«Продержаться на высоком уровне долгие годы — вот настоящий успех»

«Продержаться на высоком уровне долгие годы — вот настоящий успех»
Знаменитый австрийский баритон, один из лучших исполнителей камерной музыки Вольфганг Хольцмайер в рамках концертного турне по России выступил в Москве. Между мастер-классами и выступлениями артист поговорил с корреспондентом «Известий».

— В вашей российской программе — «Зимний путь» Шуберта. Как вы решились исполнить это сложнейшее сочинение?

Знаменитый австрийский баритон, один из лучших исполнителей камерной музыки Вольфганг Хольцмайер в рамках концертного турне по России выступил в Москве. Между мастер-классами и выступлениями артист поговорил с корреспондентом «Известий».

— В вашей российской программе — «Зимний путь» Шуберта. Как вы решились исполнить это сложнейшее сочинение?

«Продержаться на высоком уровне долгие годы — вот настоящий успех»

— Я начал учить его еще студентом. И потратил 10 лет, прежде чем приступил к его исполнению 23 года назад. Многие боятся петь «Зимний путь», потому что плохо владеют немецким. На самом деле все гораздо сложнее: «Зимний путь» идет 70 минут, и всё это время ты наедине с публикой и должен ее развлекать. С песнями о грусти, смерти и потерянной любви это совсем непросто. К тому же, в отличие от оперной роли, здесь нет грима, нет оркестра, нет коллег. Ты обнажен и должен раскрыть себя публике, а она всегда чутко реагирует на твое состояние.

— Вы довольны реакцией нашей публики?

— Она очень внимательно слушает. В Австрии люди, бывает, ходят по залу, кашляют. Здесь мы выступаем в консерваториях, для студентов, они идеальные слушатели. Россия меня всегда интересовала. Недавно я был в Новосибирске и Уфе — может быть, не самые лучшие города по сравнению с Москвой или Петербургом, но интересные. Люди очень приветливые.

— Как вы оцениваете уровень русской вокальной школы?

— Русскую школу я больше знаю как оперную, она высокого уровня. У русских богатые, сильные голоса. В Зальцбурге я преподаю камерное пение, немецкие песни, интерпретацию — там голоса не для больших опер. Мы можем петь Моцарта, Россини, но не Вагнера или Чайковского. На мастер-классах я в первую очередь учу петь так, чтобы получился рассказ, даже если ты ничего не понимаешь на этом языке. Слова — ничто, посыл — все.

— Знаю, что вы исполняли премьеру сочинения Eternal Refuge российского композитора Дмитрия Смирнова.

— Да. Он работал над этой пьесой в Вене и перед премьерой объяснял мне, как петь по-русски. Мне уже доводилось петь Мусоргского. Русский язык великолепен для пения. Часто говорят, что итальянский — самый певучий, но если отнестись к русскому с должным старанием, то он не хуже.

— Вы склонны к самокритке?

— Это полезно. Чтобы совершенствовать навыки, надо точно знать, на что ты способен. Дисциплина — самое важно для артиста, но насиловать себя не стоит. Музыка — как спорт. Если спортсмен бегает на длинные дистанции, он необязательно должен хорошо прыгать в высоту.

— Сейчас стало модным переходить из академической в поп-музыку. Как вы к этому относитесь?

— Я никогда этого не делал и не буду делать. Это способ зарабатывания денег и весьма постыдная работа. Я делаю то, что у меня получается и для чего я был выучен. Был один немецкий певец, который начал петь джаз. Но это был не совсем джаз или почти джаз. Был певец, пытавшийся петь французский шансон, как Эдит Пиаф. Но всегда это звучало как «немножко классическая музыка». Мне это не нравится. Я талантлив для академического пения, для работы в опере. Это — мое.

— Не так давно не стало Дитриха Фишера-Дискау, выдающегося баритона.

— Я был шокирован. Два дня спустя я пел в Новосибирске «Зимний путь». Он сделал девять его записей. И все — разные. Для немецкоговорящих певцов Фишер-Дискау был богом, королем песни. Он был рожден, чтобы петь поэмы.

— У вас есть формула успеха?

— А что такое успех? Я честен с собой и с тем, что я делаю. Я верю в искусство песни, в искусство Шуберта, в его силу. Я не претендую ни на какое звание, но пытаюсь искренне донести до публики свои эмоции. Настоящий успех — это не покорение одной, пусть выдающейся, вершины. Это умение удержаться на высоком уровне много лет подряд.

Источник: izvestia.ru

Добавить комментарий