, который приблизил смерть Фёдора Осиповича: мавзолей Ленина доверили строить его ученику Алексею Щусеву, хотя проекты двух архитекторов были похожи. Шехтель взял за основу египетскую пирамиду, Щусев — пирамиду майя. Фёдор Шехтель умер в 1926 году. Его дома отдали под государственные учреждения, но самого будто вычеркнули из истории архитектуры. Полвека имя автора Ярославского вокзала и МХАТа, кинотеатра «Художественный» и Политехнического музея возвращалось в учебники и словари. Теперь с него начинается многотомник «Архитектурное наследие России», который станет самой полной энциклопедией русского зодчества.

Источник: vesti.ru

Добавить комментарий