Михаил Шемякин: Служу России, несмотря на все обиды и боль, которые испытал от существующего в то время строя

Михаил Шемякин: Служу России, несмотря на все обиды и боль, которые испытал от существующего в то время строя
— Михаил Михайлович…

-Зовите меня просто Михаил. Я много лет прожил без отчества в тех странах, где нет отчества, где даже президентов кличут по имени. И как сказал Маяковский, «в творчестве нет отчества, ибо творчество — всегда отрочество». А я человек наверное творческий и скромный, и посему…

— Михаил Михайлович…

-Зовите меня просто Михаил. Я много лет прожил без отчества в тех странах, где нет отчества, где даже президентов кличут по имени. И как сказал Маяковский, «в творчестве нет отчества, ибо творчество — всегда отрочество». А я человек наверное творческий и скромный, и посему…

Михаил Шемякин: Служу России, несмотря на все обиды и боль, которые испытал от существующего в то время строя

— Хорошо, Михаил. На днях завершился военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», для которого вы создали памятный подарок — забавного барабанщика, который придал фестивалю своеобразный юмор. Чем вообще вас привлек конкурс мировых военных оркестров?

— Во-первых, я очень симпатизирую коменданту Московского Кремля Сергею Хлебникову — удивительный человек, необычайной души, который вызывает у любого, кто с ним сталкивается, буквально в первую же минуту чувство глубокой симпатии и желание принимать участие в его замечательном деле.

И вот когда возникла идея создать какой-то сувенир, связанный с фестивалем, я предложил сделать в фарфоре узнаваемую фигурку — Щелкунчика. Моего Щелкунчика хорошо знают на Западе, гастроли моего балета были в Америке, в Германии, в Англии, дважды Париж вызывал моего Щелкунчика.

Поэтому я предложил превратить Щелкунчика в барабанщика Преображенского полка — полка моего любимого императора государя Петра Первого. Щелкунчик был облачен в мундир Преображенского полка. Питерский Императорский фарфоровый завод, в лице его владельца господина Цветкова, любезно согласился помочь в изготовлении фигурок.

Тираж очень маленький — это 30 экземпляров, номерных, с сертификатами. Производство даже такой крохотной фигурки, как Щелкунчик, это кропотливый процесс, она состоит из 21 элемента.

Сделать фигурку из фарфора гораздо сложнее, чем из серебра или бронзы. Таким образом родился забавный сувенир, который, насколько я знаю, очень сразу всем понравился. А Мирей Матье очень была растрогана Щелкунчиком и наградила меня поцелуями.

О ПЕТРЕ I

— Вы упомянули о Петре Первом; вы создали ему памятник, который стоит в Петропавловской крепости. Как вы считаете, кем был этот царь для России? Историки расходятся во мнениях: одни считают его великим благом для России, другие — что своими преобразованиями, военными кампаниями, стройками века он оторвал от созидательного традиционного труда, прежде всего — на земле, миллионы людей, многих загубил.

— Ну миллионы убиенных и замученных — это на совести товарищей из ЦК. По-моему, Петр был первым демократом в России, хотя многие считают его жестоким тираном. На самом деле этот царь мог неизвестного калмыка сделать адмиралом за его ум и знания. Его ближайший сподвижник Меньшиков торговал когда-то на базаре пирожками с зайчатиной. За глупость и воровство Петр мог приказать высечь человека дворянского сословия. Образ Петра Первого трактуется и подается в истории, литературе и изобразительных искусствах, в театре и кинематографе — по-разному. Взгляды у российских людей на Петра Первого довольно разные, иногда диаметрально противоположные. Пушкин воспел Петра и его деяния, а Замятин написал мрачную байку, где Петр предстал пьяным сифилитиком, постоянно гоняющимся за придворными дамами и без устали насилующим их. Но у тех, кто понимают, что он сделал для России, есть одно желание — снять шляпу и низко-низко поклониться этой грандиозной и фантастической фигуре.

Именно Петр Первый был создателем российского флота и регулярной армии, владел 14-ю профессиями. Это он был царем-плотником, царем-механиком, царем-литейщиком, и, прежде всего, преобразователем России. Долгое время Петр запрещал называть себя государем, часто подписывал свои послания Петр-бомбардир. Я выиграл конкурс на установку скульптуры Петра Первого в Лондоне, на Темзе, в Детфорде, где был большой порт, в котором Петр Первый проходил практику строительства судов. Мой бронзовый Петр во весь рост стоит с подзорной трубой, а недалеко от него — его любимый карлик, а также кресло, в котором англичане теперь любят фотографироваться. Мэр Детфорда явился на открытие памятника с эмблемой района на груди. Эмалевая эмблема Детфорда являет собой изображение Петра Первого, который, засучив рукава, стругает деталь для судна. Англичане воспринимают царя Петра Первого прежде всего как труженика. И памятник мой они любят, и, несмотря на то, что вокруг нет огородительной решетки, его не распилили и не растащили, как произошло с моим памятником архитекторам-первостроителям города Санкт-Петербурга в том же Санкт-Петербурге. И который городские власти годами не могут восстановить по причине отсутствия денег. Очередная позорная история.

О ФИГУРЕ ПЕТРА В ИСПОЛНЕНИИ ЦЕРЕТЕЛИ

— А как вам Петр, который был подарен Москве Зурабом Церетели?

— Я одним из первых встал на защиту Зураба Константиновича. Потому что когда я увидел эту типичную для родного совка травлю по команде, любимое занятие наброситься всем скопом на одного, я припомнил многое — травлю Иосифа Бродского, травлю художников, музыкантов, писателей. И хотелось спросить злобную толпу хулителей этого памятника, А с чего это вы, уже не товарищи, но еще не господа, стали такими рафинированными эстетами? Москва кишмя кишит остатками коммунистической роскоши, безобразных бронзовых и гранитных обрубков, обозначающих собой крупных деятелей КПСС. А вы, господа-товарищи дружненько ополчились на скульптуру Церетели, недостаток которой заключался, быть может, лишь в том, что поставлена была в не подобающем для нее месте. Слишком маленькая речка для такой большой фигуры. Думается мне, замечательной была идея Анатолия Собчака поставить этого Петра в финском заливе, недалеко от легендарного Кронштадта, и чтобы этот памятник выполнял роль маяка. И я представил себе, как эта громадная фигура церетелевского Петра стоит среди угрюмых Балтийских вод и горящим факелом указывает путь кораблям, плывущим со всего света. Мне кажется, что эта фигура полюбилась бы морякам всех стран. Зураб Константинович отказался от этой идеи и, по-моему, был неправ.

О САТАНИЗМЕ И ВЕРЕ

— А вас-то самого как ругали москвичи, например, за композицию на Болотной площади «Дети — жертвы пороков взрослых».

— Ругали, ругают и будут ругать. В чем-в чем, а в доброжелательности нам не откажешь… У меня есть целая папка, которая называется «Бяки-антишемяки». Все самые злые, самые похабные статьи написаны, увы, только на моем родном языке. У меня громадные архивы прессы, включая и японскую, и китайскую, и вьетнамскую, и болгарскую. Но только на русском языке я читаю вещи, которые даже не раздражают, не пугают, не обижают, а или озадачивают, или смешат. Серьезно отнестись к этому просто невозможно.

Не так давно Генпрокурор России Чайка обнародовал страшные факты — 700 замученных до смерти детей за последние полгода! Вот бы этим мракобесам, гавкающим на мой памятник, да заняться бы поимками очередных Чикатил, которые готовятся к очередным актам насилия над детьми. Но лицемерия в постсоветской России хоть отбавляй. А к чему лицемерие ведет, мы это знаем не по наслышке. 70 лет в СССР твердили о гуманности, бессребренничестве, любви и дружбе. С момента перестройки прошло 20 лет, и куда все это делось? Мы уже привыкли к заказным убийствам, к наркотикам, к неслыханному воровству, разврату, педофилии, к сексуальному рабству, к жестокости и равнодушию. И все это — результат многолетнего лицемерия и лжи. И поэтому горько видеть на экранах телевизоров безграмотного попа-мракобеса, разглагольствующего о бесовском искусстве Ван Гога, Сезанна, Сальватора Дали, и о богоугодных картинах Глазунова и Шилова. А что тебе, «толоконный лоб», известно о Боге вообще, и что Богу угодно, и что Ему не угодно? Инквизицией попахивает от таких законодателей богоугодной моды. К сожалению, эти безграмотные людишки от религии чаще всего «наводят тень на плетень» и наносят серьезный вред православной церкви.

— Например, некоторые вполне авторитетно обвиняют вас в сатанизме, которое вы якобы несете своим творчеством.

— А вот это обвинение «некоторых» вызывает у меня уже не удивление или озадаченность, а брезгливость и отвращение. Потому что в Советском Союзе, может, те же люди, которые говорят теперь о сатанизме, травили меня за мои христианские убеждения. И я был посажен в один из самых страшных сумасшедших домов — в спецклинику имени Осипова, где надо мной производили эксперименты, проверяя действия новых психотропных препаратов. Даже врагу своему этого не пожелаешь! И вот сейчас горстка лицемеров, спекулирующих на имени Шемякина, желая скандальными выпадами привлечь к своей персонишке внимание, говорит о моем сатанизме. Им бы пойти в настоящий поход против педофилов, против тех людей, которые в Думе проваливают один за другим закон об усилении наказания за преступления против детей, а вместо этого они пляшут, как бесы, вокруг памятника, призывающего задуматься о несчастных детях. Создание этого памятника, его название и определение пороков, было идеей мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. А я постарался, чтобы не шокировать и как-то не задеть привыкшего к полному реализму и слегка отупевшего от советского быта зрителя, облачить эти страшные темы в какие-то символические образы. Ведь на этом же пьедестале не появился Чикатило, или другие реальные монстры, которые совершают эти страшные преступления против беззащитных детей, тогда бы памятник был патологически ужасным.

ВЕРНУТЬСЯ НА РОДИНУ

— В вас чувствуется большая обида и на Советский Союз, и на нынешнюю Россию — все это является причиной того, что вы категорически против российского гражданства?

— Российское гражданство я не хочу иметь по многим причинам. Во-первых, это запрещено законом той страны, гражданином которой я являюсь — США. Я не могу обменять американский паспорт на французский — во Франции, где я сейчас живу, у меня есть право на жительство. Во-вторых, я не хочу стоять месяцами где-то в очередях в посольства и чувствовать себя человеком третьего сорта: некоторые страны стараются поменьше пускать к себе россиян. Потому что те, кто нахапал денег, ведут себя там так безобразно, что мы стараемся с моей супругой Сарой вообще по-русски за границей не говорить. Потому что нам тут же внаглую начинают говорить о русской мафии. Я в ответ напоминаю о сицилианской мафии, чем ввожу в краску этих людей, но, конечно, стыдно за поведение некоторых русских за границей. Интеллигентные, культурные люди, которые могли бы увидеть Запад и который им необходимо увидеть, не имеют на это денег. Они наверняка бы благодарили Бога, что увидели Лувр, прошлись по улицам Парижа. И третья причина. Для того, чтобы въехать в Россию с моим громадным хозяйством, я должен заплатить колоссальные налоги за въезд. А если мне захочется вывезти даже мои работы, допустим, для продажи, я должен платить налоги российскому государству за свои работы. Те проблемы, которые встают на пути человека в моем положении, который захотел бы вернуться сюда — настолько грандиозны и настолько ошеломляющи своей нелепостью, что мысли о возвращении тут же из головы улетучиваются.

— А известны ли вам люди, которые все-таки хотят вернуться, несмотря ни на что?

— Мне известны люди, которые вернулись, хотя — что такое вернуться? Вертинский, вернувшись из эмиграции в СССР, воскликнул на вокзале после пропажи багажа: «Узнаю тебя, матушка Россия!». Сегодня ведь сел в самолет — и вернулся. Вот я вернулся, работаю в России, создаю немало работ здесь. Ведь Шемякин служил российскому искусству, несмотря на то, что изгнали меня из Родины. И как только появилась у меня возможность вернуться в Россию, не с чемоданом, а просто вернуться в Россию со своим творчеством, работать в Мариинском театре, работать со студентами — я вернулся. Родину не выбирают — ей служат — это, пожалуй, лейтмотив всей моей жизни и поступков. Патриотизм не на словах, а на деле. Обличать пороки и несправедливость, чтобы искоренять их. И если меня упрекают в том, что я часто что-то критикую, то этим движет не неприязнь к отчизне, а боль и любовь к ней. А где я сегодня живу постоянно и какой у меня паспорт — разве это важно? Я русский художник, всегда подчеркиваю это. Ну, конечно, я никогда не отказываюсь от своих кавказских корней и сегодня, когда идет вот такое гонение на лиц кавказской национальности, я всегда подчеркиваю, что я являюсь лицом кавказской национальности и даже горжусь этим. Так же, как мой троюродный брат грандиозный дирижер Юрий Темирканов, так же, как гениальный Валерий Гергиев. Да, мы — кавказцы. И тем не менее мы — русские.

О РУССКОМ ПАТРИОТИЗМЕ

— Почему сегодня в России мало патриотизма?

— Потому что слишком это слово было замусолено, опошлено и оболгано. Слишком много боли и унижений вытерпели те истинные патриоты, которые пролили свою кровь в гражданскую и отечественную войны. Слишком много невинных людей было замучено и расстреляно. Слишком много несправедливости вокруг. Слишком быстро растет неравенство. А ведь боролись когда-то под лозунгами «равенство и братство», а кто сегодня олигарху брат? Кто ему ровня? А народ-то не глуп. Все видит, все «сечет». И молодежь сегодня байками о всеобщем благе всенародном не купишь. Ведь истинный патриотизм — это вещь очень сложная и глубокая. И квасной патриотизм, сегодня входящий в моду, это явление не новое и весьма пагубное. Это когда кто-то бьет себя в грудь, крича о любви к отчизне, обворовывая ее беспощадно и бесстыдно… Или когда писали доносы друг на друга и особенно на непохожих, выдающихся людей, и эти люди шли по этапам и становились к стенке. И при этом говорилось, что все это делается из любви к Родине. Вот это и убивало настоящий патриотизм. Я видел недавно по ТВ очень интересное интервью. Один пожилой человек пытается построить памятник недалеко от Москвы, где полегло несколько тысяч советских солдат. И корреспондент взял интервью у местных молодых ребят, 16-18 лет. Спрашивает, а вы могли бы вот так же, если бы началась война, погибнуть за Родину, как полегли вот эти солдаты? И ничего не боясь, эти ребята прямо в камеру говорили: «Нет, мы бы не легли костьми, потому что мы считаем, что родины у нас нет, и мы чувствуем себя на этой земле неуютно. И воевать за нее не стали бы. А вот у этих погибших солдат была Родина». Я был ошеломлен этим откровением мальчишек. Это звучало жутко, но по-своему они были правы. Простой советский человек, который чувствовал себя нужным огромной стране, в котором было какое-то чувство гордости и достоинства, ушел в прошлое. Сегодня простой постсоветский человек чувствует себя обобранным, униженным и ненужным. О каком патриотизме здесь может быть речь? И молодежь это особенно остро чувствует и, естественно, патриотизма в них мало. Всех же не пошлют в «нашинские» бойскаутовские лагеря со спец-патриотическими программами.

НУЖНА ЛИ НАМ СИЛЬНАЯ РУКА?

— Сейчас все чаще раздаются голоса, что России нужна сильная рука, а демократия ей не свойственна. Вы-то наверняка категорически против таких идей?

— Это очень сложный вопрос. Потому что все, что в России делается, всегда принимает уродливые формы. Когда люди стремились к демократии, они перепутали ее с анархией. Так же, как, например, в искусстве свободу путают с развязностью. Одно дело быть свободным, как Сезанн или как Пикассо, а другое дело мазать картины нечистотами и кричать о том, что мы, наконец, прорвались к свободе выражения. На сегодняшний день кто-то, может быть, прав, когда говорит, что пора прийти к твердой руке. Но прав и другой, который напоминает, что не единожды такая «сильная рука» у нас уже была — и результаты оказались печальнейшими. Я думаю, что сегодня прийти сильной руке довольно сложно. Подросла другая молодежь, изменилось общественное сознание. И повторить печальные эксперименты 30-х годов прошлого столетия будет довольно сложно. Хотя насилие и террор могут существовать в самых разных формах.

— Как вам жизнь в нынешней России?

— Я считаю, что жить смелым и несогласным в России довольно опасно. Если раньше решение убрать какого-то человека за границей или на территории России принимал даже не КГБ, он только предъявлял предложение, а без решения ЦК КПСС эти действия не реализовывались, то сегодня убрать человека — раз плюнуть. Например, просто на каком-то банкете намекнуть, обратить внимание — и через неделю этот человек будет плавать со свинцом в голове в Москве-реке или в Неве. Или просто густо посыпят его в какой-то стране ядерными отходами. Например, чтобы пугнуть других. Много сегодня неприглядных моментов обнажилось. Разница между ненасытными богатыми и отчаявшимися бедняками. Кто-то летает на личных боингах, покупает особняки в Лондоне и виллы на Лазурном берегу, а кто-то доживает свой век в коммуналках и бараках. С горечью вспоминая, что в этих бараках и коммуналках жили их родители и деды.

И здесь уместно вспомнить пророческие слова Солженицына, произнесенные им в начале перестройки. «Я обращаюсь к тем людям, которые занимаются сейчас созданием новой жизни, нового строя в России: если вы еще раз обманете народ, вырастет такое поколение, от которого вздрогнете вы все и ваши потомки». И сколько же на сегодняшний день разочарованной, циничной молодежи, сколько разочарованного и разуверившегося народа! Разве можно было себе представить, в еще недавние времена, что будут судить людоедов из среды молодежи?! Что наркомания станет настоящим бедствием опять же в молодежной среде?! У людей уже не осталось никакой надежды, ну разве что бормотание, что нужна сильная рука, что нужно всех пороть. Ну и дальше что? Ну, выпорют! Кто-то разбежится, а кто-то просто-напросто и не вернется, потому что такие счета в банках, в оффшорных зонах — на хрена им возвращаться?

Самая страшная трагедия сегодняшнего дня, что закон написан не для всех. Не верят в закон, потому что сегодня человек может совершить преступление, а через две недели откупиться и быть на свободе. А неверие в закон, его силу и гарантии, рождает феноменальную утечку денег за рубеж, скупку недвижимости за границей — на случай, если в России начнется очередная «заваруха». А если будут соблюдаться законы, тогда, мне кажется, и можно создавать настоящее правовое государство. Но пока закон в России — это мыльный пузырь. Я уже несколько лет безуспешно пытаюсь выиграть процесс, который помог бы остановить поток фальшивых картин, скульптур, рисунков за подписью Шемякина. Увы! Оказывается, что в устройстве персональной выставки Михаила Шемякина, состоявшей из тридцати фальшивых работ, следствие не усмотрело состава преступления! Мало того, МВД, ведущее дело, даже не потрудилось сообщить о своем «специфическом» решении. Побеседовали с поставщиком фальшивок «крутым бизнесменом», тот что-то шепнул, подморгнул и дело закрыли. Сегодня благодаря вмешательству Генеральной прокуратуры дело возобновлено, но и поток фальшивок струится. Кафка пополам с Салтыковым-Щедриным. Когда я говорю с серьезными людьми, они разводят руками и говорят — понимаешь, жизнь сегодня такая, время сегодня такое… То же самое говорят и об ужасах 37-го года — время было такое..

В ПАМЯТЬ О ДРУГЕ ВЫСОЦКОМ

— Не могу не спросить о вашем друге Владимире Высоцком. Только что отмечалась трагическая дата — 30-летие со дня его смерти. И многие размышляют, как бы он жил и творил в сегодняшней России, которой его ужасно не хватает.

— Высоцкого сейчас очень не хватает! Он бы сделал много интересного в кино. Не исключена возможность, что при его реакции, при его абсолютной неподкупности и, как он пел в одной песне «мне выбора, по счастью, не дано» — он, возможно, мог быть подстреленным или отравленным. Потому что, наверняка, если бы он сегодня пел и обличал бы кого-то довольно сурово, возможно, его убрали бы очень быстро. На сегодняшний день, я думаю, единственный, продолжатель дела Высоцкого — это Юра Шевчук, человек, которого я очень высоко ценю и уважаю, да и главное — не я один. Шевчука, как и Володю Высоцкого, полюбил народ, а это дорогого стоит.. — Самый популярный наш бунтарь сегодня…

— Бунтарь должен обладать бесстрашием. Яркий пример — Высоцкий. Вы представляете, что такое написать, и прокричать, в то время, что «вся история страны — история болезни» — для этого нужно было обладать колоссальным мужеством. Я сейчас готовлю выход книги «Две судьбы», так называется знаменитая песня Высоцкого, которую он написал после одной из ночных бесед со мной. Мне Володя написал и посвятил 12 стихов и песен. Поскольку он писал о моей жизни, то некоторые моменты могу расшифровать я один. Одна из песен, посвященных мне — песня об одном нашем совместном загуле в Париже, и называется «Французские бесы» (которые нас кружили…). К счастью это был единственный наш совместный загул. Над книгой работаю шесть лет. Меня все спрашивают, ну когда же?

Очень сложная работа. Во-первых, это станковая графика и плюс раскраска от руки. Вообще-то поэзию очень сложно иллюстрировать. Я, например, обожаю Бродского, даже наизусть почти все читаю из его довольно сложной для запоминания знаменитой небольшой книжки «Римские элегии». Для меня это один из самых грандиозных поэтов ХХ века. И Бродский всегда мечтал, чтобы я оформил его книги. А я никогда не мог найти ключа. Ну как обычно оформляют поэзию? Цветочек на окне, если о любви, или, если о смерти, череп где-то в травке валяется. Я пытаюсь показать в иллюстрациях к книге Высоцкого, почему власть имущие так боялись Высоцкого, почему его ненавидела так называемая наша передовая советская интеллигенция. Потому что ведь травили-то его вообще-то не кагэбэшники, его травили коллеги по перу, по театру. И когда я думаю об этом, то понимаю, что где-то Владимир Ильич Ленин был прав, когда говорил, что интеллигенция — это не мозг нации, а ее говно. Наверное, какая-то часть людишек, именующая себя интеллигенцией, этого ленинского эпитета заслуживают.

Выход этой книжки «Две судьбы» — это будет очередной памятник уже не в бронзе, который я поставил в Самаре, а в графике, — моему ушедшему другу.

ОБ ОШИБКЕ МАРИНЫ ВЛАДИ

— Вы с Мариной Влади во Франции общаетесь?

— Очень мало. Я, как и многие, не могу простить ей книгу «Прерванный полет». Книга пестрит нелепыми высказываниями. Ну как можно отнестись к одному из ее перлов, «Я не понимаю их дружбы (имеется в виду Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий). Я не понимаю, что же их могло так связывать, за исключением таланта и страсти к выпивке…» Ну для русского человека одного из перечисленного достаточно для мужской дружбы. И сам образ Володи искажен, унижен. Высоцкий никогда не был жалок! А в книге перед нами предстает величественного роста и поведения звезда французского кино — европейски образованная красавица — Марина Влади, а рядом с ней выведен небольшого росточка, задерганный, затюканный советский человек — актер Таганки — Володя Высоцкий. Пьющий, несчастный, диковатый, ну, разумеется, и талантливый одновременно. Надо напомнить, что в те времена к советским людям относились зачастую как к несчастным дикарям. Жалость пополам с восхищением. Надо же! Опасность быть упрятанным в Гулаг, страна под замком. Поехать в страны соцлагеря — неосуществимая мечта. Что там уж говорить о Париже… Ан нет! Живут, творят, смеются, не ноют. Но, в общем-то, дикари. Марина в разговорах иногда называла Володю талантливым дикарем.

В книге Марина зачастую на одной странице может противоречит сама себе. Например, она пишет, что Шемякин в то время, когда они дружили с Высоцким, был настолько худой, что его можно было увидеть только в профиль. И тут же буквально через пять страниц: «мне надоело перетаскивать его громадную пьяную тушу из одной комнаты в другую», имея в виду пьяного Шемякина. Моя бывшая супруга, которая хорошо знала Марину и, по-моему, до сих пор с ней дружит, сказала ей: «Мариночка, мне бы интересно было узнать, а когда именно, хоть один раз, ты таскала моего пьяного супруга? То, что мы таскали твоего — да, это понятно, и Миша всегда его спасал, ты его всегда вызывала, когда у него были проблемы». Но прежде всего, зная хорошо Володю, я могу свидетельствовать, что дикарем он не был. Это был живой ум, интересующийся всем, что было и есть в мире искусства и литературы. Зная о пробелах в образовании — результат железного занавеса и жесточайшей цензуры — Володя жадно поглощал ту информацию, которую я подготавливал к каждому его приезду в Париж: книги по искусству, запрещенную в СССР литературу, пластинки с новейшей музыкой. А потом шли дискуссии по поводу прочитанного, увиденного и услышанного. И надо было слышать, насколько это был удивительный, остроумный и глубокомыслящий собеседник! Да что говорить! Достаточно послушать его песни, прочитать его стихи, чтобы понять, что за Человек был Владимир Высоцкий.

ДИСКИ ДЛЯ ПУТИНА

— Вы как-то подарили диски Высоцкого Путину. Как это было?

Когда-то я подарил еще виниловые диски Высоцкого Горбачеву, он еще был генсеком ЦК КПСС. Я вместе со своей супругой занимался спасением советских пленных в Афганистане, и мне нужно было выяснить проблемы минных полей, разрешение на это должен был дать генсек. И когда я шел к Горбачеву с песнями Высоцкого, его помощники пришли в ужас: «Вы что, с ума сошли?! Вы идете к Генеральному секретарю и несете криминальные пластинки, да еще оформленные вами! На обложках — вертухаи, зэки!» Михаилу Сергеевичу я сказал, что семь лет работал с Володей Высоцким над этими пластинками, издал их в США и решил подарить один набор ему, что наверняка ему Высоцкий известен как актер, а я хочу, чтобы Михаил Сергеевич узнал Высоцкого как замечательного барда. Горбачев мило улыбнулся и сухо поблагодарил. Скандала никакого не произошло, тем более, что я выполнял тогда громадную и очень опасную миссию, подвергая и свою жизнь, и жизнь Сары очень большой опасности. Мы чудом вернулись живьем из боевых лагерей моджахедов.

А когда я был у Владимира Владимировича Путина — мы с ним пили чай, я — черный, а он, поскольку приверженец восточных боев, — зеленый. Путин показал мне чашку, которую ему подарили где-то в Азии. Я достал Си-Ди с песнями Высоцкого и сказал: «Не знаю, любите вы его или нет, но я решил все-таки вам подарить наш совместный с Володей Высоцким труд, который сейчас переиздан в новых высоких технологиях». И я помню реакцию Путина. Он возмущенно воскликнул: как я могу его не любить, я был воспитан на нем, это мой любимый поэт и певец!

Читайте в «КП»:

Мирей Матье преподнесла сюрприз зрителям «Спасской башни»

Источник: kp.ru

Добавить комментарий