Мыслитель мирового уровня («Липецкая газета», Липецк)

«Будучи чужда европейскому миру по своему, внутреннему складу, будучи, кроме того, слишком сильна и могущественна, чтобы занимать место одного из членов европейской семьи, быть одною из великих европейских держав, Россия не иначе может занять достойное себя и Славянства место в истории, как став главой особой, самостоятельной политической системы государств и служа противовесом Европе во всей еe общности и целости», — писал полтора века назад русский мыслитель Николай Данилевский. «Настольной книгой каждого русского» назвал его монументальный труд «Россия и Европа» Фёдор Достоевский.
«Будучи чужда европейскому миру по своему, внутреннему складу, будучи, кроме того, слишком сильна и могущественна, чтобы занимать место одного из членов европейской семьи, быть одною из великих европейских держав, Россия не иначе может занять достойное себя и Славянства место в истории, как став главой особой, самостоятельной политической системы государств и служа противовесом Европе во всей еe общности и целости», — писал полтора века назад русский мыслитель Николай Данилевский. «Настольной книгой каждого русского» назвал его монументальный труд «Россия и Европа» Фёдор Достоевский.

«Будучи чужда европейскому миру по своему, внутреннему складу, будучи, кроме того, слишком
Николай Яковлевич родился 190 лет назад в селе Оберец Ливенского уезда Орловской губернии. Cейчас это Измалковский район Липецкой области. Философ, публицист, культуролог, Данилевский оказал значительное влияние на умы современников как один из идеологов панславизма и основателей цивилизационного подхода к истории. Не менее актуально звучат его идеи и в наши дни.

О жизни и взглядах нашего выдающегося земляка мы беседуем с доктором исторических наук, профессором исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета Леонидом Земцовым.

— Леонид Иосифович, почему, на ваш взгляд, имя такого мыслителя мирового уровня, как Данилевский, оказалось незаслуженно в тени и мы только сравнительно недавно открыли для себя его теории?

— На протяжении второй половины девятнадцатого века на передний план общественной мысли выдвинулись так называемые «прогрессивные» течения. Их суть сводилась к требованию немедленных коренных перемен в стране, безжалостному слому старой системы. Ярчайший представитель этого марксистского направления — другой наш выдающийся земляк, Георгий Валентинович Плеханов.

Николай Яковлевич Данилевский в спорах о будущем России стоял на совсем иных позициях. Я бы назвал их национально-консервативными. Он и его единомышленники на первый план выдвигали самобытные русские ценности — в том числе самодержавие, как систему взаимоотношений между властью и народом, и отстаивали своеобразие национального пути развития. Если сторонники либеральных и социалистических взглядов ратовали за интеграцию России в Европу и единый путь развития человечества, то консерваторы стояли на том, что у страны и ее народа своя особая миссия.

Первым с таких позиций выступил Карамзин, позднее тему развили славянофилы вместе с нашим выдающимся земляком Алексеем Хомяковым. Продолжил эту линию и Данилевский уже на новом, более высоком научном уровне. Естественно, на фоне все настойчивее звучавших призывов к революционным преобразованиям в стране взгляды Данилевского выглядели старомодно и даже неуместно. Хотя тот же Достоевский сразу подчеркнул, что это книга всех русских…

То, что о его работах, оппонировавших марксистским теориям, у нас после 1917 года постарались забыть — вполне закономерно. Нет пророка в своем отечестве — гласит библейское изречение. Но сейчас справедливость восстановлена, и имя Данилевского вновь заняло достойное место в истории русской общественной мысли.

— Труд «Россия и Европа» сразу же вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Одни восхищались идеями Данилевского, называя книгу «катехизисом славянофильства», другие яростно полемизировали с ними. А насколько его идеи о самобытном пути развития России актуальны сегодня, в век глобализации?

— Уверен, что в наши дни они не менее актуальны, чем полтора века назад. Тогда Данилевский обратил внимание на то, что не существует единого потока развития человечества. Культурно-исторические типы каждой цивилизации могут заметно отличаться по целому ряду базовых ценностей. Для середины XIX века он выделил два культурно-исторических типа: развивающийся славяно-русский и романо-германский, считая, что последний достиг пика своего развития, и вскоре славяно-русский займет важное, подобающее ему место.

Сегодня в исторической науке преобладает точка зрения, что национальный характер, менталитет существенным образом влияют на ход исторического процесса, таким образом, идеи Данилевского получают новую жизнь. В наши дни в прессе можно нередко встретить публикации, смысл которых сводится к тому, что Россия должна сделать всё, чтобы влиться в единый поток развития западной цивилизации. Авторы утверждают, что Россия исчерпала себя, сошла с исторической арены, она должна войти в Европу и предпринять целый ряд мер, в результате которых русский человек, как носитель определенных ценностей, полностью растворится в глобализированном мире. Читая призывы направлять всех офицеров для стажировки в войска НАТО и повсеместно изучать прежде всего английский язык, не можешь скрыть изумления.

Тема сохранения национальной самобытности, развитая Данилевским, сегодня важна как никогда. Ещё Пушкин писал: «Россия никогда не имела ничего общего с Европой. История её требует другой мысли, другой формулы…». Это слова человека, воспитанного на культуре Запада. Над этим, право, стоит серьезно задуматься. Нужно добиваться усиления роли и значения нашей страны, русского человека в мире, не сидеть сложа руки, ведь именно за это ратовал Данилевский.

— В чем же ещё заключаются по Данилевскому особенности «русского пути» развития?

— Данилевский подчеркивал, что у романо-германского культурно-исторического типа на первый план вышло чрезмерно развитое чувство личности, индивидуалистические ценности. Определяя ценности русского человека, он в первую очередь отметил терпимость, качество, выработанное веками существования народа в тяжелых климатических условиях, когда только в коллективе можно было вести сельскохозяйственное производство, когда в общине человек должен выстраивать систему взаимоотношений с соседями. Поэтому у русских столь велик приоритет коллективного, семейного начала.

Он утверждал, что главным для русских людей является не корыстный интерес, а внутреннее нравственное сознание, стремление к справедливости. В соответствии с таким пониманием справедливости самое важное — коллективное владение землей. Отталкиваясь от этих особенностей, Данилевский приходит к выводу о специфике исторического развития России. С его точки зрения, миссия России — успешно разрешить проблемы, стоящие в каждом из четырех разрядов человеческой деятельности, тогда как романо-германский тип концентрируется лишь на двух.

Главнейшим он считал религиозный разряд — Россия как крепкое, независимое, православное государство. В общественно-экономическом разряде признавал приоритет крестьянской общины, коллективного владения землёй. Политический разряд — мощная империя с самым большим населением в Европе, простирающаяся на карте от южных гор до северных морей. Недаром один из современников Данилевского писал, что Западная Европа — всего лишь полуостров к Российской империи. И, наконец, культурный разряд. Он вспоминает, как много миру дали славяне — учёные, писатели, художники, композиторы, а впереди — ещё большие успехи…

Уровень культуры России оказывает громадное воздействие на всю мировую цивилизацию. По мнению Данилевского, славяно-русский культурно-исторический тип неизбежно займет главенствующее положение и коренным образом повлияет на историческое развитие всего человечества. Последовательно отстаивая эту идею, он написал целую главу «Европейничанье — болезнь русской жизни». Нужно развивать собственные ценности, незачем смотреть, каким путём и куда идет Европа, у нас свои приоритеты, на них-то мы и должны равняться, считал Данилевский, и время доказывает его правоту.

— А что известно о самой личности мыслителя, каким человеком он был?

— Родился Николай Яковлевич в семье прославленного генерала и дипломата, участника Отечественной войны 1812 года. Как и Пушкин, закончил Александровский лицей. Интерес привел его вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет, где он впоследствии защитил магистерскую диссертацию. Серьезно увлекался ботаникой, при этом живо интересовался новыми социально-экономическими теориями, активно участвовал в общественной жизни.

В середине сороковых годов XIX века часто посещал заседания кружка «петрашевцев». В 1849 году он был арестован по делу Петрашевского и сто дней провел в Петропавловской крепости. Как известно, 21 из 22 «петрашевцев», в том числе и Достоевского, приговорили к смертной казни, заменив в момент приведения приговора в исполнение каторжными работами. Данилевский же был отпущен, поскольку он объяснил свой интерес к социализму исключительно экономической теорией.

Его направили на службу в Вологду, там он начал заниматься биологическими исследованиями и практической организацией рыбного хозяйства. Всю жизнь провел в экспедициях, знакомясь с рыбными богатствами России, исследовал Волгу, Белое и Каспийское моря. Оставил немало публикаций по этой тематике, непосредственно участвовал в разработке законодательства, регулировавшего рыбное хозяйство России.

В 1884 году он получил чин тайного советника. Но значительно больший интерес для него представляли социально-политические идеи. В конце шестидесятых годов Данилевский опубликовал свою знаменитую книгу «Россия и Европа». В ней он сформулировал идеи, сделавшие его одним из выдающихся русских мыслителей, внесших значительный вклад в мировую мысль. Скончался Николай Яковлевич в Тифлисе в 1885 году в ходе своей последней экспедиции. Похоронен в собственном имении в Крыму. После революции, к сожалению, его могила была утрачена. В девяностых годах прошлого века на месте предполагаемого захоронения Данилевского был воздвигнут памятный крест.

— Что делается для того, чтобы вернуть память о выдающемся мыслителе и его идеях землякам-липчанам?

— Мыслителей такого уровня не так уж много. О Данилевском пишут на Западе как о человеке, опередившем время. По его стопам пошли Освальд Шпренглер, писавший о закате Европы, Арнольд Тойнби, автор «Постижения цивилизации» и другие видные мыслители. Данилевский без всякого сомнения заслуживает того, чтобы достойно почтить его память.

У нас в педагогическом университете в рамках подготовки к 60-летию Липецкой области пройдет научная конференция, на которой будем говорить о вкладе Николая Яковлевича в общественную мысль. Хочется верить, что к его 200-летию в областном центре или на родине, в Измалковском районе, появится памятник Данилевскому. Учитывая значение трудов Николая Яковлевича Данилевского, наш вуз, на мой взгляд, достоин носить имя замечательного русского учёного и патриота, своими работами прославившего липецкую землю.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий