Журналистика без ценника

Журналистика без ценника
Гость в студии «Голоса России» — Лариса Шамикова, политолог, секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Персона».

Интервью ведет Виктор Самарин.

Самарин: Мы поговорим о роли прессы, то есть, средств массовой информации в формировании общественного понимания всего того, что происходит в российской и мировой экономике, что определяет и политику нашего государства, и уровень жизни населения, в том числе и журналистов, да и судьбы самих СМИ.

Гость в студии «Голоса России» — Лариса Шамикова, политолог, секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Персона».

Интервью ведет Виктор Самарин.

Самарин: Мы поговорим о роли прессы, то есть, средств массовой информации в формировании общественного понимания всего того, что происходит в российской и мировой экономике, что определяет и политику нашего государства, и уровень жизни населения, в том числе и журналистов, да и судьбы самих СМИ.

Журналистика без ценника

К примеру, последняя новость на этот счет. Известная газета «Культура», похоже, прекращает свое существование, или в лучшем случае приостанавливает свои издания по причине нехватки средств и 15 миллионов рублей долга.

Я надеялся увидеть гостем нашей программы и председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова, чей организаторский талант, энергия и принципиальность, можно сказать, обеспечили выживание журналистского творческого союза после распада СССР, в напряженные, для журналистов в том числе, 90-е.

Всеволод Богданов, к сожалению, сегодня не смог по объективным причинам приехать в нашу студию. И я приветствую секретаря Союза журналистов, главного редактора журнала «Персона» Ларису Шамикову. Жаль, но приходится вам, Лариса, что называется, «отвечать и за того парня».

Шамикова: Да, я хочу принести извинения Всеволода Леонидовича, но каждый день происходит такое количество событий, и мы действительно все боремся за выживание, особенно в преддверии выборов время просто уплотнилось. Вопросы Союза журналистов, защиты прав Союза журналистов, экономические вопросы, от которых зависит выживание и непосредственно Союза, и его членов, приходится решать в оперативном порядке.

Самарин: Хотелось бы с вашей помощью выяснить вопрос о том, не слишком ли падка современная российская пресса на всякого рода соблазны, кажущиеся простыми идеи и решения, которые артикулируются представителями политических сил, различных бизнес-компаний, лоббирующих, как правило, исключительно свои интересы?

Как должен участвовать журналист в дискуссиях на экономические, социальные, политические темы? Будь то беседа, интервью, ток-шоу, неважно. Грубо говоря, он играет роль подставки для микрофона, или выступает неким адаптером сомнений, несогласий, протестов, надежд, желаний, превалирующих в обществе?

Шамикова: Вопрос очень интересный. С другой стороны, мы каждый день, и не только журналисты, отвечаем на этот вопрос. Что такое сегодня журналистика? Кто ей должен заниматься? Чьи интересы должны представлять журналисты? По поводу того, что подставка для микрофона, то есть, вы хотите сказать, абсолютно управляемый инструмент в руках кого-то? А кому нужны журналисты и кто сегодня готов управлять журналистами? Власть, бизнес, простые люди?

Потому что высказать свою точку зрения любой политик, любой представитель бизнеса имеет массу возможностей. С развитием Интернета, с развитием социальных сетей у каждого более или менее публичного человека сейчас есть своя страничка. Начиная с президента Российской Федерации, заканчивая учеными, политиками, шоуменами.

То есть площадка для высказывания точки зрения есть. Журналисты здесь не нужны, как было раньше, когда возможности для высказывания собственного мнения были достаточно ограничены. Не было такого количества средств массовой информации, как сегодня. И средства массовой информации были практически только печатные, телевидение.

Это два-три канала. Радио — это две, три, четыре радиостанции. И несколько газет. Все остальные газеты в той или иной степени перепечатывали то, что было написано в центральных газетах. Тогда понятно, что высказываться возможности не было.

Сейчас высказать свое мнение в любой форме есть у любого заинтересованного лица. Поэтому использовать журналистов как механизм для пересказа чьей-то позиции, сразу эта миссия, что называется, отпадает сегодня. Тогда зачем нужен журналист сегодня? Потому что время меняется. Средства массовой информации меняются в соответствии с изменением общества, задач общества. Значит, должна меняться и журналистика.

Конечно, с моей точки зрения, преувеличиваю значение Интернета. Просто очень много дебатируется, что печатные средства массовой информации умрут, что все перейдет в Интернет. Вопрос тут достаточно прост. В Интернете есть возможность высказаться мнение, но при этом огромное количество людей, судя по данным известных поисковиков, ищет именно мнение конкретных людей, не всех блогеров.

Блогером сейчас можно назвать от первого лица государства до любого человека, имеющего дома компьютер и умеющего нажимать на кнопки. Но ищут выступления конкретных людей. Ищут конкретные сайты. И самое главное, задумаемся, почему мнения этих людей так востребованы?

Самарин: Может, потому, что они высказывают не просто свое мнение, а аналитически подходят к тому или иному вопросу?

Шамикова: С одной стороны. С другой стороны, здесь, конечно, играют большую роль две вещи. С сентября этого года появились первые платные посты. Что это такое? Это публикации конкретных людей. Стоит определенные деньги. И им те люди, которые размещают, платят за это деньги. У нас есть известный блогер Антон Носик. В сентябре появилась его первая платная публикация, которая стоит 100 тысяч рублей.

Есть у нас целый прайс на выступления знаменитых блогеров. Лидирует там известный дизайнер Артемий Лебедев, его расценки за пост где-то от 7 тысяч долларов и выше. Есть люди, которые готовы размещать свое мнение за несколько сотен долларов или, может быть, за несколько сотен рублей.

Самарин: Потому что они не уверены, что их мнение востребовано.

Шамикова: Да. На их примере подумаем, почему такая разбивка по мнениям, по выступлениям, по оплате. Это первое. И почему, вообще, возникла такая необходимость в этой оплате. За что платят деньги? И кому платят деньги? Артемий Лебедев — известный аналитик? Он знает какие-то вещи, которые не знают какие-то другие журналисты, учитывая, что Лебедев не журналист, а дизайнер.

Но Артемий Лебедев тот человек, чей коллектив сделал оформление ведущих сайтов. В Интернете он — одна из самых раскрученных фигур. Поэтому на первое место в такой востребованности выходит узнаваемость. Индекс цитирования, а просто по-русски — популярность.

Самарин: Это всегда так было. Независимо, был Интернет или нет.

Шамикова: Но теперь это перекочевало в Интернет. Вторая история — это доверие. Это очень важная история, которая тоже была всегда. Кому верят, кому не верят.

Самарин: Это понятно. Хорошо, мы говорим об экономике, я бы даже сказал, о просветительстве, просветительской роли журналистики в экономической тематике. Это очень важно сейчас для России, и не только для России, выяснилось, что для Греции очень важно.

Шамикова: Да. Что надо разобраться и с аудиторией, и с журналистикой. А много у нас той журналистики, где журналисты способны просветить, рассказать, научить хотя бы азам экономики, политики, правовой деятельности?

Самарин: В чем здесь тогда миссия журналистов, пишущих на экономические темы?

Шамикова: Это миссия не журналиста, а общества, четко высказать свою точку зрения. Что такое журналистика и кто им нужен? Потому что 10 лет назад возобладало мнение, что журналистика в первую очередь должна быть не только информационной, но и развлекательной. И мы знаем людей, особенно на российском телевидении, которые провозгласили целое направление.

Самарин: Но они забыли, что какой бы ни была она, информационной ли только, развлекательной ли, информационной и развлекательной ли вкупе, но она все равно, так или иначе, просвещает. Просвещает она со знаком «плюс» или со знаком «минус»?

Шамикова: Популяризирует. Придает известность. Сейчас пришло время, вы не зря задаете эти вопросы. Надо все-таки определиться, может ли журналистика быть развлекательной? Простой пример. Было сказано, что журналистика развлекательная именно потому, что сегодняшняя аудитория без того, чтобы ее развлекать, информацию не воспринимает. Все зависит от качества информации. Если журналист говорит о здоровье, о проблемах жилья, о социальных условиях, о войне и мире, его информацию будут слушать, и никаких развлечений здесь не нужно.

Самарин: Мы говорили о роли прессы, СМИ в экономическом просвещении общества, о том, насколько дееспособна журналистика в этом вопросе. А сейчас мы поговорим о недавнем Международном форуме журналистов в Сочи, который проходил под эгидой Союза журналистов России и Международной федерации журналистов. Прежде чем приступить ко второму вопросу, мы вернемся к тому, о чем мы говорили, — к экономическим бедам.

Шамикова: Вы привели пример российской газеты «Культура», которой исполнилось 80 лет и которая ведет свою историю от советского издания газеты «Советская культура», и она закрывается. Безусловно, вопросы культуры — это вопросы государственные.

СМИ с таким предназначением как государственная политика в области культуры, естественно, развлекать не может. Она должна пропагандировать, популяризировать, объяснять такие вещи, как высокое искусство, академическое искусство, классическое искусство.

Самарин: Давать оценку и шоу-бизнесу.

Шамикова: И шоу-бизнесу, и современному искусству. Естественно, вопросы, которые связаны с большим искусством, не всегда популярны в народе — это не «желтые» новости, это не новости из жизни звезд.

Самарин: Может быть, они не всегда популярны, потому что они не популяризуются достаточно?

Шамикова: Это с одной стороны, вы правильно говорите. Поэтому высокую культуру надо поддерживать на государственном уровне. Поэтому такое издание, безусловно, сохраняя свою независимую редакторскую позицию и политику, должно поддерживаться государством.

Примеры всех европейских государств. Если мы будем говорить не о коммерческих изданиях, об изданиях не такой тематики, как культура, а общебытовых, то такое происходит не только в России.

Недавно было объявлено о том, что во Франции, возможно, прекратит существование знаменитая французская газета, газета для каждого «Франс Суар» (France Soir). У нее огромная история, несколько десятилетий, но финансовое положение газеты настолько серьезно, что кредиторами и банками, которые поддерживают эту историю, и судами, которые рассматривают сейчас эту историю, дано время до Нового года. Если они не смогут исправить свое финансовое положение, то газета будет объявлена банкротом.

К слову, сегодняшним владельцем газеты на протяжении двух лет является российский гражданин Александр Пугачев. Это сын известного в России политического деятеля, члена Совета Федерации Сергея Пугачева. Два года назад он выкупил эту газету, вложил в нее достаточно много средств. Согласно данным, это более 60 миллионов евро.

Газета набирает рост, но не справляется с взятыми обязательствами. Сейчас решается этот вопрос. Ему предложили продать. Есть французы, которые готовы это купить. Пугачев на это пока не идет. Такая коммерческая история у СМИ с известным многолетним брендом есть не только в России.

Самарин: В чем смысл, цели и эффект таких журналистских встреч, как состоялась недавно в Сочи? Что это — обмен опытом, идеями, некие корпоративные тусовки, общение коллег по профессии, или что-то большее?

Шамикова: Безусловно, это большее, потому что фестиваль журналистов в Сочи под названием «Вся Россия» проходил в 15-й раз. И это не только фестиваль, в котором принимают участие журналисты из всех регионов Российской Федерации. В этот раз принимали участие и представители Союза журналистов из независимых журналистских изданий из стран СНГ, а также из многих зарубежных стран. Поэтому это поистине международный фестиваль.

Для нас, для Союза журналистов, этот фестиваль важен тем, что раз в год есть возможность встретиться с товарищами, с нашими коллегами, которые делают журналистику в регионах. Хотя огромное количество изданий издается в Москве, в Центральном регионе и в Московской области, настоящая журналистика делается в регионах.

Самарин: Не только Россия, еще страны СНГ, это все рядом.

Шамикова: И СНГ рядом. Но вопрос не в этом. По моему убеждению, в Москве журналистика не делается. В Москве журналистика мониторится, зарабатывает, но в своем истинном назначении, когда она представляет и защищает интересы определенных слоев населения, журналистика происходит именно в регионах.

Самарин: Зачитайте, пожалуйста, первый абзац из обращения к журналистскому сообществу. Из него как раз легко сделать вывод о том, что российская журналистика делается именно в Москве.

Шамикова: 15-й Международный фестиваль журналистов «Вся Россия» в 2011 году, который состоялся в Сочи, закончился международной конференцией под названием «Формула доверия». Участники этой международной конференции приняли обращение ко всему журналистскому сообществу, как России, СНГ, так и к мировому профессиональному сообществу.

Самарин: Первый абзац мне показался крайне актуальным. Я отстаиваю точку зрения, что именно в центре, если мы говорим о России, то в Москве делается, существует, живет и развивается настоящая журналистика.

Шамикова: Вопрос спорный, но зачитаю: «В начале XXI века пресса перестала быть для современного человека единственным источником информации. Она перестала быть даже наиболее авторитетным источником информации. В гонке за Интернетом она, безусловно, проигрывает. Что ей остается? Ей остается быть компасом в бескрайнем море событий и фактов, честным комментатором, аналитиком, не претендующим на абсолютную объективность, но имеющим определенную и четко артикулированную позицию».

Самарин: Это именно то, что мы видим в лучших программах, в лучших газетах, в лучших СМИ в Москве.

Шамикова: Союз журналистов мониторит издания, выходящие не только в Москве и Санкт-Петербурге, не только в городах-миллионниках, как Новосибирск, Омск, Владивосток, Хабаров, Екатеринбург, но также смотрит и города, поселки и деревенскую журналистику. Я вам могу сказать, что настоящий журналист не в Москве, потому что в Москве очень трудно остаться настоящим журналистом.

Самарин: В регионе легко?

Шамикова: Здесь мы с вами возвращаемся к началу нашего разговора о соблазнах. В Москве есть возможность загородиться, вещать на станицах в Интернете, с телевизионных экранов. А в небольших городах, там, где ты живешь, ты ходишь по этим улицам, встречаешься со своими читателями, зрителями и слушателями, ты живешь проблемами города. И любой желающий может тебе это высказать.

Самарин: Может высказать и мэр этого города.

Шамикова: И мэр может заставить слушаться, но при этом, тем и отрадно, что практически в каждом городе нашей страны есть истинно независимый, который воюет с властью, который оппонирует власти.

Самарин: Надо ли воевать?

Шамикова: И воюет. Иногда доходит до этого. Иногда оппонирование достигает такого апогея, что у редакции нет другой возможности, кроме как воевать. Я имею в виду судебные заседания, хотя нет гарантий. Вы же знаете о нападениях на журналистов, их достаточно много.

Самарин: Не только в России.

Шамикова: Но в России за 15 лет при исполнении своих служебных обязанностей погибли более 300 человек. И большинство из них — люди регионов. Поэтому журналистика, безусловно, делается и в Москве, и в регионах, но, с моей точки зрения, именно региональный журналист — это настоящий журналист, который является и аналитиком, и учителем. И то, что он стал манипулятором власти, видно там гораздо легче, чем в Москве.

Я хочу сказать, что сейчас трудно всем. Сейчас трудно не только журналистам. Сейчас трудно врачам, учителям, политикам. Я искренне это говорю. Трудно бизнесменам. И, может быть, именно сейчас, после 20-летия существования нашего нового российского государства, пришло время, когда каждый должен определиться, с кем он, где он и каким целям он служит.

Самарин: Я бы хотел в конце поставить точку, пожелать Союзу журналистов побольше заниматься просветительством в экономических вопросах в журналистской среде, чтобы люди у нас были более квалифицированными. Потому что степень экономической образованности самого журналиста — это очень важный и главный вопрос.

Шамикова: Степень профессиональной подготовки. Но журналист, пишущий на экономические темы, должен быть профессионально подготовлен именно в экономических проблемах.

Самарин: Обязательно. О том, занимается ли этим Союз журналистов и насколько удачно, мы с вами обязательно поговорим в нашей следующей беседе.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий