«У Володарского была своя тема: XX век и трагедия людей этого века. Он сам один из этих людей»

«У Володарского была своя тема: XX век и трагедия людей этого века. Он сам один из этих людей»
По просьбе «Известий» об Эдуарде Володарском вспоминают его сотрудники.

Александр Роднянский, продюсер

— Он исключительно мощный сценарист. Работал до последнего дня и умер накануне огромной премьеры: многосерийного фильма «Жизнь и судьба» на канале «Россия», сценарий к которому написал он.

Его жизнь чрезвычайно точно рифмовалась с судьбами всех его героев. У него была своя тема в кино: XX век и трагедия людей этого века. Он сам один из этих людей. Благодаря ему они ожили на экране.

По просьбе «Известий» об Эдуарде Володарском вспоминают его сотрудники.

Александр Роднянский, продюсер

— Он исключительно мощный сценарист. Работал до последнего дня и умер накануне огромной премьеры: многосерийного фильма «Жизнь и судьба» на канале «Россия», сценарий к которому написал он.

Его жизнь чрезвычайно точно рифмовалась с судьбами всех его героев. У него была своя тема в кино: XX век и трагедия людей этого века. Он сам один из этих людей. Благодаря ему они ожили на экране.

«У Володарского была своя тема: XX век и трагедия людей этого века. Он сам один из этих людей»

Мы работали с ним на «Обитаемом острове», и на «Достоевском», и работать, должен признаться, было нелегко. У него очень твердые представления, свои жесткие политические концепции. Но больше всего меня поражала в нем плотность мыслей, напора и энергии — он пришел из огромной индустрии большого советского кино, и я всегда чувствовал несоразмерность его с нынешней, российской киноиндустрией. Поэтому в последние годы он фактически ушел из кинематографа и нашел себя в телевидении.

Здорово, что его полюбил канал «Россия», и он смог работать на таком количестве значительных проектов: это и «Штрафбат», и «Достоевский», и «Жизнь и судьба». Мы сейчас еще один масштабный исторический проект развиваем на основе его сценария. С большим режиссером.

Он был носителем правды, но и блистательным рассказчиком, который умел развивать жанр. И это очень важно, ведь именно жанр заставлял сопереживать героям. Ну кто еще мог написать такую вещь, как «Свой среди чужих, чужой среди своих»? А сценарии к фильмам Германа? Сочетание человеческой внятной позиции, опыта, значимости высказывания, и сценарного мастерства — все это было в Володарском. Он страница истории нашего кино, и своей смертью эту страницу перевернул.

Сергей Мелькумов, продюсер

— Мы работали вместе с Эдуардом Володарским и над «Достоевским», и над «Обитаемым островом». Банально звучит, но уходит эпоха. Это были другие люди: и он, и Валентин Черных, ушедший в августе.

Конечно, как любой драматург, он не любил, когда сценарий менялся по ходу работы, но всегда делал то, о чем договаривались. При этом у него была совершенно нечеловеческая трудоспособность: он делал в год по несколько огромных сценариев, иногда по восемь серий, и при этом объеме было потрясающее качество. Володарский — энциклопедист, много знал, много читал, мог написать о любой эпохе, делал яркие характеры. Даже когда я читал первый сырой материал, атмосфера эпохи и характеры уже были переданы. Все бюджеты сейчас крутятся на телевидении — и он работал там, где могли реализовать его замыслы.

Вадим Назаров, главный редактор издательства «Амфора», где вышли книги Эдуарда Володарского «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время», «Страсти по Чапаю», «Столыпин. Невыученные уроки»:

— Его книги всегда хорошо продавались. Это был автор, к которому можно было обратиться за советом. Например, когда мы делали иллюстрированное издание Владимира Высоцкого, у нас возникли сложности с пониманием песни «Штрафные батальоны». Мы поняли, что лучше Володарского нам никто не объяснит. Когда он работал над «Штрафбатом», так изучил тему, что, наверное, был лучшим в стране экспертом по этому вопросу. Оказалось, что в штрафных батальонах не было запрещено кричать «Ура», это было поэтическое преувеличение Владимира Семеновича.

По всей видимости, у Володарского в столе остались еще рукописи. Это серьезный большой литератор. Основная его работа была в кино, но тот уровень, который он показывал, превосходит многих профессиональных беллетристов.

Источник: izvestia.ru

Добавить комментарий