Вне зоны доступа / Москва временно недоступна, попробуйте приехать позднее

Вне зоны доступа / Москва временно недоступна, попробуйте приехать позднее
Уже четвертый раз журнал «Большой город» проводит акцию «Москва. Доступ есть». Смысл ее заключается в том, что здоровые люди на некоторое время садятся в инвалидные коляски и вместе с людьми, которые вынуждены передвигаться на них постоянно, проверяют насколько удобна столица для тех, чьи возможности ограничены. И каждый год выводы неутешительны.

Уже четвертый раз журнал «Большой город» проводит акцию «Москва. Доступ есть». Смысл ее заключается в том, что здоровые люди на некоторое время садятся в инвалидные коляски и вместе с людьми, которые вынуждены передвигаться на них постоянно, проверяют насколько удобна столица для тех, чьи возможности ограничены. И каждый год выводы неутешительны.

Вне зоны доступа / Москва временно недоступна, попробуйте приехать позднее

16 сентября в 12 часов дня в центре Москвы возле сада «Аквариум» собралась небольшая группа людей: любопытствующая молодежь, журналисты с фотоаппаратами, актер Артур Смольянинов, журналист Сергей Пархоменко, блогер Илья Варламов, еще несколько известных людей и собственно те, ради кого мероприятие и было организованно — люди на инвалидных колясках.

В Советской стране инвалидов как бы не было — все граждане здоровы и счастливы. В новой России инвалидов оказалось множество, как и проблем с их передвижением и обустройством бытовой жизни. Ведь недоступные крутые лестницы никуда не делись. Бордюры на дорогах, невозможность попасть в аптеку, спуститься в метро или воспользоваться другим общественным транспортом… А даже если есть прямая удобная дорога, она будет заставлена припаркованными автомобилями. С ребёнком на прогулку

Они оживленно беседуют друг с другом, позируют перед камерами и отвечают на вопросы репортеров. Многие приехали сюда с семьей, с детьми, а некоторые еще и с собаками. Даже несмотря на плохую погоду, настроение у всех хорошее, и прогулка состоится. Организаторы на всяких случай раздают дождевики. Приглашенные знаменитости садятся в коляски, чтобы на себе испытать, какого это — быть инвалидом.

Каждый год маршрут прогулки разный, на этот раз выбрали одну из центральных улиц города — Тверскую. По ней планируется дойти до мэрии.

— Нам не помешают пройти по улице? — интересуется у полицейского девушка-организатор из «Большого города».

— Если вы не будете выходить на проезжую часть и мешать дорожному движению, то все будет нормально, — успокаивает ее страж порядка. — Выдвигайтесь уже, хватит людей морозить.

Но прогулка все никак не начинается, мы кого-то ждем. Возможно, Ксению Собчак, которая собиралась прийти на эту акцию, но в итоге все же не пришла. Наконец, организаторы раздают всем, кто в колясках, наклейки: на одних написано «доступ есть», а на других — «доступа нет». Прогулка начинается.

На первом же перекрестке происходит неразбериха: часть людей свернула направо, а другие стали переходить дорогу. Организаторы сами запутались в какую сторону нужно идти, но вскоре решили все-таки идти вниз по Тверской. По дороге люди в колясках пробуют заходить в двери всевозможных банков, магазинов и кафе, которых здесь великое множество, и в зависимости от того, получилось у них туда заехать или нет, клеят соответствующие наклейки.

Большинство входов пандусами не оборудовано, соответственно попасть туда человеку с ограниченными возможностями практически невозможно. Но некоторые заведения все же побеспокоились о людях в колясках. В «Мегафоне» даже сделали кнопку для вызова сотрудника, вот только на проверку оказалось, что это только показуха: на наш вызов долгое время никто не выходил, а когда за сотрудником зашли, он растерялся, сказал, что кнопка пока не работает, и вообще было видно, что он совершенно не знает, что ему следует делать. Подождав еще немного и не получив никакой помощи, мы двинулись дальше, оставив на двери «Мегафона» наклейку «Доступа нет».

Вообще для передвижения слепых или колясочных инвалидов в городе не сделано ничего. На тротуарах то в крыльцо упрёшься, то машинами всё везде заставлено. Ходишь на чистом чутье. Но в городе слепому всё равно лучше, что бы там ни говорили. Не представляю себе слепого человека в огороде, например. За хозяйством следить нереально. Тут палкой не обойдёшься. Хотя человек живуч, привыкает ко всему. Лавирующий в темноте

Эти наклейки заканчиваются намного быстрее, чем с надписью «Доступ есть». Неприятно еще и то, что именно в самые необходимые заведения попасть у нас не получается. В некоторые ювелирные магазины, в ночной клуб и во французскую пекарню попасть можно легко, а вот в аптеку, в продуктовый магазин и в Сбербанк (места, которые явно нужны инвалидам куда больше того же клуба) — доступа нет.

Наверняка все эти наклейки, которые по ходу движения мы оставляем, тут же будут сорваны работниками после нашего ухода. Один охранник вообще повел себя неадекватно: когда на дверь приклеили наклейку «Доступа нет», он показал средний палец. Очень вежливый молодой человек.

Людям в инвалидных колясках прогулка явно нравится: они шутят, смеются и с удовольствием пытаются попасть в заведения, которые мы встречаем по пути. Когда у них это получается, они радуются как дети: хлопают в ладоши и кричат «ура». Для многих из них эта прогулка — единственная возможность погулять по центру Москвы. В остальное время им трудно добраться сюда: общественный транспорт для этого неприспособлен. Сегодня их привезли на специальных автобусах организаторы.

— Вы часто выбираетесь в центр?

— В центр чего? В центр села, в котором я живу, часто, а в Москве я очень редко бываю, — вздыхает молодой человек в коляске.

И это понятно, ведь центр Москвы для инвалидов неудобен. Попытки спуститься в метро успехом не увенчались, перейти дорогу тоже оказалось непосильной задачей: только один переход на нашем пути был оборудован специальными лифтами, но оба лифта оказались не работающими. Чтобы мы перешли Тверскую, полиция на время остановила движение и пропустила нас там, где перехода вообще-то нет. Но понятно, что ради одного человека они бы этого ни за что не сделали.

Помимо отсутствия пандусов проблемой являются и сами дороги: высокие бордюры, неровная плитка, ступеньки — все это мешает нормально передвигаться на коляске и требует огромных физических усилий, чтобы преодолеть их.

— Нужны крепкие руки, чтобы передвигаться здесь. А если у вас не хватит сил?

— Ну а что делать? Если не будет сил, то никуда не попадешь, будешь всегда дома сидеть, — спокойно рассуждает мужчина в инвалидной коляске, который, видимо, уже смирился с таким положением дел.

Люди с ограниченными возможностями, которые пришли на это мероприятие, не особо верят в то, что оно поможет что-то изменить. Но они не унывают, стараются вести полноценную жизнь, даже несмотря на отсутствие необходимой для них городской инфраструктуры. А ведь сделать город удобным для инвалидов не так уж и затратно. В Москве куда больше денег тратится на украшательство и показуху, а проблемы, которые испытывают люди в колясках, остаются просто незамеченными. Может быть, чиновникам стоит тоже хотя бы раз сесть в инвалидные коляски и попробовать совершить свои обычные дела? Может быть, тогда они поймут, как это непросто, и попробуют улучшить город. И тогда, может быть, наступит время, когда на каждое заведение можно будет смело вешать надпись «Доступ есть». А пока…Москва временно недоступна, попробуйте приехать позднее.

Источник: chaskor.ru

Добавить комментарий