Завтра не умрет никогда?

Завтра не умрет никогда?
На экраны вышли два фантастических фильма об ужасах ближайшего будущего.

Кино со Стасом Тыркиным

«Гадкие лебеди»*

Режиссер: Константин Лопушанский

В ролях: Геннадий Гладий, Алексей Кортнев, Леонид Мозговой

На экраны вышли два фантастических фильма об ужасах ближайшего будущего.

Кино со Стасом Тыркиным

«Гадкие лебеди»*

Режиссер: Константин Лопушанский

В ролях: Геннадий Гладий, Алексей Кортнев, Леонид Мозговой

Завтра не умрет никогда?

«…Эти горящие леса и черное от дыма небо, и расплавленный асфальт городов, вся эта погубленная планета, не выдержавшая ненасытного монстра под названием человек», — сладострастно перечисляет ужасы будущего пародийно-зловещий карлик, один из эпизодических героев фильма Константина Лопушанского «Гадкие лебеди». Все вышеперечисленное, однако, — приметы не столько близкого будущего, сколько художественного мира режиссера Лопушанского, певца русского апокалипсиса, все картины которого (самая известная из них — «Письма мертвого человека») рассказывают о неизбежном конце света.

Сюжет романа братьев Стругацких позволил режиссеру вновь упиться любимой темой, позаламывать руки, по старинной российской традиции попенять человечеству на бездуховность и всласть покликушествовать. Главный герой — писатель Банев (эмигрировавший в Канаду актер Геннадий Гладий) — проникает в закрытую зону, где находится интернат для одаренных детей, куда жена сдала его дочь. Детей обучают на лицо ужасные, но добрые внутри мутанты-«мокрецы», которых решили извести химией темные силы (в лице музыканта Кортнева). «Дети — это будущее, — изрекают они банальность, одну из многих в этой картине. — Кто управляет детьми — управляет будущим». И настаивают на уничтожении малолетних сумрачных гениев: «другие» они, дескать, «они или мы».

Надо ли говорить, что в «зоне» постоянно идет дождь? Вода красиво струится в лучах зловещего кроваво-красного света и с противным журчанием капает то в пустую банку из-под огурцов, то в грязную ванну, то на старый радиоприемник, по которому детский голосок вещает что-то несусветное: «…сумерки бытия сгущаются пепельными тенями, но в рамках строго выстроенной предметности»… Водица противно журчала еще в шедеврах Тарковского. У Лопушанского поливальные машины уже откровенно солируют, затмевая невзрачных героев-интеллектуалов, фальшиво бормочущих пошлости о климатических аномалиях и гуманизме.

Будущее показано в «Гадких лебедях» как дремучее советское прошлое с его коммунальной разрухой и трамвайным хамством сферы обслуживания. Но и сам фильм Лопушанского как будто пришел к нам из прошлого, как будто был снят в те славные времена, когда книга Стругацких пользовалась таким успехом у нашей интеллигенции. Его словно сняли с полки, где он пролежал лет эдак 30 и, слегка стряхнув нафталин, зачем-то выпустили в прокат. Ах, если бы его сняли тогда, он смотрелся бы совершенно дивно на фоне почти полного отсутствия качественной зарубежной кинопродукции и, несомненно, наделал бы много шума среди бородатых поклонников бардовской песни, которые с упоением принялись бы обсуждать его скрытые смыслы на своих кухнях.

В форме пафосного авторского послания силящийся поведать нам что-то о будущем, фильм на деле весь обращен в прошлое, являя собой ненамеренную пародию на советское философское кино, родившее свои шедевры, но безнадежно оставшееся в прошлом веке.

«Дитя человеческое»****

Режиссер: Альфонсо Куарон

В ролях: Клайв Оуэн, Майкл Кейн, Джулианна Мур

«Дух бесплодия витает над осиротевшей землей», — изрекает насупленная маленькая героиня «Гадких лебедей». По иронии судьбы в один день с бесплодной фреской Лопушанского на наши экраны выходит еще один фильм-антиутопия, чье действие разворачивается в недалеком будущем (Лондон, 2027 год). По мнению модного мексиканского режиссера Альфонсо Куарона («И твою маму тоже», «Гарри Поттер и узник Аскабана»), его у человечества практически нет. Мир впал в анархию и неофашизм, а человечество необратимо больно: потеряло способность к воспроизводству. Вся надежда — на юную чернокожую иммигрантку, непонятно как забеременевшую среди этого бедлама. Судьба человечества — в руках негероичного персонажа Клайва Оуэна, который должен провести новую деву Марию через враждебное окружение и в конце концов принять роды.

Эта история, в отличие от «Гадких лебедей» все-таки дающая миру робкую надежду на выживание, тоже способна вызвать легкую изжогу своим серьезничаньем и религиозным аллегоризмом. Однако нельзя отрицать очевидное: это кино нового тысячелетия, сделанное в пугающе реалистической эстетике теленовостей, на широкую ногу, с большим тщанием и умением. Третья мировая война воплощена на экране с такой обстоятельностью, как будто эта война уже идет. Техническое совершенство картины было справедливо вознаграждено на последнем Венецианском фестивале приличествующей случаю «Золотой Озеллой».

Как и Лопушанский, Куарон играет с идеей о том, что «будущее — это хорошо забытое прошлое» (эти слова даже стали слоганом его картины). Саундтрек картины насыщен классическими рок-композициями, а один из самых любопытных персонажей — немолодой хиппи, очень похожий на постаревшего Джона Леннона в исполнении Майкла Кейна.

Интервью с Альфонсо Куароном и Клайвом Оуэном читайте в ближайших номерах «КП».

ОЦЕНКА «КП»

***** — гениально!
**** — здорово
*** — недурно
** — плохо
* — ужас нечеловеческий

Источник: kp.ru

Добавить комментарий