Некоторое время назад я писала пост про литературу и видеоигры. Сегодня я хочу рассказать вам о взаимосвязи игр и кинематографа.
И кино, и игры — это относительно новые виды искусства (по сравнению с живописью, литературой, музыкой), и у них много общего. В играх активно используют кинематографические приёмы, для их озвучки приглашаются профессиональные актёры. Оцифровывается их движения и даже мимика.
Некоторое время назад я писала пост про литературу и видеоигры. Сегодня я хочу рассказать вам о взаимосвязи игр и кинематографа.
И кино, и игры — это относительно новые виды искусства (по сравнению с живописью, литературой, музыкой), и у них много общего. В играх активно используют кинематографические приёмы, для их озвучки приглашаются профессиональные актёры. Оцифровывается их движения и даже мимика.
Роль игрока иногда сводится к нажатию на определённые кнопочки в определённое время, и оттого некоторые современные игры воспринимаются геймерами не иначе как «кинцо». Но разговор мой будет не об этом. Не буду я рассказывать и об играх по фильмам (и наоборот) — этой благодатной темы не касался только ленивый. В своём посте я хочу поведать вам о разнообразных отсылках и аллюзиях на фильмы, сериалы, мультфильмы, которые можно заметить в играх.
Начну по традиции с самых явных отсылок. Есть игры в которых пасхалка на пасхалке сидит и пасхалкой погоняет. Таков, например, Alan Wake.
Из фильма Кубрика «Сияние» взяты сцена с прорубанием двери топором и лабиринт из живых изгородей, через который приходится пробираться герою. Алан Уэйк даже отпускает комментарий по поводу прорубания двери: «Сейчас он начнет ломать дверь, как Джек Николсон в фильме „Сияние“. А кружащие в небе стаи одержимых птиц напоминают фильм Альфреда Хичкока „Птицы“.
Сам городок Брайт Фоллс, в который пребывает Алан со своей женой, во многом похож на Твин Пикс Дэвида Линча и явно был создан под впечатлением от одноимённого сериала. И Брайт Фоллс, и Твин Пикс — это типичные американские городки, в которых все друг друга, кажется, знают, но у каждого всё равно есть свои тайны и секреты. Городки спокойные только на первый взгляд, в тихом омуте, как говорится, черти водятся.
Ко всем аллюзиям на Твин Пикс можно добавить и название достижения за сбор всех термосов — любимая фраза агента Купера из того же сериала: «Damned fine coffee… And Hot!» (Чертовски хороший кофе! … и горячий!).
L. A.Noire — ещё одна игра-кладезь отсылок к кинематографу. Многие дела получили свои названия в честь нуарных американских фильмов прошлого века. Мало того, они ещё частично повторяют события этих фильмов. Так, и в фильме «The Naked City» (“Обнажённый город”), и в одноимённом деле, молодая модель была найдена мёртвой в своей квартире и двое детективов начинают своё расследование. Совпадают даже имена некоторых фигурантов: Хендерсон, Стоунмен. В деле The Set-Up мы расследуем договорные боксёрские бои, как и в фильме, всё завязано на боксёре, которому платят за проигрыш.
Чаще дела и фильмы имеют не такую сильную связь, только общую основную тему. Так, в деле Reefer Madness (Косяковое безумие) — это тема наркотиков, а в The Fallen Idol (Поверженный идол) — любовная интрижка с молоденькой девушкой.
Плюс в игре можно найти катушки с плёнками реально существующих фильмов. Всего их 50 — так что придётся хорошенько порыскать по Лос-Анджелесу. Посмотреть фильмы, конечно, не дадут, но сама идея довольно-таки интересная.
Конечно, все эти отсылки к чёрно-белым детективам придают игре ещё больше очарования, но увы, пройдут мимо большей части игроков, которые никогда не слышали, а уж тем более не видели этих нуарных фильмов.
Отсылкой к фильму в игре может быть что угодно: сценка, ситуация, диалоги, герои, отдельные вещи, детали и даже математические символы.
В игре Duke Nukem Forever на уровне «The Lady Killer: Part 2», в разрушенном зале казино можно увидеть на табло результатов рулетки числа 4 8 15 16 23 42, сакральные для сериала Lost.
Silent Hill 3 использует вещественные аллюзии: в метро можно найти дробовик, торчащий из большой коробки для цветов, что несомненно должно напомнить «Терминатора».
В кооперативе Portal 2 тоже есть отсылка на фильм со Шварцнегером: в одном из необязательных помещений на 6 уровне можно обнаружить руку Атласа в банке. Эта вещица похожа на руку терминатора из фильма «Терминатор 2: Судный день».
«Терминатора» смотрели и создатели Резидента: чего стоит только Падение Мистера Х в емкость с раскаленным металлом во втором сценарии Resident Evil 2.
Школа из первого Silent Hill местами срисована со школы из фильма 1990 года «Детсадовский полицейский», что должно подчёркивать её среднестатистичность и типичность, видимо. В игре были процитированы фасад здания, постеры, висящие на стенах, и жёлтый американский школьный автобус до кучи.
В Fallout 2 в Нью-Рено можно найти чёрный шарик из фильма «Трасса №60», дающий ответы на всевозможные вопросы героя. В игре, увы, его нельзя использовать по этому назначению. Серия вообще богата на всевозможные пасхалки и чтоб перечислить их все не хватит одного поста. Поэтому я просто отмечу ещё пару интересных моментов и перейду к другим играм.
В Fallout: New Vegas при наличии перка Дикая Пустошь можно найти холодильник, внутри которого лежат человеческий скелет и шляпа, что является отсылкой к фильму «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа». В нём Индиана Джонс прячется в холодильнике от ядерного взрыва, а шляпа — просто один из узнаваемых атрибутов археолога.
В Fallout 2 возможно обнаружить синюю полицейскую будку, которая исчезнет при приближении к ней. Любители сериала «Доктор Кто» сразу узнают в ней Тардис, в которой Доктор перемещался во времени и пространстве.
Уйма отсылок в фоллаутах (да и в других играх, чего греха таить) к Звёздным Войнам и фильмам английской комик-группы Monty Python.
Так, в Fallout 2 во время своего путешествия вы можете встретить хранителя моста, который задаст Избранному три вопроса. Сама ситуация и содержание вопросов — отсылка к фильму «Монти Пайтон и Священный Грааль».
На этот фильм намекает и кролик-убийца, обитающий неподалёку от Арканумовских Тихих Вод. В фильме королю Артуру и компании как раз приходилось уничтожать одного такого зверёныша.
Многие персонажи игр цитируют Star Wars. В уже многоразупомянутом мной Fallout 2 Виски Боб, рассказывая про городишко Дэн, процитирует Оби-Вана: «Ты не найдешь большего рассадника дерьма и подлости». Эти же слова джедай говорит Люку про космопорт Тантуина.
В The Longest Journey Эйприл обзывает большую металлическую сферу в Ньюпорте Звездой смерти. Если сферу исследовать дальше, то девушка начнёт цитировать «Звёздные войны»: «Давай взорвём это и пойдём домой!», «Используй Силу, Люк!», пытаясь имитировать голоса.
Вообще, фразы из фильмов частенько звучат из уст героев игр. Их можно считать ещё одним видом отсылок.
В новой Алисе одна из фраз сумасшедшей Сони — «Некоторые любят погорячее. Но никто не любит, чтобы было так горячо» является отсылкой к фильму с Мэрлин Монро «В джазе только девушки».
Во вступительном ролике игры Warcraft III: The Frozen Throne, где Иллидан призывает наг, можно увидеть аллюзию на фильм Эда Вуда «Невеста монстра» 1955 года. Безумный учёный из фильма пафосно заявляет: «Дом… У меня нет дома! Презираемый, преследуемый, загнанный, как дикий зверь… Мой дом — джунгли. Но я докажу миру, что могу быть его хозяином! Я выведу новую расу совершенных людей, расу атомных суперменов, которая завоюет мир!». В ролике из Warcraft’а мы слышим слова Иллидана, произнесённые с таким же подчёркнутым пафосом: «Предатель… На самом деле предали меня. Всеми гонимый. Всеми отринутый. Но я, слепой, вижу то, что недоступно зрячим. Что иногда судьбу нужно поторопить! А теперь вперед… и да настигнет тень Рока… Всех… Кто встанет у нас на пути». Речь обоих героев цветаста и витиевата, а действия явно рассчитаны на произведение эффекта у зрителя.
Киношный пафос и позы не чужды и героям других игр. Так, например, во 2й и 4й частях хоррор серии Sillent Hill при повторном прохождение можно было найти бензопилу. Если экипировать ею Джеймса или Генри и оставить на какое-то время их в покое, то они вскоре поднимут оружие над головой прямо как Эш из «Зловещих Мертвецов».
Кинофильмами могут быть навеяны не только позы, но даже внешний вид героев игр. Например, образ Алессы из первого Silent Hill вдохновлён героиней фильма ужасов 70-х гг «The Legend of Hell House».
Ну и последний вид отсылок о котором я расскажу — это коды в играх. В первом Warcraft фраза из Горца «There can be only one» делает юнитов бессмертными. Во второй части этот же чит используется для перехода на последний уровень.
В Warcraft III в качестве кода для бесконечной маны используется знаковая фраза из «Матрицы»: thereisnospoon. А известная фраза из «Шестого чувства» «ISeeDeadPeople» открывает всю карту.
Коды к игре Heroes of Might and Magic III: Клинок Армагеддона связаны со Звёздными Войнами: ввод команды nwcquigon повышает уровень, nwcpadme добавляет в отряд архангелов, nwcr2d2 — боевые машины.
В Heroes III: Дыханье смерти в качестве чит-кодов используются имена собственные и даже целые фразы из «Матрицы». Так ввод команды nwcfollowthewhiterabbit (которая в Матрице, в свою очередь, была аллюзией на кэрролловскую Алису) прибавляет максимум удачи, nwczion строит все возможные здания во всех захваченных городах, а nwcwhatisthematrix убирает туман войны.
Конечно, это далеко не весь список аллюзий на фильмы и сериалы в играх. Как и в случае с пасхалками на литературу, их поиск — отличная проверка себя на знание первоисточника и наблюдательность. И уже по традиции, пишите в комментах, если вы вспомнили ещё какую-нибудь интересную аллюзию на фильмы в играх.
Источник: kanobu.ru