«Формула времени» Всеволода Тарасевича

«Формула времени» Всеволода Тарасевича
В 1959 году в «Литературной газете» было опубликовано стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики», в котором поэт говорил о том, что современному миру требуются люди точных знаний. После этой публикации началась целая интеллектуальная война: участники бурных дискуссий пытались понять, кто «более нужен» — «физики» или «лирики». В конце концов, все сошлись на том, что нужны и те и другие, что важна как наука, так и искусство. Так или иначе, с легкой руки поэта 60-е годы вошли в историю, как «эпоха физиков и лириков».
В 1959 году в «Литературной газете» было опубликовано стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики», в котором поэт говорил о том, что современному миру требуются люди точных знаний. После этой публикации началась целая интеллектуальная война: участники бурных дискуссий пытались понять, кто «более нужен» — «физики» или «лирики». В конце концов, все сошлись на том, что нужны и те и другие, что важна как наука, так и искусство. Так или иначе, с легкой руки поэта 60-е годы вошли в историю, как «эпоха физиков и лириков».
«Формула времени» Всеволода Тарасевича

В 1959 году в «Литератур
Почувствовать удивительную атмосферу того времени сегодня можно в московском Мультимедиа Арт Музее, где открылась выставка «Всеволод Тарасевич. Формула времени».

Всеволод Тарасевич — признанный классик советской фотографии. Во время Великой Отечественной войны он был фотокорреспондентом политического управления Северо-Западного, а затем — Ленинградского фронтов, снимал в блокадном Ленинграде. После войны большинство фотографий того периода исчезли, и лишь в конце 1970-х гг. ему удалось разыскать в Государственном архиве собственные негативы.

С тех пор репортажные фотографии, сделанные Тарасевичем в годы войны, стали обязательными экспонатами тематических выставок и неоднократно публиковались в многочисленных иллюстрированных изданиях.

— Фотографии русско-турецкой войны 1877-1878 годов демонстрируют в Петербурге

В 50-е годы он стал одним из пионеров советской цветной фотографии, работал в крупнейших журналах СССР — «Огоньке» и «Работнице», много путешествовал, снимал страну, возрождавшуюся после разрушительной войны — рабочих и колхозников, учителей, музыкантов и, конечно же, ученых. Именно ученым посвящен его, пожалуй, самый известный снимок — «Поединок» — за который он в 1963 году получил приз World press photo.

На выставке представлены работы, созданные мастером в конце 50-х — середине 70-х годов. В те времена, когда в СССР наука стала настоящим культом, когда достижения ученых гремели на весь мир, а заголовки прессы пестрели словами «мирный атом», «кибернетика», «генетика», «исследования космоса».

Тарасевичу удалось сделать потрясающие кадры, на которых запечатлены люди, фанатично отдающиеся своему делу, ученые, увлеченные своими исследованиями, с горящими глазами и одухотворенными лицами.

— Россия времен перемен. Лица эпохи

Всеволод Тарасевич так говорил о своей творческой задаче:

«В одной точке пересечения должны сходиться как минимум сразу три линии — неповторимость, ситуация, тональность, — тогда кадр будет настоящим. Зритель должен иметь возможность додумать, стать соавтором фотографа…»

Работы Тарасевича и спустя десятилетия вызывают пристальный интерес зрителей — каждая выставка, на которой экспонируются его фотографии, становится заметным событием в культурной жизни.

Странно, что пока работы Тарасевича не выставлялись на аукционах, да и в галереях их найти не так просто. Но, учитывая то, что интерес к фотографии в последние годы растет лавинообразно, а Всеволод Тарасевич — один из самых ярких российских мастеров, можно с уверенностью говорить о том, что в самое ближайшее время его произведения можно будет увидеть не только в выставочных залах, но и в каталогах крупнейших аукционных домов.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий