Джеймс Ферраро: «Большинству слушателей насрать на музыку, записанную в прошлом»

Джеймс Ферраро: «Большинству слушателей насрать на музыку, записанную в прошлом»
Фотография: factmag.com

С виду можно подумать, что Джеймс Ферраро рядовой деятель чиллвейва, но по глазам видно: он другой

Фотография: factmag.com

С виду можно подумать, что Джеймс Ферраро рядовой деятель чиллвейва, но по глазам видно: он другой

Джеймс Ферраро: «Большинству слушателей насрать на музыку, записанную в прошлом»

Первый раз я услышал вашу музыку в 2007-м. О вас тогда никто не знал. Буквально: я вбивал имя Джеймс Ферраро в гугл и получал несколько ссылок на вашу тогдашнюю группу The Skaters, а о вас самом вообще не было ни слова. При этом вы записывались сольно к тому моменту уже несколько лет. Проходит пять лет и ваш альбом журнал The Wire ставит на первое место в списке пластинок, вы даете десятки интервью, теперь вот в Москву собираетесь. Как на вас сказалось обретение относительной популярности?

Да никак. Я особенно никогда не шифровался ни тогда, ни тем более сейчас. Пять лет назад я просто вообще не занимался никаким промоушном своей музыки. Доходило до того, что я отпечатывал диски, о которых не знал никто, кроме моих ближайших друзей. Если кто-то связывался со мной для того, чтобы купить мою музыку, я обычно писал в ответ ага, мужик, ну вот ты хочешь три кассеты, один CD-R, а у меня тут еще завалялась копия альбома, который я сделал год назад, но про него из интернета ты не узнаешь, нужен тебе? Так и распространял свои записи. Не знаю, почему наверное, потому что я вообще не понимал, как мою музыку распространять. Потом, когда дело дошло до того, что за меня взялись разные лейблы, мне, конечно, все рассказали и теперь проталкивать себя мне очень в кайф. Я очень люблю давать интервью, мне ужасно нравится вести твиттер, вообще меня увлекли всякие механизмы привлечения внимания к себе, которыми может пользоваться современный музыкант, например, бесплатные миксы и прочие подобные вещи. А как раз пять лет назад я вообще об этом не думал даже.

Странные вещи вы рассказываете. То есть вам на первых порах фактически не нужно было, чтобы вас услышали?

Не то что не нужно просто у меня голова была занята другими штуками. Я же тогда всего несколько лет как жил в Калифорнии. Когда переехал, сразу познакомился со Спенсером Кларком, мы сделали The Skaters, и мне было просто хорошо оттого, что я занимаюсь музыкой, а о том, услышит ее кто-то или нет, я совсем не думал. К тому же, у меня в те времена был такой стиль жизни, что большую часть времени я в буквальном смысле плохо соображал, что происходит вокруг. Сознание у меня было затуманено.

Вы на наркотиках висели, что ли?

Нет-нет, хотя наркотики, конечно, были. Но основная причина в другом. Понимаете, в первый год моего знакомства со Спенсером мы вообще не спали. Точнее, спали, но часов по шесть в неделю. Просто постоянно писали музыку мы, на самом деле, записали все, что было выпущено под названием The Skaters, примерно за полгода, ходили в походы, смотрели кино сутками. В общем, наслаждались обществом друг друга до такой степени, что сон нам просто мешал контактировать. В результате мне потребовалось еще года два, чтобы нормализовать свой режим дня. У меня была тотальная бессонница однажды дошло до того, что я провел часов сорок подряд в кровати, пытаясь заснуть, но не смог. Неудивительно, что я ничего не соображал. Но сейчас все в порядке.

Один из многочисленных треков совместного проекта Ферраро и Кларка The Skaters, во многом благодаря которому и возник термин гипнагогический поп. Бессоница тут буквально слышна в музыке

А вы, кстати, со Спенсером сейчас контактируете? Он тоже занимается сольными проектами, но совсем не так известен, как вы, это его не напрягает?

Спенсер и сейчас мой лучший друг. И он делает удивительную музыку. У него в прошлом году, например, вышел диск под названием Fourth World Abductions, посвященный инциденту на футбольном стадионе Университета Юты, когда в 1988 году инопланетяне забрали часть зрителей, сногсшибательная, очень красивая пластинка. Всем ее советую. И The Skaters, кстати, не закончились. Мы со Спенсером обязательно найдем время, чтобы сделать что-то вместе.

Насколько я помню, первый раз о вас заговорили после статьи Дэвида Кинана в журнале The Wire, где он вас описывал как одного из отцов-основателей гипнагогического попа. Какая у вас реакция была, когда вы первый раз прочитали статью? Что думаете про сам термин?

Начнем с того, что я безмерно уважаю Кинана. Он очень умный мужик и много раз мне помогал в вопросах дистрибьюции музыки. Ну и к тому же, ему принадлежит идея альбома Night Dolls With Hairspray. При этом мне кажется, что термин гипнагогический поп самая надуманная вещь в мире. Кинан в той статье описал массу совершенно непохожих друг на друга музыкантов и притянул за уши вывод о том, что мы все занимаемся переработкой музыки восьмидесятых, что, конечно же, неправда. Возьмите Марка Макгуайра, лейбл Not Not Fun и меня, к примеру, что между нами общего, кроме того, что мы когда-то выпускали музыку на кассетах и CD-R? Что касается меня, то вся музыка, что я тогда делал, была очень далека от 80-х, прошлого, теорий о механике человеческого сна и прочих вещах, о которых Кинан писал в своей статье. Наоборот, я документировал то, что происходило вокруг меня. Это были дневниковые записки, выраженные в музыке. Вот у меня, например, есть альбом Edward Flex Presents: Do You Believe In Hawaii? его я записал после того, как отправился с друзьями в поездку по Неваде, и там мы наперлись на бар, в котором все стены были завешаны старыми плакатами, изображающими бодибилдеров на гавайских пляжах. То есть в этом, конечно, есть элемент взаимодействия с прошлым, но, если бы я не поехал в эту Неваду, я бы никогда не стал бы думать о бодибилдерах из 80-х. Или возьмите альбом Multitopia он же вообще про Youtube и про то, как современная Америка уходит из телевизионного пространства в Интернет. Это был процесс, который меня очень взволновал в свое время. Я же люблю американское телевидение это, по сути, совершенно особенный, уникальный вид искусства с огромным количеством традиций; я не хотел и не хочу, чтобы телевидение исчезло или превратилось в информационный рудимент. Есть у меня и записи, в основе которых были фантастические, не имеющие никакой связи с реальностью вещи. Например, Marble Surf. Этот альбом картина утопичного будущего, которую я очень долго рисовал в своей голове и постарался по возможности ее изобразить с помощью музыки.

Так начинается Marble Surf, одна из лучших записей Ферраро, незаметный шедевр электронного лоу-фай-минимализма

Но в одном Кинан, согласитесь, был прав и это вы своими словами косвенно подтверждаете. Я о том, что для вас же правда важны массовые технологии и поп-культура. Ваш последний альбом, Far Side Virtual, целиком состоящий из дешевых клавишных, записанных на айпэде, и звуков из Скайпа, как раз целиком про современные технологии и есть, как мне кажется.

Ну да, с этим я не буду спорить. То, как быстро вокруг меняются технологии, и то, как они влияют на массовую культуру, меня волнует. При этом почему-то очень многие считают, что я воспеваю процесс интеграции технологий в культурное пространство. А все как раз наоборот. Far Side Virtual это очень грустный альбом, который я делал в не очень хорошем настроении. Понимаете, сейчас в мире почти перестали делать универсальную, коспомополитичную музыку. Интернет, постоянная необходимость быть онлайн изменили вообще все. Для музыкантов сейчас не существует массовой аудитории, она вся сузилась до списка контактов в Скайпе, до списка друзей на фейсбуке, до ленты фолловеров в твиттере. Человек, сочиняющий музыку, больше не сочиняет ее для всех вокруг, он ориентируется на своих подписчиков. Возьмите кого-нибудь вроде Best Coast или Real Estate ну они явно работают на определенную демографическую группу двадцати— или тридцатилетних белых американцев, которые расселись по тумблерам и твиттерам и дрочат на пропущенные сквозь фильтр фотографии или на картинки с наряженной в ведьму Стиви Никс из восьмидесятых годов. Или даже меня возьмите я же тоже делаю музыку в основном для тех, кто понимает и разделяет мои идеи. Музыка сейчас в таком состоянии, что музыканту, который прочно решил связать свою судьбу с искусством, чтобы заработать и продолжать дальше творить, нужно хвататься за свою конкретную аудиторию, работать по большей части на преданных поклонников и это, в принципе, нормально. Но мне кажется, нужно идти на риск, злить, раздражать тех, кто тебя слушает, издеваться над ними, в конце концов а об этом скоро можно будет забыть. Даже самая андеграундная, необычная, странная и никогда не приближавшаяся к массовости музыка начинает сейчас существовать по неким корпоративным правилам, в которых есть место тонкому расчету, но нет места творческой свободе. Я не говорю, что это обязательно плохо, не утверждаю, что это хорошо это просто естественное развитие музыки, к которому пока я еще не привык и от которого мне пока еще грустно. Я обо всем этом и думал, когда делал Far Side Virtual. Этот альбом попытка представить, как будет звучать по-настоящему универсальная, понятная всем музыка, когда все, в конце концов, окончательно уйдут в онлайн и разбредутся по собственным нишам.

Нужно идти на риск, злить, раздражать тех, кто тебя слушает, издеваться над ними, в конце концов а об этом скоро можно будет забыть

А то, что Far Side Virtual записан с помощью крайне дешевых программ и инструментов это тоже часть концепции? Вы думаете, чем дальше, тем дешевле будет производство и звук музыки?

Да, конечно. Вы включите радио там девяносто процентов песен записаны при помощи оборудования, которое среднему американцу будет стоить всего половину месячной зарплаты. А через пять лет девяносто процентов музыки будет записано на программах, которые можно будет скачать бесплатно. Это вполне нормально. Музыка всегда дешевела в производстве и, соответственно, в звучании. Времена, когда группа Eagles тратила по пять миллионов на запись пластинки это реликтовое прошлое. Это тоже грустно, но это естественный процесс, к которому нужно будет как-то приспосабливаться в дальнейшем.

Фрагмент прошлогоднего альбома Ферраро Far Side Virtual, своего рода симфонии нового поколения, написанной и сыгранной на айпэде

А что насчет форматов? Вот вы выпускали музыку на кассетах, CD-R, на виниле, но последнее время все просто выкладываете в MP3 цифровые форматы, по-вашему, тоже победят? Назад возврата нет?

Они уже победили, конечно же. Я в курсе, что продажи винила за последние годы выросли на чуть ли не на триста процентов, но это все совсем не влияет на общую картину. По-моему, физические носители очень переоценены. Они работают исключительно на нужды тех, кто слушает музыку, записанную в прошлом, а большинству слушателей на нее, как правило, насрать. Если по звуку стали запариваться меньше, то никому скоро не будет дела до того, на чем музыка звучит лучше на виниле или в MP3, потому что она на всем будет звучать одинаково плохо. Вообще, мне кажется, что скоро в принципе придет конец массовой звукозаписи. Запись музыки, издание новых песен все это будет элементом промоушна, позволяющим собрать больше народу на концертах, которые, понятное дело, постепенно становятся главным источником дохода для музыкантов. История музыки сделала полный круг и замкнулась. Я очень люблю классическую музыку и в ней существовали только понятия сочинения и исполнения музыки. Музыка прошла через период повального увлечения звуком, когда сочинение то есть концептуальная составляющая, и исполнение приносились в жертву ради кропотливой работы в студии именно со звуком. Но и этот период закончился.

Кстати, о концертах. Как вы вообще в Москве будете выступать? Что будете исполнять? Вы же очень много разной музыки издали.

