Хор Сретенского монастыря, который ждут на днях в Нижнем Новгороде, — коллектив уникальный: он существует более шестисот лет. Сейчас в его составе 8 басов (в том числе два октависта, а это большая редкость для любого хора), 17 теноров. Между прочим, у всех певцов академическое профессиональное образование.
Хор Сретенского монастыря, который ждут на днях в Нижнем Новгороде, — коллектив уникальный: он существует более шестисот лет. Сейчас в его составе 8 басов (в том числе два октависта, а это большая редкость для любого хора), 17 теноров. Между прочим, у всех певцов академическое профессиональное образование.
Зарубежная география триумфальных выступлений коллектива простирается от Вашингтона и Рио-де-Жанейро до Лондона и Сиднея. Ассоциативная мощь звучания хора настолько велика, что слушателю кажется: он находится в храме.
Много лет коллектив сретенцев возглавляет выпускник Академии музыки имени Гнесиных заслуженный артист России Никон Жила. Он вырос в семье священника и с детства пел в хоре Троице-Сергиевой лавры. Накануне поездки регент Никон Жила ответил на вопросы корреспондентов «АиФ».
— Никон Степанович, ваш хор выступит у нас в начале третьей Пасхальной недели. Наверное, нижегородцы услышат не только светскую, но и духовную музыку?
— Да, нам очень приятно снова побывать на нижегородской земле. И, конечно, вдвойне приятно, что концерт состоится в дни празднования святой Пасхи.
Программа нашего выступления называется «О России петь», и мы посвящаем этот концерт истории России. История наша немыслима без православной веры, поэтому мы решили коснуться исторических моментов, ставших переломными в жизни наших предков. Исполним песнопения, посвящённые Крещению Руси и князю Владимиру, крестившему наш народ, вспомним и почтим память новомучеников и исповедников российских, отдавших свои жизни за православную веру и церковь.
И, конечно, как итог и смысл нашей жизни, — споём о светлом Христовом Воскресении, о победе жизни над смертью. Наконец, по уже сложившейся традиции исполним так полюбившиеся нашим слушателям песни России.
— Что вы больше цените — профессионализм певцов или молитвенность исполнения? Когда слушаешь, к примеру, «Реквием» Георгия Свиридова в исполнении хора и Дмитрия Белосельского, испытываешь потрясение и катарсис: на душе становится светлее и чище. А в романсе «Утро туманное» у хора такое удивительное «акварельное» звучание, у слушателя невольно возникают ассоциации с пейзажами Юрия Левитана. Композитор-любитель Эраст Абаза, наверное, одобрил бы такую трактовку своего произведения.
— Церковное пение — это, наверное, самое сложное музицирование, потому что церковному хору необходимо донести молящимся людям ту необыкновенную силу, красоту духа и смысла, которыми наполнено наше богослужение. Русские композиторы, конечно, слышали и чувствовали необходимость глубокого осмысления церковных текстов и передавали это в своей музыке. И для нас светская музыка — это продолжение той традиции русского хорового пения, которая уходит своими корнями в церковную музыку.
— Певцы хора выходят на сцену в обычных костюмах, а не в церковных облачениях и мало чем отличаются от слушателей. Такой имидж — ваша принципиальная позиция и чем можно это объяснить?
— Наш коллектив — в первую очередь именно церковный хор, но все наши хористы, хотя и верующие, и воцерковлённые, тем не менее люди светские, поэтому костюм наиболее подходит для выступлений в концертных залах.
— Православная церковь выступает хранительницей русской хоровой культуры. Огромная заслуга в этом принадлежит монастырскому пению, в том числе и вашему коллективу. Что необходимо для того, чтобы не прерывалась связь времён, чтобы приумножались и сохранялись традиции древнего русского хорового искусства?
— Думаю, необходимо работать, в первую очередь, над оздоровлением духа нашего общества и особенно молодёжи. Это касается всех сфер деятельности жизни человека, в том числе и музыкальной стороны, ведь песня отражает настроение общества и времени.
В России пели всегда — в храме за богослужением, когда работали в поле или когда шли на войну, на защиту своего Отечества, когда шли умирать!
Если послушать популярную музыку прошлого века и современную популярную песню, то, за редким исключением, сейчас нечасто можно услышать что-то действительно стоящее и сильное духом. А это, к сожалению, показатель упадка и де-
градации. Уверен, что тот труд, который сейчас прикладывает церковь к оздоровлению нашего общества, в будущем принесёт свои плоды.
— Ваше имя переводится с греческого «побеждающий». С чисто человеческой точки зрения, какими достижениями вы гордитесь?
— Знаете, мне лично очень приятно, что наш хор всегда с радостью встречают в городах и весях нашей огромной страны и за рубежом. Моя жизнь как дирижёра неотделима от жизни хора, и все достижения — это наша совместная работа во славу Божию, церкви и России!
Дмитрий Романов, Михаил Светлов
Редакция благодарит за содействие «Нижегородконцерт».
Источник: aif-nn.ru