
В коридорах Министерства культуры Египта 6 июня было тесно, а перед зданием — шумно. Певцы, танцовщики и музыканты Каирской оперы провели минувшую ночь и первую половину сегодняшнего дня в здании министерства и вокруг него. Их требование — отставка министра культуры Алаа Абдельазиза и прекращение административного вмешательства в культуру. Торопиться на обычные ежедневные репетиции и вечерние спектакли артистам не нужно: коллектив Каирской оперы объявил забастовку до вплоть до удовлетворения всех своих требований.
В коридорах Министерства культуры Египта 6 июня было тесно, а перед зданием — шумно. Певцы, танцовщики и музыканты Каирской оперы провели минувшую ночь и первую половину сегодняшнего дня в здании министерства и вокруг него. Их требование — отставка министра культуры Алаа Абдельазиза и прекращение административного вмешательства в культуру. Торопиться на обычные ежедневные репетиции и вечерние спектакли артистам не нужно: коллектив Каирской оперы объявил забастовку до вплоть до удовлетворения всех своих требований.
В коридорах Министе
© Фото: «Голос России»
За три недели пребывания на своем посту новый министр, известный своей близостью к «Братьям-мусульманам», своими заявлениями и действиями успел настроить против себя всю египетскую творческую интеллигенцию. Начал он с того, что уволил целый ряд авторитетных деятелей культуры, в том числе директора Каирской оперы г-жу Инас Абд-аль-Даим, с именем которой связаны многие творческие успехи старейшего и крупнейшего на Африканском континенте оперного и балетного коллектива. Одновременно из близких к власти кругов стали раздаваться заявления о том, что европейский классический балет — это чуждое египтянам непристойное явление, с которым Египет без сожаления должен расстаться.
© Фото: «Голос России»
Каирская опера была открыта в 1869 году. В середине XX века к оперной труппе театра добавилась балетная. И египтяне уже привыкли считать каирские оперные и балетные постановки своим национальным достоянием, с которым они вовсе не собираются расставаться. Поэтому к протестным акциям танцовщиков, певцов и музыкантов Каирской оперы присоединились многие художники, актеры и режиссеры, выступающие против распространения влияния религиозных партий на сферу культуры.
© Фото: «Голос России»
Музыканты Каирского симфонического оркестра во главе с дирижером, маэстро Хишамом Габра отменили очередной концерт, извинились перед слушателями и присоединились к акции коллег из Каирской оперы. К зданию министерства культуры они явились со своими скрипками, валторнами, гобоями и барабанами — и для поддержания боевого духа участия акции исполнили несколько задорных мелодий.
© Фото: «Голос России»
Вот что рассказал «Голосу России» один из музыкантов, присоединившихся к бастующим:
«Меня зовут Мохаммед Салих, я пианист Каирского симфонического оркестра. Я выпускник Петербургской консерватории 1996 года, работаю в оркестре уже 14 лет. Сейчас в нашей культуре происходит ничто иное, как атака со стороны „Братьев-мусульман“ на культуру и искусство Египта. Они назначили своего человека в качестве министра культуры. Этот человек спустя 48 часов после назначения убрал директора Каирской оперы много других опытных работников культуры. Это план по разрушению культуры, план расколоть и столкнуть общество, и подготовить его к исламизации культуры, как они исламизировали другие сферы нашей жизни. Поэтому мы пришли к министерству культуры и кабинету министра, чтобы заявить о своем несогласии с его курсом. К сожалению, Каирский симфонический оркестр в целом не может бастовать, как это делают наши коллеги из Каирской оперы, так как некоторые люди боятся, что тогда оркестр вообще закроют. Но в той или иной форме мы будет поддерживать наших товарищей. Мы будем думать, как противостоять этому исламистскому нашествию и я уверен, что мы вернем нашу украденную революцию».
Новое руководство Министерства культуры пока держит оборону и сдаваться не торопится. Но и Каирская опера отступать не намерена.
© Фото: «Голос России»
Хани Хасан, ведущий солист балета Каирской оперы и приглашенный танцовщик еще 4 театров (в Анкаре, Риме, Неаполе и Уфе), сказал «Голосу России», что отступать деятелям искусства просто некуда: танцевать под диктовку чиновников и консервативно настроенных депутатов они не умеют:
«Перед Египтом в настоящий момент стоит огромное количество сложнейших и неотложных проблем. А в этот момент в египетском парламенте обсуждают балет и совещаются, как бы получше его запретить.
Между тем египетский балет — старше самих этих депутатов, которые тем не менее с этим видом искусства явно вообще не знакомы. Но это их проблема, это им нужно расширять свой кругозор. Гамаль Абдель Насер наградил основателя нашей балетной труппы Абдельменема Камеля орденом Республики первой степени. При Садате и Мубараке приезжавшие в Каир короли и президенты других стран обязательно посещали Оперу, потому что наш театр — это просто чудо, это уникальное явление, которое к тому же глубоко отражает египетскую культуру. Балет принимает участие во всех национальных и международных фестивалях в Египте и за рубежом. Мы танцевали в крупнейших столицах мира, в том числе, кстати, и в Москве.
С Россией у нас вообще особая история отношений. В России — очень образованная и благодарная публика не только в столице, но и в других городах. Мы танцевали на площадках в Уфе и Ярославле, и повсюду нас очень хорошо принимали. А на родине некоторые теперь хотят нас запретить — им искусство, видно, не нужно. А может быть, нас просто хотят запугать, чтобы превратить в послушных марионеток. Но этого не будет. Речь идет не о конкретных людях, а о культурной жизни Египта — и сдаваться мы не намерены».
Впервые с 1871 года, когда в Каирской опере состоялась мировая премьера «Аиды», уже объявленные спектакли шедевра Верди отменены. Аида, Радамес, жрецы и воины в джинсах и кроссовках сидят на полу коридоров Министерства культуры или скандируют лозунги перед зданием министерства. Кто победит в этом сражении — неясно. Либретто этого произведения еще не дописано.
Источник: rus.ruvr.ru