В Москву я приеду со своим другом Шоном и мы будем импровизировать. То, что мы делаем, похоже на Far Side Virtual, если в нем бы не было влияния Дебюсси, а было бы больше элементов world music. Ничего с моих собственных альбомов мы исполнять не будем.

Странное решение. У вас же есть как минимум пластинка Night Dolls With Hairspray на ней странные, но все же рок-песни, в духе Эдди Ван Халена практически. По-моему, если вам что-то нужно играть живьем, то именно ее. Может получиться крутой рок-концерт.

Я согласен на все сто процентов. Песни с этого альбома лучше всего подходят для рок-концерта в привычном понимании этого слова. Будь моя воля, я бы с ними и приехал, но есть одна проблема. В прошлом году я дал несколько концертов, основой которых были именно песни с Night Dolls With Hairspray, и они были ужасными. Очень быстро стало понятно, что для того, чтобы такая музыка работала в концертном варианте, нужно долго репетировать, очень много работать а у меня на это банально нет времени. Когда я стану чуть посвободней, обязательно к этой идее вернусь найду музыкантов, напишу новые песни, доведу до ума старые, все такое прочее.

Джеймс Ферраро щедрый мужчина: самый песенный и рок-н-ролльный его альбом Night Dolls With Hairspray доступен на YouTube целиком

Но у вас же и так вроде музыканты есть. По крайней мере, свой новый проект Bodyguard вы именно как группу позиционируете.

Bodyguard существует только в интернет-пространстве. К тому же, это не группа, это crew то есть коллектив друзей, которые в любой момент могут уйти из проекта ради собственного творчества, а потом так же просто вернуться. Для нас Bodyguard не очень приоритетен. Поэтому давать концерты с этим составом сложновато.

С ваших слов складывается впечатление, что у вас очень интеллектуальная музыка не в том смысле, что она высоколобая, а в том, что вдохновляетесь вы исключительно какими-то своими умозаключениями. А есть ли какое-то искусство, которое вас вдохновляет? Ну, как это обычно бывает мальчик слышит по радио песню и ему хочется сделать так же.

На самом деле нет. При этом я много искусства потребляю но оно оказывает очень небольшое влияние на мое творчество. Ну вот только Night Dolls With Hairspray был напрямую написан под влиянием старых фильмов категории б да и то, как я уже сказал, сделать такой альбом было идеей скорее Дэвида Кинана, чем моей. А так… Я очень люблю академическую музыку, в диапазоне от Баха до Сати, очень люблю живопись, от Генсборо до абстракционистов, очень люблю эйсид-хаус. Кстати, если кто-то в Москве мне предложит поиграть любимые эйсид-хаус-треки я обещаю над этим подумать. Я неплохой диджей.

А у вас будет на это время? Вы же в Москве будете всего два дня как же достопримечательности? И вам еще, я так подозреваю, будет интересно познакомиться с российской поп-культурой поближе.

Да-да, Красная площадь это обязательный пункт в программе, естественно. А что касается поп-культуры честно говоря, не знаю, хватит мне двух дней, чтобы познакомиться с массовым русским искусством. Вообще, про современное искусство из России я мало чего знаю. Слышал какие-то старые группы но не помню их названия совсем… Хотя нет, есть у меня любимая русская группа. Просто ох…енную музыку они делали. Называется Вирус, слышали про нее?

Вирус? Это такие ребята из девяностых с девушкой на вокале? Рейв такой?

Да-да они самые. Просто сногсшибательная группа. Они у вас в почете?

Нет, как раз наоборот, про них забыли все уже.

Ну вы даете. Вам стоит их переслушать.

В ходе интервью по рекомендации корреспондента Афиши Джеймс Ферраро также ознакомился с творчеством Стаса Михайлова, но реакцию его, к сожалению, не представляется возможным передать на письме

Джеймс Ферраро выступит на Стрелке 15 июня в рамках вечеринки журнала Interview; также обещан сет человека по имени TEAMS

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий