С первым в России артистическим кабаре связан практически весь цвет русского искусства начала ХХ века: поэты Мандельштам и Гумилев, художники Бурлюк и Судейкин, режиссеры Мейерхольд и Эйзенштейн. А в гости к ним приезжали, например, отцы европейского символизма — Верхарн и Метерлинк, родоначальник мирового футуризма Маринетти, композитор Рихард Штраус. Чествования современных польских поэтов, знаменитого французского комика Макса Линдера, звезды русского балета Тамары Карсавиной — чего только не происходило в кабаре с эксцентричным названием «Бродячая собака»! Откуда оно взялось? В интервью «Голосу России» историк литературы Евгений Аринзон рассказывает, что этот образ возник в поэзии того периода:
С первым в России артистическим кабаре связан практически весь цвет русского искусства начала ХХ века: поэты Мандельштам и Гумилев, художники Бурлюк и Судейкин, режиссеры Мейерхольд и Эйзенштейн. А в гости к ним приезжали, например, отцы европейского символизма — Верхарн и Метерлинк, родоначальник мирового футуризма Маринетти, композитор Рихард Штраус. Чествования современных польских поэтов, знаменитого французского комика Макса Линдера, звезды русского балета Тамары Карсавиной — чего только не происходило в кабаре с эксцентричным названием «Бродячая собака»! Откуда оно взялось? В интервью «Голосу России» историк литературы Евгений Аринзон рассказывает, что этот образ возник в поэзии того периода:
С первым в России артистическим кабаре связан практически весь цвет русского искусства начала ХХ века: поэты Мандельштам и Гумилев, художники Бурлюк и Судейкин, режиссеры Мейерхольд и Эйзенштейн. А в гости к
«В своем цикле стихов Федор Сологуб изображает себя в образе несчастной собаки, — приводит пример литературовед. — Этот мотив использовал затем Владимир Маяковский в стихотворении „Вот так я сделался собакой“. В общем, это образ не вполне домашнего человека, который любит бродить по городу, встречаться со своими друзьями в непринужденной обстановке — вот это, вероятно, и дало название кабаре „Бродячая собака“. Такие же вызывающие названия имели и художественные объединения начала ХХ века — например, „Ослиный хвост“, „Бубновый валет“. Это искусство сейчас называют единым термином „авангард“. Славу и известность „Бродячей собаке“, прежде всего, принесли художники и поэты: здесь собирались представители трех школ русской поэзии начала ХХ века — символисты, акмеисты и футуристы. Кстати, 1912 год считается началом истории русского футуризма, который определяет характер авангардных течений русского искусства ХХ века. Да и в литературной памяти кабаре осталось благодаря участнику футуристического движения Бенедикту Лившицу. В 1933 году он написал книгу мемуаров „Полутораглазый стрелец“, посвятив целую главу „Бродячей собаке“.
Вот один из ее эпизодов: «Затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы вписать в „свиную“ книгу свои последние стихи, по которым простодушные „фармацевты“ строили догадки, щекотавшие их любопытство». «Свиной» книгой в «Бродячей собаке» называли книгу для автографов посетителей. Про «фармацевтов» же рассказывает Евгений Аринзон:
«К жизни богемы присматривались люди состоятельные: банкиры, владельцы предприятий, магазинов, богатые врачи. Их всех собирательно называли „фармацевтами“. Артисты, художники, которые бывали в „Бродячей собаке“, за вход или вообще не платили, или платили символическую цену. А так называемый фармацевт выкладывал, допустим, 25 рублей — большие деньги для того времени, целая зарплата учителя».
К богачам, к тем, кто, вероятно, обеспечивал коммерческую возможность существования кафе, его главные обитатели уважения, судя по всему, не испытывали. Обращаясь именно к ним на одном из вечеров, Владимир Маяковский прочел, словно бросил в лицо, стихотворение «Вам!». Гнев поэта был обращен на «сытую буржуазию», равнодушную к ужасам Первой мировой войны. Содержание стихов и ненормативная лексика вызвали взрыв возмущения, дамы падали в обморок…
«Бродячая собака» просуществовала всего три с половиной года. Но это были невероятные годы: период яркой насыщенной жизни, бурного расцвета русского искусства. «Новейшие театральные, художественные, поэтические течения сегодняшнего времени — все это и нынче „бурлит“ в недрах исторического подвала. Он был возрожден после долгого небытия в 2000 году», — рассказывает «Голосу России» директор арт-клуба Евгения Аристова:
«»Бродячая собака» — это не гламурное место, — утверждает она. — Это место для тех, кто понимает его историческую значимость. Интерес выступить здесь настолько большой, что приходится формировать график выступлений надолго вперед. Многие люди, которые приходят, говорят, что они хотят подышать этим воздухом, почувствовать энергетику этих кирпичей, атмосферу, наполненную духом великих. Им нравится эта обстановка. В общем, «Собака» продолжает жить творческой жизнью, как ей и полагается, но многое, конечно, изменилось. Ведь история со стопроцентной точностью не повторяется».
«Хотя, — добавляет Евгения Аристова, — может быть, мы пока не знаем, кто те сегодняшние Ахматова, Гумилев, Маяковский, которыми мы будем гордиться в будущем».
Источник: rus.ruvr.ru