Сейчас практически всё село — это музей, посвящённый поэту. Здесь вы увидите дом, в котором Есенин появился на свет в 1895 году; амбар, в котором его семья жила после пожара; земское училище, в нём учился будущий поэт; церковь, где его крестили младенцем и куда позже деревенский мальчик ходил молиться. Был ли Есенин-поэт глубоко верующим? Скорее нет, но, как все русские люди до революции, он воспитывался в религиозной, христианской семье.
Сейчас практически всё село — это музей, посвящённый поэту. Здесь вы увидите дом, в котором Есенин появился на свет в 1895 году; амбар, в котором его семья жила после пожара; земское училище, в нём учился будущий поэт; церковь, где его крестили младенцем и куда позже деревенский мальчик ходил молиться. Был ли Есенин-поэт глубоко верующим? Скорее нет, но, как все русские люди до революции, он воспитывался в религиозной, христианской семье.
Родители Есенина были крестьянами. Брак их был браком по договору — обычная практика тех времен. Поэтому с маленьким Серёжей на руках его мать Татьяна несколько раз пробовала уходить от своего мужа. И тем не менее родила от него нескольких детей, которые впоследствии были весьма дружны.
Есенин рано покинул свой деревенский дом. В 17 лет он прибыл в Москву, где начал работать в книжном магазине, а потом в знаменитой типографии Сытина. Видимо здесь он и начал встречаться с известными русскими поэтами и писателями. Затем стал вольным слушателем историко-философского отделения Московского народного университета. Сестра Есенина — Екатерина — вспоминает, как, приехав в свою деревню, он рассказал отцу, что хочет стать поэтом.
Вот как описан в воспоминаниях сестры этот разговор:
«Дорогой мой! — говорил отец. — Знаю я Пушкина, Гоголя, Толстого и скажу правду. Очень хорошо почитать их. Но, видишь ли, эти люди были обеспеченные. Посмотри, ведь они все помещики. Что же им делать было? Хлеб им доставать не надо. На каждого из них работало человек по триста, а они, как птицы небесные, не сеют, не жнут… Ну где же тебе тягаться с ними? — А Горького ты знаешь? — спросил Сергей. — Мало читать пришлось, но знаю, писатель знаменитый. Знаю, что из простых тоже, но таких богатырей раз-два и обчелся. А ты спроси его, Горького, счастлив ли он? Уверен, что нет. Он влез в чужое стадо, и, как белая ворона, среди них… Страшная вещь одиночество, а он одинок. Не наша эта компания — писатели, будь ближе к своим, не отставай от своего стада, легче жить будет.
Сергей улыбнулся и, вставая из-за стола, сказал, сощурив глаза: — Посмотрим».
Вот в этом «посмотрим», возможно, и заключалась драма крестьянского поэта. Он очень стеснялся своих в прямом смысле бедных родственников, своего нищего села, крестьянского дома. Стеснялся перед своими новыми обеспеченными друзьями, перед знаменитыми любовницами, которые появились у него вместе с пришедшей всенародной славой.
Есенин любил красивых и успешных женщин. Первой из его жён была актриса Зинаида Райх, которую он бросил с двумя крохотными детьми. Потом на весь мир стал известен роман поэта революционной России Сергея Есенина и суперзнаменитой тогда американской танцовщицы Изадоры Дункан. В СССР её называли Айседора. Женившись на ней, крестьянский парень стал путешествовать по миру — пожил в Америке, объездил всю Европу с её шикарными курортами и, как теперь сказали бы, гламурным образом жизни.
Вернувшись в Россию, он ещё больше стал стесняться своих рязанских корней. Как-то он задал отцу вопрос: «Сколько надо присылать денег, чтобы вы по-человечески жили?» Отец от денег отказался, сказав: «Мы и так живём по-человечески». Парадокс жизни Есенина заключается в том, что, ведя жизнь богатого гуляки, он оставался в душе простым рязанским парнем. Ведь без преувеличения все его стихи были о русской природе, русской деревне и русской душе.
Такой ментальный разрыв привёл его сначала к пьянству, а потом и к тяжёлой депрессии. В ноябре 1925 года поэт ложится в платную психиатрическую клинику в Москве к профессору Ганнушкину. Но уже через месяц, под Новый год, он решает, что вылечился. Есенин покидает клинику и отправляется в Ленинград, где селится в роскошной гостинице «Англетер». Здесь, в номере 5, 28 декабря 1925 года тридцатилетнего поэта находят мёртвым. Он повесился на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение «До свидания, мой друг, до свидания» было написано им в этой гостинице своей собственной кровью:
«До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей.
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.»
Позднейшие слухи о том, что поэт Есенин якобы был убит, так и остались слухами. 30 лет назад даже была создана специальная комиссия, которая пришла к следующему выводу: «… опубликованные ныне версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения… являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы».
Так что вряд ли стоит думать, что поэт был убит, а не покончил с собой, тем более что советская власть к нему благоволила. Похоронен Сергей Есенин на Ваганьковском кладбище Москвы. А рязанское село Константиново с невероятными видами на Окских просторах осталось местом, которое воспевал в своих стихах поэт:
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…»
Вы будете удивлены, но эта белая берёза и правда всё ещё стоит под окном есенинского дома! И в наши дни село выглядит, как настоящая игрушка. Красивые ухоженные домики, хорошая инфраструктура с замечательным рестораном на берегу реки. Как и во всех музеях, понедельник там считается выходным днем, но служители — энтузиасты игнорируют это правило, и крохотный есенинский дом, а также земская школа практически всегда открыты. Отдельного упоминания в Константинове заслуживает невероятная природа этого места. Село раскинулось на крутом берегу Оки. В этом месте река вьётся лентой и уходит куда-то к горизонту. Кажется, что поэтом здесь может стать каждый.
А в нескольких километрах от Константинова — село Пощупово, где находится красивейший Иоано-Богословский монастырь. Сюда Есенин часто ходил слушать звон знаменитых пощуповских колоколов. Может, именно эту обитель он описал позже в своих стихах: «Я, жилец страны нездешней, прохожу к монастырям…»
Впрочем, это место заслуживает отдельного, не есенинского рассказа. Прежде всего стоит сказать, что Иоанно-Богословский монастырь — это ещё домонгольская обитель. Время её основания греческими монахами — конец XII века. Правда, место было выбрано тогда другое — чуть вдалеке на горе Проще, там, где сейчас бьёт родник.
Говорят, что, проплывая мимо по Оке, первая и любимая жена Ивана Грозного Анастасия родила. И в знак признательности уже разрушающийся старый монастырь был отмечен царской милостью. Монахи, получив большие деньги, смогли отстроиться на новом месте — там, где монастырь стоит и поныне. Главный храм монастыря — Иоанно-Богословский собор XVIII века. Он ярко-розового цвета, находится в центре монастырской территории, от Святых ворот к нему ведет дорожка. Две колокольни — это «изюминка» монастыря.
Одна, невысокая, шатровая, XVIII века называется «Малая». Вторая, «Большая», 80-метровая колокольня построена в XIX веке. До революции в ней располагалась богатая церковная библиотека.
Рядом со Святыми воротами располагается милое монастырское кафе. В резной деревянной избушке продают дешёвые и очень вкусные блинчики, а также потрясающий квас собственного производства. Если выйти через задние ворота монастыря, то по узкой тропинке через поля можно попасть к родниковым ключам. Идти около 20 минут, но можно подъехать туда и на машине.
Именно отсюда и делаются все панорамные снимки знаменитого Иоанно-Богословского монастыря. Именно здесь и располагалась когда-то первая обитель. Родниковая вода тут считается святой, её набирают в бутылки, в ней купаются даже зимой. Некоторые русские люди считают приятным и безвредным, а главное — богоугодным занятием окунуться в ледяную воду.
Добраться до сёл Константиново и Пощупово довольно просто. По Рязанскому шоссе (трасса М-5), не доезжая до Рязани, сверните налево, на город Рыбное. Проехав несколько километров по Рыбному, вы окажетесь на развилке дорог посреди поля. Налево будет село Константиново (на это указывает большой портрет Сергея Есенина), а направо — село Новосёлки. А за Новосёлками как раз и будет Пощупово. К сожалению, других путей, кроме как на машине, в эти прекрасные рязанские места просто нет.
Источник: rus.ruvr.ru