Рождественский Сочельник в Православной церкви. Справка

Рождественский Сочельник в Православной церкви. Справка
Само название «сочельник» происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что коливо — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво или коливо было положено в канун праздника только после литургии (богослужения). У православных христиан существовал обычай не вкушать пищу до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа, но богослужебным уставом эта традиция не предписана.

Само название «сочельник» происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что коливо — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво или коливо было положено в канун праздника только после литургии (богослужения). У православных христиан существовал обычай не вкушать пищу до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа, но богослужебным уставом эта традиция не предписана.

Рождественский Сочельник в Православной церкви. Справка

Канон празднования Рождества был окончательно сформирован в IV веке. В современной богослужебной практике в навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа.

Типикон (церковно‑богослужебная книга, содержащая порядок и образ совершения церковных служб) предписывает пост до конца вечерни (богослужения). Однако служба вечерни в сочельник соединяется с литургией (общественное богослужение, за которым совершается таинство Святого Причащения) и совершается утром, поэтому и православные христиане постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча.

Перед свечой поется тропарь (молитвенное песнопение) Рождеству Христову: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе», что означает: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разума, ибо через него служившие звездам (волхвы) звездой научены были поклоняться Тебе, солнцу правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!».

Богослужение Рождественского сочельника наполнено ожиданием радости и ликования рождения (вочеловечения) Сына Божия: «Радуйся, вся земле, се Христос приближается, в Вифлееме раждаяйся».

Особенное место в богослужении сочельника занимают Великие, или Царские часы. Они не присоединяются к другим службам, а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев Царские часы вычитываются и отчасти выпеваются рано утром в день сочельника перед совершением литургии.

Если сочельник совпадает с субботой или воскресеньем, то часы Навечерия Рождества Христова переносятся на пятницу, и в этот день литургия не совершается вообще. Это связано с тем, что субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные.

В 2012 году Рождественский сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В этот день (субботний или воскресный) пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.

В сочельник, по традиции, было положено готовить кутью или сочиво. Варили сочиво из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни. Также на стол подавали вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. Обязательным делом считалось поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.

По материалам РИА Новости.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий